«Щетка, сдавайся», или как старые зубные щетки превратились в благоустроенную площадь

«Щетка, сдавайся», или как старые зубные щетки превратились в благоустроенную площадь

  2 ноября 2021
5 мин
«Щетка, сдавайся», или как старые зубные щетки превратились в благоустроенную площадь
В августе 2020 года компания SPLAT Global и торговая сеть «Перекрёсток» запустили совместную акцию «Щетка, сдавайся». В более чем 800 торговых точках по всей России были установлены боксы-собираторы, куда можно было сдать старые пластиковые зубные щетки. Проект продлился год, и за это время SPLAT Global и «Перекрёсток» собрали 2,5 тонны пластиковых зубных щеток.

Партию щеток передали на переработку в небольшую частную компанию во Владимирской области, которая изготовила из вторсырья полимерпесчаную тротуарную плитку (измельченный и нагретый пластик, равномерно перемешанный с песком, а затем спрессованный в одинаковые ровные кирпичики). Необычная плитка пошла на благоустройство Молодежной площади в Окуловке – небольшом городе в Новгородской области.

Надо сказать, что выбор Окуловки неслучаен: именно здесь, в экологически чистом районе на границе Валдайского заповедника, расположилась производственная площадка SPLAT Global – экофабрика Organic Pharmaceuticals. Фабрика недаром получила приставку «эко»: здесь раздельно собирают и отправляют на вторичную переработку более 90% производственных отходов, регулярно совершенствуют систему очистки сточных вод и уделяют внимание снижению потребления электроэнергии.

Чтобы компенсировать свой углеродный след, экофабрика уже более 12 лет поддерживает программу «СО2-нейтрального производства». Так, компания SPLAT Global высаживает десятки гектаров леса по всему миру. Деревья поглощают углекислый газ и выделяют кислород, создавая нейтральный CO2-баланс. Также посадка леса имеет и другие положительные экологические эффекты – защита питьевой воды, предотвращение эрозии почвы и сохранение мест обитания диких животных. С 2010 года компания высадила деревья в Европе, странах Африки и Латинской Америки, а последние 5 лет сосредоточилась на восстановлении лесов в нашей стране.

В 2021 году SPLAT Global продолжает двигаться дальше и получает статус «CO2-нейтральной компании» – в этом году компания компенсировала свой углеродный след от работы офисов и логистики.

Современное производство не может обойтись без пластиковой упаковки – продукт должен сохранять эффективность, выдерживать срок годности и оставаться безопасным. Поэтому SPLAT Global заботит и то, как потребители обходятся с упаковкой после использования. По понятным причинам невозможно отсортировать и собрать только собственную упаковку, поэтому компания собирает и перерабатывает пластик и картон в том же объеме, который выпускает на рынок вместе со своей продукцией. Например, в 2019 году SPLAT Global провела акцию «Чистое дело. Убиратор. Ярфлекса». Тогда было собрано и переработано 73% пластиковой упаковки, которую компания SPLAT Global выпустила в течение года в процессе создания продуктов.

Еще один экопроект SPLAT Global провели в 2020 году. Совместно с «Добрая школа. Убиратор» компания собрала и отдала на переработку 100% бумажной упаковки от объема, который фабрика в Окуловке выпустила в течение года.

Большая цель SPLAT Global на ближайшие 10 лет – стать углеродно-отрицательной компанией. Для этого необходимо сокращать углеродный след от деятельности и с помощью углеродно-отрицательных проектов удалять из атмосферы больше углекислого газа, чем производит компания. Поэтому логичный и важный следующий шаг – вовлекать потребителей в экоинициативы. Так, проект «Щетка, сдавайся» не только привлекает внимание людей к проблеме трудносортируемых отходов, но и обеспечивает простую и удобную инфраструктуру для раздельного сбора зубных щеток. Проще принести использованную щетку в супермаркет возле дома и сдать в специальный контейнер, чем искать пункты приема, которые перерабатывают такой вид отходов. К тому же в России в промышленных масштабах зубные щетки пока не перерабатывают.

Переходя на Zero Waste-потребление, приближаясь к быту «без отходов», мы даем вторую жизнь ненужным вещам, сохраняем ресурсы планеты и тем самым уменьшаем загрязнение окружающей среды. Старые пластиковые зубные щетки – хороший ресурс для создания новых полезных вещей, поэтому они могут и должны стать частью Zero Waste-потребления.

Впечатляющие результаты экопроекта «Щетка, сдавайся» говорят об интересе людей к вопросам экологии и готовности поддерживать экоинициативы. Каждое маленькое действие имеет значение, потому что совместно с другими дает видимый результат. SPLAT Global и «Перекрёсток» анонсировали продление экопроекта еще на год, а контейнеры-собираторы появятся уже во всех магазинах торговой сети.

Из других интересных экологических инициатив компании хочется отметить проект BIO-REFILL, стартовавший в конце 2020 года. Чтобы сократить количество одноразовой упаковки, в SPLAT Global разработали станции покупки бытовых экосредств BioMio в многоразовую тару.

Так покупатель может прийти в магазин со своей тарой и купить мыло, гель для стирки, средство для посуды на розлив, а в гипермаркете «Глобус» без упаковки можно купить даже таблетки для посудомоечной машины. Это не только забота о природе, но и забота о собственном бюджете – не придется переплачивать за упаковку.

Чтобы сформировать у людей новые полезные привычки, нужно сделать их удобными, поэтому первые 9 станций BIO-REFILL запустили в Москве в «Перекрёстках». Так покупатель мог приобрести бытовые средства без упаковки в магазине возле дома и не тратить время на поездку в специализированные экомагазины.

Практически мгновенно эта инновация пришлась по вкусу и покупателям, и другим ритейлерам: компания получила множество положительных откликов в прессе и запросы на установку от торговых сетей. Спустя полгода станции BIO-REFILL появились в 18 магазинах по всей стране: в Санкт-Петербурге, Пушкино, в Воронеже, Курске, в Сочи и Краснодаре. Совсем недавно этот список пополнил еще 21 магазин «ВкусВилл» в Москве.

Каждое маленькое действие по сокращению одноразовой упаковки имеет большое значение, потому что позволяет снизить количество отходов, которые ежедневно попадает на полигоны. Несмотря на то, что ответственные компании предпринимают и поддерживают множество экоинициатив, последнее слово – за потребителями. Именно наш выбор и наши ежедневные привычки влияют на окружающую среду.