Антиутопии, динозавры, нечисть и космос: лучшие фантастические фильмы-основатели, сформировавшие жанр
Кадр из фильма «Метрополис»

Фантастика и фэнтези являются одними из самых востребованных и затратных жанров в кинематографе. Среди самых любимых зрителями фильмов. Современные технологии позволяют наслаждаться не только глубоко проработанным сценарием, но и реалистичным альтернативным миром. Однако зрители далеко не всегда задумываются о «корнях» сценарных, графических и операторских решений. Time Out рассказывает о фильмах, которые еще во втором десятилетии прошлого века переносили зрителей в мир космоса, вампиров и деспотичных тиранов из футуристического будущего.


«Голем» (Der Golem, 1915 год, реж. Хенрик Галеен и Пауль Вегенер)

Фильм снят по мотивам древнееврейской легенды об оживленной с помощью магии глиняной фигуре — Големе. Император Рудольф II подписывает декрет об изгнании евреев из Праги под предлогом, что они наслали на город чуму. Рабби Лев предчувствует, что вскоре на его народ обрушится беда, и решает создать и оживить глиняного великана, уповая на его помощь в защите евреев. Однако вскоре человеческая мелочность и жажда власти приводят к эксплуатации Голема в корыстных целях, что оборачивается непредсказуемыми последствиями.

«Голем» положил начало созданию версий и ремейков, наиболее известным из которых является фильм Жюльена Дювивье «Голем» 1936-ого года. Мотивы истории также всплывают в снятом годом позже «Гомункулусе» Отто Рипперта. Экранный образ Голема, созданный Паулем Вегенером, был настолько впечатляющим, что часто использовался в литературе и кино. Позже Вегенер возвращался к нему в фильмах «Голем и танцовщица» и «Голем: как он пришел в мир».

Согласно официальным данным фильм, как и его сиквел, считается утраченным. От шестидесяти минут осталось менее четырех – этот отрывок можно найти на YouTube.


«Гомункулус» (Homunculus, 1916, реж. Отто Рипперт)

«Гомункулус» — немое кино, состоящее из шести серий. Сюжет разворачивается вокруг Гомункулуса — выращенного в лаборатории существа, которое превращается в высокоразвитого человека. Несмотря на видимое превосходство над обычными людьми создание, из-за своего происхождения, чувствует себя одиноким и отправляется в другую страну, где его никто не знает. Однако тайна всплывает наружу и люди вновь отворачиваются от существа, нарекая его чудовищем.  

Тема фильма оказала существенное влияние на многих кинематографистов, в числе которых Хенрик Галеен («Альрауне»), Фриц Ланг («Метрополис») и Фридрих Мурнау («Носферату, симфония ужаса»). Сцена погони горожан за Гомункулусом стала прообразом для отрывков с преследованием Лже-Марии в «Метрополисе», Кнока в «Носферату» и всех экранизаций «Франкенштейна». Выделился и актер Олаф Фенс, сыгравший Гомункулуса – его кинообраз задал мужскую моду в Берлине того времени.


«Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922, реж. Фридрих Мурнау)

«Носферату» является первой экранизацией романа «Дракула» и первым фильмом о вампирах, который сформировал общие черты стиля в этом направлении. Все фильмы о кровопийцах и используемые в них «фишки» пошли именно от картины Мурнау.

Все началось с желания Мурнау экранизировать «Дракулу» Брэма Стокера. Однако режиссер так и не смог получить права у жены умершего писателя. Чтобы продолжить работу над фильмом, Мурнау просто изменил сюжет, концовку и имена основных персонажей.

Помимо имен и финала, существенным отличием фильма от книги являлось то, что граф Орлок не превращал своих жертв в вампиров, а просто убивал их, заставляя горожан думать, что их настигла чума. Кроме этого, для вампира был смертелен солнечный свет. Таким образом, именно «Носферату» сформировал устойчивое представление о губительности солнечного света для вампиров. В романе Стокера солнце лишь ослабляло Дракулу.

Мурнау внедрил в фильм и иные нововведения, ранее не применявшиеся в кино. Например, в эпизоде, где Хуттер едет в замок, ночной лес виден в негативе – деревья были белыми, а экипаж темным. Это придало мистической атмосфере особой зловещести и создало ощущение того, что герой находится на границе перехода в потусторонний мир.  


Нибелунги (Die Nibelungen, 1924, реж. Фриц Ланг)

Фильм снят по мотивам германской эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах» и длится в общей сложности пять часов, из-за чего разделен на две части: «Нибелунги: Зигфрид» и «Нибелунги: Месть Кримхильды». Сюжет разворачивается вокруг легендарного драконоборца Зигфрида и бургундской принцессы Кримхильды, которая ссорится с женой своего брата Брунгильдой. Конфликт приводит к смерти Зигфрида и последующей мести принцессы с привлечением гуннов Этцеля.

Ланг с точностью сумел воссоздать атмосферу, описанную в средневековых преданиях, и в тоже время с помощью метафоры отразить суть масштабных и трагических событий, произошедших с немецким народом. Кроме того, в картине потрясающие монументальные декорации, подчеркивающие величественность дворцов, и выдающиеся для того времени спецэффекты, среди которых движущейся огнедышащий дракон и пламя вокруг замка Брунгильды.

Эпическим размах «Нибелунгов» позволил зрителю впервые вырваться из реальности и перенестись в детально проработанный альтернативный мир. Сейчас эту функцию выполняют «Властелин колец», «Хоббит», «Звездные войны», «Игра престолов» и другие франшизы. Однако все необходимое уже было заложено именно в фэнтези Ланга.


Затерянный мир (The Lost World, 1925, реж. Гарри О. Хойт)

Картина снята по мотивам романа Артура Конана Дойла «Затерянный мир». Сюжет разворачивается вокруг профессора Челленджера, уверенного в существовании живых динозавров. Он собирает экспедицию и отправляется на Амазонку. После исследования маршрута группа находит изолированное плато, где обнаруживает динозавров, одного из которых увозит с собой в Лондон.  

Созданные Хойтом динозавры заняли большую часть экранного времени и принесли фильму грандиозный успех. При работе над картиной в одном кадре совмещались покадрово снятые кукольные фигуры и «живые» актеры – это делалось с помощью разделения экрана. Эти наработки позволили более успешно совмещать в одном кадре человека и куклу – уже всего через несколько лет при съемках «Кинг Конга». Сейчас «Затерянный мир» можно без колебания назвать родоначальником знаменитого «Парка Юрского периода», «Кинг Конга» и «Годзиллы».


Метрополис (Metropolis, 1927, реж. Фриц Ланг)

«Метрополис» — метафорическая и научно-фантастическая антиутопия, ставшая высшей точкой киноэкспрессионизма. Действие фильма разворачивается в 2026-ом году. Город будущего разделен на две части – Рай и Ад. Главным действующим лицом является Фредер – сын деспотичного властителя Метрополиса Фредерсена. Молодой человек спускается из Вечных Садов в Ад, где познает шокирующую жизнь рабочих и по ходу знакомится с девушкой Марией. Она является своего рода идеологом порабощенных и убеждает их в том, что они не должны продолжать жить подобным образом. В это время отец Фредера готовит план по внесению разлада среди рабочих, чтобы сохранить власть.

Антиутопия Ланга заложила все основы, которые послужили отправной точкой для создания «Бегущего по лезвию», «Бразилии», «Темного города», «Эквилибриума» и других антиутопических фильмов. В фильме есть все главные черты жанра: легенда о Вавилонской башне, предсказание катастрофы и антиутопического будущего, сравнение робота и человека, метафора с Раем и Адом, тотальное обезличивание человека – за рабочими закреплены только номера, а сами они являются придатками Машины. На сегодняшний день ни одна антиутопия не вмещает в себя столько метафор и идей.

Помимо этого, поражает образ футуристического города. Для фильма было построено огромное количество моделей, изображавших исполинские здания, машины будущего и отдельные автомобили. Грандиозность действий, происходящих на экране, отметил даже Гитлер. Его любимая сцена в картине – «мозаичное» построение толпы.


Женщина на Луне (Frau im Mond, 1929, реж. Фриц Ланг)

Двумя годами позже Ланг снял «Женщину на Луне», поставленную по мотивам фантастического романа Теа фон Харбоу. Это один из первых фильмов, в котором было показано космическое путешествие, и первый, где был продемонстрирован самый реалистичный запуск ракеты.  

В целом фильм состоит из трех частей. Сначала события разворачиваются на Земле, затем идет полет в космосе, а завершается картина приключениями на Луне. По сюжету к профессору Георгу Манфельдту, некогда освистанному за предложение организовать экспедицию на Луну, обращается странный человек, цель которого за деньги выманить информацию о проекте путешествия.

«Женщина на Луне» вошла в список наиболее достоверных научно-фантастических фильмов по версии НАСА. Также в нем впервые был показан предстартовый обратный отсчет, который был использован как драматический прием для создания напряжения. Впоследствии он стал незаменим – даже сейчас мы видим его в каждом фильме про космос.