«План умереть в одиночестве рушится»: люди с инвалидностью о знакомствах и создании семьи

«План умереть в одиночестве рушится»: люди с инвалидностью о знакомствах и создании семьи

Светлана Павликова   3 сентября 2020
6 мин
«План умереть в одиночестве рушится»: люди с инвалидностью о знакомствах и создании семьи
Миф о том, что люди с инвалидностью одиноки и никто не сможет их полюбить, все еще распространен в нашем обществе. Чтобы опровергнуть его, фотограф и дизайнер Алексей Горшенин совместно с организацией Everland создал спецпроект «Семья как семья». Это 8 фотосессий и откровенных интервью семей, в которых у одного или сразу обоих партнеров есть инвалидность. Time Out показывает несколько важных кадров, а также делится историями взрослых людей с инвалидностью, у которых был (и есть!) опыт отношений.

Фото: Алексей Горшенин, фотопроект «Семья как семья»

Ирина, 38 лет

незрячая

живет одна, воспитывает ребенка

Ирина, 38 лет

незрячая

живет одна, воспитывает ребенка

Со своим молодым человеком я познакомилась на тренировках по скалолазанию, мы занимались в одной группе. Он слабовидящий. Отношения у нас не сложились. Думаю, причину можно описать классической фразой «не сошлись характерами». Стали замечать друг у друга недостатки, обращать внимание только на них, и в итоге расстались. Но теперь у меня растет замечательная дочка Машенька. Я очень хотела ребенка, рожать без мужа не боялась. Я знала, что родители обязательно помогут мне его воспитать.

Конечно, я бы хотела выйти замуж. Найти человека, с которым у нас будет взаимопонимание и уют в семье. Но это не самоцель, никаких «найти мужа любой ценой».

Я очень счастлива, ращу Машеньку, и то, что у меня есть дочка — это главное в моей жизни. А с замужеством — как получится.

Платформа Everland – инклюзивный социальный предпринимательский проект.

Здесь люди с инвалидностью могут реализовать себя профессионально, найти работу, повысить свои знания и навыки.

Я очень счастлива, ращу Машеньку, и то, что у меня есть дочка — это главное в моей жизни. А с замужеством — как получится.

Я согласна с утверждением, что людям с инвалидностью сложнее найти пару. Особенно если человек с инвалидностью хочет найти пару среди здоровых. Думаю, нужно искать пару среди людей с инвалидностью, потому что люди из этой же среды будут лучше тебя понимать.


Фото: Алексей Горшенин, фотопроект «Семья как семья»

Ирэна, 31 год

ходит на протезе

замужем

Ирэна, 31 год

ходит на протезе

замужем

После аварии и ампутации ноги ниже колена я думала, что все хорошее в моей жизни закончилось. Думала, что мной уже нормальный мужчина не заинтересуется никогда. Я решила заняться собой, смирилась с тем, что буду одна, пошла в спортивный зал. Там познакомилась с молодым человеком, обычным, здоровым. После полугода дружбы он прислал мне настоящее бумажное письмо, и я поняла, что мой жизненный план «умру в одиночестве» рушится. Вот кусочек из того самого послания:

«Я буду без остановки рассказывать, как сильно тебя люблю и ценю! Мы обменялись несколькими фразами, и я почувствовал что-то внутри… И я подумал: возможно, ты — та единственная, с которой мне хочется быть всю жизнь».

Мы уже год вместе. И 5 месяцев женаты, и я счастлива, что он — моя семья.

После полугода дружбы он прислал мне настоящее бумажное письмо, и я поняла, что мой жизненный план «умру в одиночестве» рушится.

У пары должны быть общие интересы. Фраза «Современному мужчине женщина не нужна» (и наоборот, соответственно), по-моему, наглядно показывает, что не стоит воспринимать другого человека как набор бытовых функций: женщина готовит, убирается, воспитывает детей, а мужчина приносит в дом деньги, таскает тяжелые сумки, прибивает полочки. И тогда действительно непонятно, зачем нужен целый отдельный человек, если все эти услуги можно приобрести на рынке по приемлемой цене. Но есть и другая история. Когда любимый человек — это, прежде всего, единомышленник, эмоциональная опора в нестабильном мире. Человек, с которым ты смотришь в одну сторону.


Фото: Алексей Горшенин, фотопроект «Семья как семья»

Анастасия, 23 года

незрячая

замужем, воспитывает ребенка

Анастасия, 23 года

незрячая

замужем, воспитывает ребенка

С мужем Дмитрием мы знакомы еще со школы, он тоже тотально незрячий. Мне было 18 лет, а ему 15. Дима проявил ко мне знаки внимания, но тогда не сложилось. После школы перестали общаться, на три года забыли друг про друга. А потом Дима нашел меня ВКонтакте, написал под псевдонимом, мы стали болтать. В какой-то момент я поняла, что это он, убедила раскрыть себя. В итоге все закрутилось, мы год как женаты, и воспитываем маленькую дочку Мирославу. Что интересно: и в школе, и потом инициативу проявлял Дима. Это он первым мне звонил и писал. Именно он добился того, что сейчас у нас есть.

Чтобы познакомиться и создать семью, человеку с инвалидностью нужно желание все делать самому, пробовать, пытаться. Если бы Дима не начал передвигаться по городу самостоятельно, когда захотел со мной встречаться, то у нас бы не было ничего. Мы бы сидели дома, зависели от родителей. Ждали бы, когда нас куда-то привезут и сможем побыть вместе.

Сложнее ли человеку с инвалидностью создать семью? Мне кажется, многое зависит от того, какая у него инвалидность, насколько сложная форма. Например, слепоглухонемому будет сложно, конечно. Можно переписываться, если у него есть компьютер и специальный брайлевский дисплей, а вот куда-то выходить, вживую общаться гораздо труднее.

Чтобы познакомиться и создать семью, человеку с инвалидностью нужно желание все делать самому, пробовать, пытаться.

Если человек с инвалидностью будет деятельным, разносторонним, самостоятельным, то он может заинтересовать здорового человека. Важно еще вот что: готов ли здоровый партнер принять его таким, какой он есть. Знаю случай, когда незрячей девушке парень не разрешал ходить с тростью при его друзьях. Я бы этого человека видеть бы не захотела после такого, не говоря о том, чтобы встречаться с ним или семью создавать, детей растить.


Фото: Алексей Горшенин, фотопроект «Семья как семья»

Александр, 31 год

ДЦП

пока живет один

Александр, 31 год

ДЦП

пока живет один

Человеку с инвалидностью не сложнее найти пару, чем здоровому. Многое зависит от желания самого человека. Если человек захочет и будет действовать — найдет. А если он сам не очень хочет, то и не будет у такого человека ничего.

Для хорошей семьи нужно, чтобы два человека жили в равных условиях: они должны быть независимыми друг от друга. А у людей с инвалидностью часто получается, что взаимоотношения основываются либо на жалости, либо, наоборот, на паразитизме. Вот, допустим, в меня бы влюбилась обеспеченная девушка. И, пользуясь тем, что она ко мне расположена, я бы ее разводил — на сострадание к себе, на деньги. Или еще частый пример: человек считает, что, раз он инвалид, то и добиться ничего не сможет. И даже не старается. Ждет, когда придет фея, которая исполнит все желания, и все будет прекрасно.

Многое зависит от желания самого человека. Если человек захочет и будет действовать — найдет. А если он сам не очень хочет, то и не будет у такого человека ничего.

Лет с 12 и до 20 я очень хотел семью. Но смутно себе представлял как это устроить, что для этого нужно. А потом стал более рационально подходить к этому вопросу. Чтобы содержать семью, нужно зарабатывать. При этом я должен понимать, смогу ли обеспечить и супругу, и ребенка, пока она будет в декрете. А может быть, и не одного ребенка. Значит, нужно достичь более-менее стабильного финансового положения. Летние подработки подойдут для свиданий, а для семейной жизни нужна постоянная работа.