Копы, спецагенты и один импульсивный боксер. 5 лучших фильмов Антуана Фукуа | Кино | Time Out
Кино

Копы, спецагенты и один импульсивный боксер. 5 лучших фильмов Антуана Фукуа

Дмитрий Евстратов 19 января 2023
8 мин
Копы, спецагенты и один импульсивный боксер. 5 лучших фильмов Антуана Фукуа
19 января Антуану Фукуа исполняется 57 лет. Американский постановщик прославился еще в 1990-х, снимая видеоклипы для Тони Брэкстон, Стиви Уандера и Принса. Уже тогда он восхищался Акирой Куросавой и грезил о карьере кинорежиссера. Началась она с боевиков, в которых зубодробительный экшен удачно сочетается с драматическими элементами. Фукуа трудно назвать автором с узнаваемым режиссерским стилем, но точно можно отнести к крепким голливудским ремесленникам, создающим интересное кино со звездами первой величины. Time Out вспоминает 5 лучших фильмов Антуана Фукуа.

«Тренировочный день», 2001

Свой лучший фильм Фукуа снял на заре карьеры. Стартовав с двух разгромленных критиками боевиков, «Убийцы на замену» (1998) и «На живца» (2000), режиссер решился создать куда более серьезное, реалистичное и трагическое кино, подчиненное то ли животному инстинкту, то ли страху перед улицами криминальной Америки.

Фильм показывает один день из жизни Джейка Хойта (Итан Хоук) – новичка отдела по борьбе с наркотиками полиции Лос-Анджелеса. Начинается он со знакомства с новым напарником, опытным полицейским Алонзо Хариссом (Дензел Вашингтон), чьи методы не всегда законны, но довольно эффективны. По крайней мере, так кажется на первый взгляд: у Алонзо есть надежные осведомители, которым он позволяет торговать наркотиками, есть сила и власть, чтобы творить беззаконие, позволяющее держать в узде преступные группировки города. Однако такие принципы работы, в которых добро и зло уже неотделимы друг от друга, могут привести к ужасным последствиям. Именно с ними и придется столкнуться Джейку в свой первый тренировочный рабочий день.

Эта картина – настоящее кино «серой» зоны. Мораль в ней можно толковать двояко. Герои, инструменты их влияния на жизнь города, происходящие события – все направлено в пекло внутренней нравственной борьбы идеалиста Джейка, впервые попавшего в мир, где победить беззаконие можно лишь другим беззаконием.

Поразительно, что студия Warner bros. решила продвигать на «Оскар» Дензела Вашингтона, как исполнителя главной роли, в то время как Итан Хоук позиционировался актером второго плана. В итоге оба свои номинации получили, а Вашингтон, сыграв, возможно, свою лучшую роль, и вовсе был награжден второй в карьере золотой статуэткой. К слову, он также стал вторым в истории (после Сидни Пуатье) афроамериканским актером, удостоенным премии «Оскар» за лучшую мужскую роль.


«Стрелок», 2007

Боб Ли Суэйггер (Марк Уолберг) – один из лучших снайперов в США, способный поразить цель на огромном расстоянии. Об этом прекрасно знают в спецслужбах и приглашают его, когда президенту США грозит смертельная опасность. Благодаря своему опыту Боб должен отследить снайпера-убийцу и предотвратить покушение. Суэйггер соглашается и обнаруживает удобную позицию для выстрела в президента. В этот момент Боба пытаются убить – оказывается, в правительственных кругах созрел заговор, а почетный снайпер – тот, на кого хотят «повесить» вину.

Далеко не все фильмы Антуана Фукуа, несмотря на принадлежность к жанру боевика, получаются остросюжетными. Акценты чаще всего смещаются в сторону – экшн в «Падении Олимпа», сеттинг в «Великолепной семерке», динамический визуальный стиль в «Освобождении». «Стрелок» же – классический пример остросюжетного кино с твистами и нарастающим чувством тревожного ожидания. Картина еще и тему преданного властью американского патриота поднимает: проработки, конечно, не хватает, однако это с лихвой компенсируется жанром. «Стрелок» может и увлечь, и лишний раз легонько раскритиковать американскую власть за империализм и грязные политические приемы.


«Великий уравнитель», 2014

Агент ЦРУ в отставке Роберт МакКолл (Дензел Вашингтон) после смерти жены начинает жизнь с чистого листа. Он отказывается от своего боевого прошлого, работает в хозяйственном магазине в Бостоне, а по вечерам читает книги в местном кафе. Однажды Роберт заводит дружбу с юной проституткой Тери (Хлоя Грейс Морец), которая нуждается в помощи. Ее избивает сутенер, работающий на русскую мафию. Несмотря на то, что Роберт дал своей покойной супруге слово, что не станет вмешиваться в опасные игры, судьба сама подкидывает ему задачу – чтобы спасти девушку раз и навсегда, ему в одиночку придется разворошить гнездо мафии, продажных полицейских и других криминальных авторитетов Бостона.

В каком-то смысле в «Великом уравнителе», переосмысляющем одноименный сериал 1980-х, Фукуа возвращается к собственным творческим истокам: в актерском составе вновь появляется уже изрядно постаревший Дензел Вашингтон, а ему на пути попадается русская мафия. Эти сюжетные осколки заставляют вспомнить о «Тренировочном дне», хотя других сходств почти нет. Вашингтон перестает быть плохим парнем и играет типичного персонажа Лиама Нисона, только более эмпатичного. Мораль у фильма из серой превращается в черно-белую, да и художественным вызовом здесь не пахнет – простой, прямолинейный и здорово слепленный боевик. Всего понемногу: есть за кого переживать, экшн-сцены достойные, герои заурядные, зато диспозиция предельно ясна – добро должно победить. Как – неважно.

У фильма есть неплохой сиквел, а в 2023 году должен выйти триквел, тоже под чутким руководством Антуана Фукуа. На сей раз Роберт МакКол в исполнении Вашингтона будет защищать героиню Дакоты Фаннинг. Однажды Дензелу уже приходилось спасать 10-летнюю Дакоту на экране в криминальном триллере Тони Скотта «Гнев» (2004).


«Левша», 2015

В жизни боксера Билли Хоупа (Джейк Джилленхол) все прекрасно: чемпионские пояса, любящая жена, маленькая дочка и очень много денег. На горизонте вырисовывается бой с надоедливым и скандальным соперником, с которым Билли откровенно не ладит. В одну из встреч боксеры не сдерживаются и начинают драку – в ее ходе погибает супруга Хоупа, и вся его карьера и жизнь с этого момента летят в тартарары. Депрессия, зависимости, потеря контрактов, лишение родительских прав – Билли придется начинать с самых низов на улицах родного города, чтобы вернуть дочь и свое славное имя.

«Левша» – тривиальная лента, как и почти любая другая у Фукуа. Она не выходит за рамки типичного боксерского кино и обладает стандартным набором жанровых шаблонов, из которых выстраивается тяжелый путь потерявшегося человека. В таких случаях привлечь зрительское внимание фильмам помогает лишь качественная и слаженная работа съемочной команды. «Левша» – тот самый случай. Фукуа удалось снять стильную тестестероновую спортивную драму с интересными визуальными решениями и мотивирующим хип-хоп-саундтреком, выгодно отличающуюся от большинства картин, которые он делал до и после. Венцом всему – потрясающий Джейк Джилленхол, привычно вложивший в свою роль неимоверную экспрессию и энергию.


«Виновный», 2021

Полицейского Джо (Джейк Джилленхол) разжаловали до диспетчера из-за инцидента, произошедшего много месяцев назад. Пока идет суд, Джо работает в колл-центре и принимает звонки от пострадавших. Один из таких звонков превращается в настоящий триллер – Джо пытается спасти похищенную девушку и подключает все возможные ресурсы, ведь счет ее жизни идет на минуты.

Датский камерный триллер с таким же названием в 2018 году оказался для проката чем-то вроде бомбы – неожиданно успешным фильмом, блеснувшим на Санденсе (приз зрительских симпатий) и добравшимся до наград Европейской киноакадемии. В Голливуде тотчас заявили: «Ни слова больше!», – и запустили в производство ремейк, доверив его Антуану Фукуа. Режиссер, в свою очередь, позвал в проект Джейка Джилленхола, с которым уже работал над «Левшой».

Фукуа знаком с аксиомой, что ремейк в большинстве случаев слабее оригинала, еще по съемкам «Великолепной семерки», поэтому в «Виновном» он решил немного изменить датскую версию. Сюжетным фоном стали катастрофические калифорнийские лесные пожары, частенько беспокоящие жителей Лос-Анджелеса, в том числе и в год выхода ленты. Решение оказалось уместным – паранойя и так сдавливает пространство фильма, так еще к этому добавляется и предчувствие неотвратимой беды.

Саспенса «Виновному» Фукуа не занимать, но деталей по сравнению с оригиналом все-таки многовато. Минимализм – главное свойство картин «одного актера» в одной локации – теряется, оттого и Джейку Джилленхолу приходится придумывать новые грани для образа, которые не были присущи герою в датской версии. Кажется, делает это он чересчур истерично, так и не находя пределов повышения уровня громкости, в общем-то, довольно тихой ленты. Несмотря на это, для карьеры Фукуа «Виновный» – скорее, успех, пусть и относительный.