Памяти Алана Паркера: 10 лучших фильмов режиссера | Кино | Time Out

Памяти Алана Паркера: 10 лучших фильмов режиссера

Виктория Савина   3 августа 2020
7 мин
Памяти Алана Паркера: 10 лучших фильмов режиссера
После продолжительной болезни в возрасте 76 лет ушел из жизни британский режиссер Алан Паркер, известный по фильмам «Полуночный экспресс», «Стена», «Птаха» и «Жизнь Дэвида Гейла». В память о Паркере Time Out рассказывает о 10 лучших его картинах.

«Багси Мэлоун» (Bugsy Malone, 1976)

Поработав сперва в рекламном бюро и на телевидении, Паркер заявил о себе как о режиссере своей первой полнометражной работой «Багси Мэлоун». Это мюзикл-пародия на тему гангстерского Чикаго 30-х годов. Картина, снятая по собственному сценарию Паркера, особенно примечательна тем, что все роли в ней исполняют дети, а убийства совершаются кремом для торта из игрушечных автоматов.

Действие разворачивается в Нью-Йорке в 1929 году в разгар сухого закона и гангстерских войн. Денди Дэн (Мартин Лев), заклятый враг Толстого Сэма (Джон Кассизи), намеревается уничтожить подпольный ночной клуб своего неприятеля. Помочь Сэму может только Багси Мэлоун (Скотт Байо). Мэлоун соглашается напасть на склад оружия Дэна, но только ради того, чтобы достать деньги для своей подружки — певицы Блаузи (Флорри Даггер), мечтающей о карьере в Голливуде. Лента получила одну номинацию на Оскар, а также участвовала в Основном конкурсе в Каннах.


«Полуночный экспресс» (Midnight Express, 1978)

«Полуночный экспресс» своим полускандальным успехом выдвинул начинающего режиссера уже в первые ряды англо-американского кинематографа. Картина снята на основе мемуаров Уильяма Хэйса и повествует о страданиях молодого американского наркокурьера в турецкой тюрьме.

Студента Билли Хэйса (Брэд Дэвис) ловят на контрабанде наркотиков из Турции. Ближайшие тридцать с лишним лет ему предстоит провести за решеткой — срок беспрецедентный, но сделать ничего нельзя: ему не могут помочь ни представители Америки, ни родители, ни друзья. Хэйс даже не говорит по-турецки. Тюремная среда невероятно агрессивна, и надзиратель-садист Хамид (Пол Л. Смит) день за днем наслаждается, психологически и физически пытая заключенных…

Второй раз подряд картина Алана Паркера соревнуется за главный приз в Каннах, а сценарист фильма Оливер Стоун получает Оскар за «Лучший адаптированный сценарий».


«Слава» (Fame, 1980)

Паркер работал в самых разнообразных направлениях — так, еще одним ярким успехом режиссера стал фильм «Слава», снятый в жанре музыкальной драмы. Картина, сценарий к которой написал дебютант Кристофер Гор, рассказывает о нью-йоркской школе исполнительского искусства, где талантливые подростки прокладывают свой путь к известности.

Здесь в атмосфере творческой свободы растут и развиваются ребята из разных кругов общества, каждый со своим темпераментом и своим уникальным даром. Бремя ранней славы, кружащие голову возможности, столкновение характеров и мнений — непростой, но яркий путь юных исполнителей к успеху заставляет сопереживать и восхищаться. «Слава» получила Оскар за «Лучший оригинальный саундтрек» (Майкл Гор) и «Лучшую песню» («Fame»), а также удостоилась еще четырех номинаций — в том числе за «Лучший оригинальный сценарий».


«Стена» (Pink Floyd The Wall, 1982)

Самой необычной работой Алана Паркера можно, пожалуй, назвать «Стену»: фильм-видеоклип основан на двойном альбоме группы Pink Floyd 1979 года «The Wall». Игровые эпизоды перемежаются анимационными вставками, пространственные и временные границы нарушаются на каждом шагу, реальность перемешивается с кошмарами, а подлинные воспоминания — с фантазиями и метафорическими образами.

Главный герой, Пинк Флойд (Боб Гелдоф), с детства ограждал себя от влияния окружающих его людей и общества в целом.

Повзрослев, Пинк становится успешным рок-музыкантом, но однажды он решает полностью уйти в себя, закончив строительство некоей Стены. С помощью наркотиков Флойду это удается, однако в момент выхода на сцену он впадает в состояние полнейшего ступора.


«Птаха» (Birdy, 1985)

Философская драма, снятая по бестселлеру Уильяма Уортона, рассказывает о ветеране вьетнамской войны, вообразившем себя птицей в результате посттравматического шока.

Мы наблюдаем за дружбой двух юношей — ранимого и впечатлительного Птахи (Мэттью Модайн) и задиристого весельчака Эла (Николас Кейдж). Герои являются полными противоположностями, но их объединяет опыт прохождения бессмысленной вьетнамской мясорубки. Эл уже не может быть беззаботным задирой, а Птаха и вовсе начинает воображать себя птицей. Отныне Эл должен вытащить своего друга из «птичьей клетки», в которую тот добровольно заключил себя, прячась от ужасов войны. Фильм получил «Гран-при жюри» в Каннах, где участвовал также в Основном конкурсе.


«Сердце Ангела» (Angel Heart, 1987)

И снова Алан Паркер сам написал сценарий, основываясь на этот раз на романе Уильяма Хьортсберга «Падший ангел». Фильм взял все лучшее от остросюжетного детектива и мистического триллера, органично сочетая эти жанры между собой. Главное расследование здесь проходит в атмосфере экзистенциального отчаяния, а религиозная символика перемежается завораживающими обрядами вуду.

По сюжету к частному детективу Гарри Эйнджелу (Микки Рурк) обращается таинственный человек по имени Луи Сайфер (Роберт Де Ниро). Луи просит разыскать некоего Джонни Либлинга, исчезнувшего после войны: пропавший больше известен как Джонни Фейворит и должен пребывать в психиатрической больнице.

Гарри берется за расследование, но обнаруживает, что каждый второй свидетель по делу Фейворита оказывается убит, а сам Джонни имел отношение к темной магии.


«Миссисипи в огне» (Mississippi Burning, 1988)

В следующей картине Паркер обращается к проблеме расизма в Америке. Лента поднимает множество острых вопросов — в том числе связь полиции с Ку-клукс-кланом, подкуп и устрашение свидетелей преступления. Действие начинается в 1964 году, когда неизвестные убивают трех борцов за права человека в Миссисипи.

В штате поднимается волна массовых беспорядков, после чего к расследованию подключаются агенты ФБР Руперт Андерсон (Джин Хэкмен) и Алан Уорд (Уиллем Дефо) — им предстоит найти преступников. Андерсон и Уорд отличаются противоположным мировоззрением, из-за чего их подход к делу кардинально различается. По мере того, как отношения героев ухудшаются, нарастает саспенс картины, который резко накаляется, когда напарникам удается обнаружить тела правозащитников. «Миссисипи в огне» номинировался на «Золотого Медведя», получил Оскар за «Лучшую операторскую работу», а также претендовал на премию в шести других категориях.


«Приди узреть рай» (Come See the Paradise, 1990)

Действие «Приди узреть рай» разворачивается в 1936 году. Киномеханик Джек МакГанн (Деннис Куэйд) приезжает с Восточного побережья в Лос-Анджелес и устраивается на работу в маленький кинотеатр, которым владеет японский иммигрант. Через несколько дней Джек знакомится с дочерью своего начальника — Лили (Тэмлин Томита), которая впоследствии становится его женой. Однако счастью новобрачных суждено продлиться недолго: их ждет Вторая мировая война, бомбежка Перл-Харбор, ссылка граждан США (японцев по происхождению) в лагеря для интернированных и смерть близких.

Паркер выстраивает картину из двух тематических частей. Первая рисует довоенную Америку — и особый акцент режиссер делает на нарушении трудовых прав мигрантов и сложностиях межнациональных браков.

А во второй половине ленты Паркер рассказывает о сравнительно редко упоминаемых событиях, связанных с концентрационными лагерями для американцев японской национальности в военные годы. Частная история Лили и Джека остается магистральной линией, высвечивая социальную драму через личный опыт героев.


«Прах Анджелы» (Angela’s Ashes, 1999)

Еще одна лента Паркера о предвоенной Америке снята по мемуарам Фрэнка Маккорта. На дворе 1935 год. В Бруклине в небольшой комнате живет ирландское семейство Маккорт: в нем четверо детей, отец страдает алкоголизмом, а мать пытается всеми силами удержаться на плаву и не дать своей семье распасться.

После смерти новорожденного ребенка Маккорты все же решают вернуться обратно в Ирландию, но легче не становится. Отец не может найти работу и начинает еще больше пить, а близнецы умирают от голода. Тут фокус смещается на шестилетнего Фрэнка. На первом причастии он признается в одном своем грехе и вынуждено вступает с этой ношей во взрослую жизнь, лелея зыбкую мечту вернуться в Америку. Эта лента Паркера не побывала в Каннах, однако была номинирована на Оскар за «Лучшую музыку» и получила «Приз зрительских симпатий» в Карловых Варах.


«Жизнь Дэвида Гейла» (The Life of David Gale, 2002)

Последней работой Алана Паркера стала детективная драма о самопожертвовании ради победы над несправедливостью правосудия. В главных ролях снялись Кевин Спейси и Кейт Уинслет, а сама картина номинировалась на премию «Золотой Медведь» на Берлинале.

Дэвид Гейл (Кевин Спейси) — порядочный гражданин, ответственный отец, успешный профессор и ярый противник смертной казни. Но однажды его обвиняют в убийстве активистки Констанции Харравей, и он оказывается в камере смертников.

(Кевин Спейси) — порядочный гражданин, ответственный отец, успешный профессор и ярый противник смертной казни. Но однажды его обвиняют в убийстве активистки Констанции Харравей, и он оказывается в камере смертников.