5 городов России с собственным архитектурным стилем | Город | Time Out
Город

5 городов России с собственным архитектурным стилем

Светлана Измайлова 9 ноября 2022
5 мин
5 городов России с собственным архитектурным стилем
Тотьма
Столицы задают архитектурную моду, которая доходит до провинции долго и осмысляется по-особому. Благодаря этому формируются региональные школы зодчества, достойные отдельного исследования. Time Out разбирается, в каких российский городах был собственный стиль в архитектуре и в чем их отличительные особенности.

Тотемское барокко

Идею того, что в Тотьме — маленьком городке в Вологодской области — есть свой уникальный архитектурный стиль, выдвинул в 1962 году искусствовед П. А. Тельтевский. В науке этот стиль закрепился под названием «тотемское барокко», а неофициально его стали называть «русский стиль морских открытий».

Самая яркая черта тотемского барокко — картуши, то есть выложенные кирпичом витиеватые узоры. Эти картуши перекочевали на стены храмов из мореходных карт XVIII века. Дело в том, что в Тотьме в то время было много купцов-мореходов, разбогатевших на торговых экспедициях по Тихому океану. Именно на деньги тотемских купцов было снаряжено около 20 экспедиций к Алеутским островам и Аляске. Более того, основатель и комендант крепости Форт-Росс в Калифорнии — Иван Александрович Кусков — был мореплавателем из Тотьмы, где сейчас открыт музей, посвящённый великому земляку.

Сама композиция храмов напоминает форму морских кораблей с колокольней-мачтой. Картуши украшались по вкусу заказчика: цветами, ракушками, звездами, крестами. Исследователи насчитали в Тотьме не менее пятидесяти видов картушей, поэтому здесь невозможно найти два храма с одинаковым декором. Тотемские купцы построили в городе и окрестностях около 19 храмов, из которых после революции сохранилось всего пять. Но даже эти пять шедевров тотемского барокко производят неизгладимое впечатление.


Торопецкое барокко

Фото: Wikipedia / Lite

О Торопце — городке на западе Тверской области — многие даже не слышали. Между тем этот полузабытый город имеет собственный архитектурный стиль, вышедший из барокко и не повторяющийся в других местах.

Как Москве «пожар способствовал много к украшенью», так и в Торопце после сильнейшего пожара 1758 года начался настоящий строительный бум. Одни храмы делались по одному и тому же чертежу, другие — по не очень точному рисунку столичных церквей, третьи вообще могли строиться по памяти. Фантазию крепостных мастеров ничего не ограничивало, поэтому они могли осмыслять модное барокко по-своему. Благодаря этому в Торопце сложилась своя архитектурная школа — торопецкое барокко.

Этот стиль ещё называют «дощатое» барокко, потому что для него характерно плоскостное, будто вырезанное из доски, декоративное убранство. Композиция церквей ярусная, сильно вытянутая, что создает ощущение изящной величественности. Все храмы Торопца внутри имели пышное убранство, но за XX век были утрачены не только уникальные иконостасы, но и некоторые церкви. Однако и сейчас можно приехать в Торопец, чтобы удивиться необычной архитектуре, которая была создана в далёкой глуши руками, вкусом и фантазией крепостных мастеров.


Кимрский деревянный модерн

Деревянный модерн по крупицам можно собирать в разных уголках России, но такой россыпи этого стиля, как в Кимрах, вы больше нигде не встретите. В начале XX века Кимры — это даже не город, а село на берегу Волги. Главным промыслом кимряков было изготовление обуви, и на 1900-е пришелся экономический расцвет Кимр.

Разбогатевшие кимряки начали строить дома в безумно популярном тогда стиле модерн. Идеи они черпали из архитектурного журнала «Зодчий», в котором печатались проекты петербургских дач. Но многое переделывали по своему вкусу. Поэтому каждый кимрский дом не похож на остальные и изобилует самобытными деталями.

Из признаков модерна в кимрских домах нетрудно заметить плавные, изогнутые линии, пристрастие к большим круглым и полуциркульным окнам, сложную форму крыши, асимметрию и многосоставность композиции дома. Для резного украшения фасадов кимряки брали растительные мотивы, распространенные в эпоху модерна: лианы, листья, извивающиеся стебли. Однако многие дома украшают атрибуты советской власти: звезды, коромысла и тому подобное. Дело в том, что даже во времена НЭПа модерн оставался любимым стилем в Кимрах, и разбогатевшие нэпманы продолжали строить себе деревянные дома в неповторимом стиле кимрского модерна.


Новгородская архитектура

Фото: Wikipedia

Великий Новгород был самобытен не только своей политической системой, торгово-экономическим положением, но и архитектурой, расцвет которой пришелся на XII век. Весь облик новгородских храмов свидетельствует об их мощи и неприступности. И строительные технологии это подтверждают: в кладке стен использовались валуны и камень-известняк, которыми богата новгородская земля.

На многих новгородских храмах сохранилась древнейшая форма купола — шлемовидная. Эта особенность еще больше усиливает «богатырский» облик церквей Великого Новгорода. Узкие окошки, почти полное отсутствие декора на фасадах, широкие лопатки, разрезающие плоскость стены — все подчинено образу мужественного богатыря с непреклонной силой духа.

Фото: Wikipedia / Alaexis

Во время Великой Отечественной войны Новгород пережил несколько массивных бомбардировок и оккупацию. После войны древний город представлял из себя руины. Поэтому те храмы Новгородчины, которыми любуются многочисленные туристы, — это похвала не только древнерусским зодчим, но и советским реставраторам, возродившим буквально из небытия памятники новгородской архитектурной школы.


Псковская архитектура

Фото: Wikipedia / Ludvig14

Иногда новгородско-псковское зодчество рассматривают как единый архитектурный стиль, но интереснее самому поискать отличия в этих древних архитектурных школах. В Пскове сооружения тоже строились из местного известнякового камня, благодаря чему стены получались мощные, монолитные, с минимумом украшений. При побелке стен в Пскове не боялись неровностей кладки, а даже подчеркивали их.

Приземистость облика и теснота пространства стала отличительной особенностью псковских храмов. Псковичи отдавали предпочтение уютным, камерным помещениям, а не величественным и размашистым сооружениям, как новгородцы. В Пскове не любили массивные колокольни, вместо них делали миниатюрные звонницы над крыльцом.

Можно даже сказать, что, если Новгород — это богатырь, то Псков — это молодая девушка. Неслучайно для особого декора псковских храмов появилось свое выражение — «псковское ожерелье». Барабаны куполов, полукружия апсид, а иногда и фасад украшались по особой орнаментальной схеме: поребрик — бегунец — поребрик. Ряд впадинок, образуемых кирпичами, поставленными под заостренным углом к поверхности стены (поребрик), чередуется с рядом треугольных впадинок (бегунец), под которым снова располагается ряд заостренных кирпичиков. И эта деталь усиливает нежное звучание особой псковской архитектуры.

Фото: Wikipedia / A.Savin