От худобы к пышным формам и обратно. И снова. И еще раз. Как менялись «незыблемые» стандарты красоты | Город | Time Out

От худобы к пышным формам и обратно. И снова. И еще раз. Как менялись «незыблемые» стандарты красоты

Клара Хоменко   9 сентября 2022
12 мин
От худобы к пышным формам и обратно. И снова. И еще раз. Как менялись «незыблемые» стандарты красоты
Фото: legion-media.ru

В сентябре отмечают Всемирный день красоты, учрежденный в 1995 году Международным комитетом эстетики и косметологии СИДЕСКО. В интернете по этому поводу можно прочитать что-нибудь вроде «женщины во всем мире были польщены тем, что теперь у них есть собственный праздник». Time Out считает, что лучшим способом отметить такое счастье будет напоминание о том, каких жертв веками требовали от женщин стандарты красоты, как они были переменчивы и почему лекало «красавицы» лучше вообще не прикладывать к живым людям.


Позднее Средневековье


Что требовалось: рожать и следовать заветам церкви

Что было модно: высокий «чистый» лоб


Что требовалось: рожать и следовать заветам церкви

Что было модно: высокий «чистый» лоб

Рогир ван дер Вейден «Портрет молодой женщины»,  1450 год. Фото:  legion-media.ru

К чему привело: красивыми считались женщины, у которых тело было не различить под одеждой. Казалось бы — идеал «чадородной» требовал широкого таза, но такое телосложение наводило на мысль о разврате, так что средневековая красавица почти лишена груди и бедер. Зато у нее должна была быть чистая кожа, на которой не оставили след опасные болезни с тяжелыми последствиями для репродуктивной системы. Болезней таких, как вы понимаете, в Средние века ходило примерно два миллиона.

Ну, а «чистый лоб» получали, выщипывая волосы ровной линией в сторону затылка. И спаси Бог ту женщину, которой не повезло родиться рыжей: во-первых, она и ее мать наверняка якшались с дьяволом, во-вторых, веснушки!


Эпоха Возрождения


Что требовалось: рожать и выглядеть молодой

Что было модно: роскошные формы, свидетельствующие о хорошем питании


Что требовалось: рожать и выглядеть молодой

Что было модно: роскошные формы, свидетельствующие о хорошем питании

Тициан «Женщина перед зеркалом», 1512 год. Фото: legion-media.ru

К чему привело: красавица — это женщина с широкими бедрами, крупными ягодицами и пышной грудью такой формы, какая была лишь у очень молодых женщин. Культ молодости вообще распространился невероятно — а с ним и косметика, которая включала в себя такие составляющие как свинец и уксус. Благодаря этим «безопасным» средствам кожу делали идеально белой, щелоком и серой красили волосы в рыжий цвет. Теперь он считался признаком красоты и чувственности. Вот отрывок из трактата «О красоте женщины»: «Волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным».

Как не повезло всем, кто родился за век до этого, как повезло королеве Елизавете Первой! А вот чего категорически нельзя было делать — это загорать. Худоба и загар были верными признаками бедности — а значит, уродства.


XVII век


Что требовалось: рожать и выглядеть изысканной

Что было модно: все искусственные способы улучшить тело: корсеты, помада и румяна, прически на основе деревянных полешек


Что требовалось: рожать и выглядеть изысканной

Что было модно: все искусственные способы улучшить тело: корсеты, помада и румяна, прически на основе деревянных полешек

Паулюс Морельсе «Портрет молодой женщины», 1620 год. Фото: legion-media.ru

К чему привело: хотя картины Рубенса относятся именно к этому периоду, женское тело в его естественном виде считалось тогда чем-то вульгарным. Женщина должна была походить на раскрашенную фарфоровую статуэтку — с чуть пухлыми руками, молочной кожей, тонкой талией и пышной грудью. Отсюда мода на корсеты, которые перетягивали тело так, что невозможно было вздохнуть — и это были не современные корсеты, в которых гибкий пластик все-таки оставляет какую-то свободу движения. Эти пыточные устройства делали из железа и костяных пластин. А поскольку носить их начинали рано, то зачастую женское тело деформировалось так, что выносить ребенка без проблем было невозможно. Загар по-прежнему не приветствуется, так что дамы на солнце выходят в специальных масках.

Волосы укладываются в огромные прически — в том числе с целью продемонстрировать густоту и длину, а поскольку собрать и разобрать такое устройство на голове стоило дорого, женщины так и спали сидя.



XVIII век


Что требовалось: рожать и выглядеть ребенком

Что было модно: «естественная красота» — а также парики и мушки


Что требовалось: рожать и выглядеть ребенком

Что было модно: «естественная красота» — а также парики и мушки

Луи-Морен Бонне «Подарки на свадьбу», 1770-е годы. Фото: legion-media.ru

К чему привело: зрелое женское тело объявлено вульгарным. В моде «естественность», под которой понимаются шаловливая юность и «деревенская простота». К первой относят маленькую грудь, минимум косметики и фарфоровую кожу, которую получают при помощи косметических масок с содержанием свинца. Ко второй — платья чуть более свободного кроя, но по-прежнему пышные и длинные, из дорогих тканей. По счастью, на какое-то время отказались от корсета, придумав вместо этого особый крой платья: он подчеркивал только грудь и скрывал все остальное. В моду такие платья ввела Жозефина Бонапарт, супруга Наполеона, у которой была прекрасная грудь, но совсем не было талии — и, пожалуй, это тот случай, когда стремление одной женщины выглядеть богиней помогло всем остальным дамам.

Собственные волосы не приветствуются — нужно носить парики, обсыпанные пудрой либо мукой. Прическа парика при этом имитирует простоту прически, уложенной свободными локонами. Родинки, которые до сих пор вытравливали всеми возможными способами — теперь делают из бархата или черной бумаги и клеят на лицо и открытые плечи. Это считается признаком чувственности.


XIX век


Что требовалось: рожать, выглядеть больной и слегка безумной

Что было модно: накладные «бедра» и круги под глазами


Что требовалось: рожать, выглядеть больной и слегка безумной

Что было модно: накладные «бедра» и круги под глазами

Томас Икинс «Концертирующая певица», 1890-1892 годы. Фото: legion-media.ru

К чему привело: если раньше требования к женской красоте менялись раз в сто лет, поскольку речь шла о дамах знатных, то теперь влияние приобрел класс буржуа. Как результат — появилось два типа красоты, домашний и возвышенный. К первому типу относились женщины пышные, здоровые и явно способные родить не одного и не двух наследников. Чтобы выглядеть таковой, надо было носить корсет (он визуально увеличивает грудь) и накладные «бедра» (они демонстрируют способность выносить дитя). Второй тип красоты можно с полным правом назвать «Умирающая». Да, он появился задолго до того, как мужчины начали превозносить прелесть анорексии. Считалось, что нет ничего привлекательнее, чем женщина на пороге смерти — ведь она такая загадочная, непостижимая и влекущая в этот момент! Поэтому женщинам предписывалось быть хрупкими, нежными, с блеском в глазах, с кругами вокруг них. Художники считали, что, превознося такой идеал, они протестуют против всего буржуазного и низменного. Расплачивались за это, разумеется, не они, а девушки, которые пили уксус и лимонный сок ради болезненной бледности или желтоватости кожи и не спали по ночам, дабы выглядеть утомленными.

В конце концов два идеала встретились, и женщина должна была выглядеть одновременно и умирающей, и пышной, и невыспавшейся, и способной родить пятерых. Зато косметикой пользоваться не надо было — впервые с XV века.


XX век


Что требовалось: быть соратницей мужчины, вызывать роковое влечение, быть наивной, быть аппетитной, быть худой, загорелой, накачанной, пышной… рожать.

Что было модно: короткие юбки, длинные юбки, обтягивающие платья, свободный крой, широченные плечи, взбитые прически, краситься по минимуму, краситься по максимуму — и все это порой одновременно.


Что требовалось: быть соратницей мужчины, вызывать роковое влечение, быть наивной, быть аппетитной, быть худой, загорелой, накачанной, пышной… рожать.

Что было модно: короткие юбки, длинные юбки, обтягивающие платья, свободный крой, широченные плечи, взбитые прически, краситься по минимуму, краситься по максимуму — и все это порой одновременно.

Одри Хепберн. Фото: legion-media.ru

К чему привело: по уму, о стандартах женской красоты XX века надо писать отдельную статью, полную не самых добрых слов. Хорошо было дамам эпохи барокко: они успевали родиться и умереть, пытаясь соответствовать только одному лекалу. XX век потребовал от одной и той же женщины мальчишеской фигуры в 20-е годы — и форм Мерилин Монро в 50-е. Для первого требовалось бинтовать грудь, носить специальное утягивающее белье и сидеть на диете. Для второго шили платья с узкой талией и пышными нижними юбками, и не дай бог, если при фигуре «песочные часы» у вас нет тонких щиколоток! Не успели женщины привыкнуть, что зрелые формы ценятся, как мужчины провозгласили королевой красоты Твигги, которая весила 44 килограмма при росте в 166 см. Только привыкли к новой реальности, в которой самая желанная — это по сути девочка-подросток, как начался культ аэробики, а вместе с ним мода на высоких загорелых девушек с узкими бедрами и большой грудью. И все это — на фоне растущей популярности пластической хирургии, которой быстро меняющиеся стандарты красоты поспособствовали ничуть не меньше, чем культ вечной молодости.

Отныне женщина не имеет права стареть, не имеет права списать свою «немодную» внешность на природу. Ведь все можно исправить: сесть на диету, заняться спортом, лечь под нож, потратить кучу денег на препараты и косметику. Ты просто плохо стараешься!


XXI век


Что требуется: следовать чужому мнению, но возможны отступления

Что модно: удобная одежда


Что модно: удобная одежда

Что требуется: следовать чужому мнению, но возможны отступления

Эми Адамс, фото: legion-media.ru

К чему привело: благодаря феминисткам и развитию социальных сетей распространились идеи бодипозитива, то есть права чувствовать себя хорошо и жить полноценно в любом теле, без оглядки на стандарты красоты. На первые страницы обложек стали попадать полные женщины — при том, что культ худобы все еще сохраняется и вряд ли просто так сдаст позиции. Ведь он намертво привязан в общественном сознании к здоровью — при том, что волна расстройств пищевого поведения, запущенная еще в середине прошлого века модой на нечеловечески худых моделей, поднимается все выше. Да и модели plus size по сути представляют только одну «реабилитированную» часть женщин — тех, что обладают фигурой «песочные часы». Тем не менее диктат стандартов красоты, которые якобы всегда неизменны, медленно сдает позиции. Одно то, что можно наконец-то не носить узкие туфли на высоких каблуках и всю жизнь провести в кроссовках, чего стоит.

Да, и кстати: традиция брить ноги появилась в 40-е годы и только потому, что после войны не было нейлоновых чулок. Лишившись возможности продавать их женщинам, предприниматели решили продать им бритвы — а заодно идею, что волосы на теле это негигиенично и противно природе.


XXII век, которого мы не увидим, но можно же помечтать


Что требуется: ничего

Что модно: все, что ты захочешь надеть с утра


Что модно: ничего

Что требуется: все, что ты захочешь надеть с утра

Фото: legion-media.ru

К чему приведет: все наконец-то отстали от женщин с линейкой «красивая-некрасивая», потому что главное в ногах — способность бегать. Глаза должны видеть. Волосы можно сбрить или отрастить по желанию. Чтобы ходить на пляж, не нужна идеальная грудь. Счастье — не в соответствии стандартам, которые кто-то придумал, а в том, чтобы просто жить, имея здоровье, деньги, друзей и любовь. Последнее — по настроению.