«Посмотреть на классику под другим углом» — интервью с композитором Николой Мельниковым | Город | Time Out

«Посмотреть на классику под другим углом» — интервью с композитором Николой Мельниковым

Екатерина Сахарова   18 апреля 2024
7 мин
«Посмотреть на классику под другим углом» — интервью с композитором Николой Мельниковым
Фото: Федор Битков, Ольга Проскурина
25 апреля на сцене Театра на Таганке Никола Мельников представит свой второй альбом Last Hope в сопровождении симфонического оркестра LS Orchestra. Композитор рассказал Time Out о любви к электронике, новой пластинке и локации мечты.

Никола Мельников сочетает в своих произведениях современную академическую и электронную музыку. В его новый альбом вошли 10 композиций, а на заглавную недавно был снят клип в Японии. Премьерный концерт Мельникова будет сопровождать сценография, вдохновленная его путешествием по Стране восходящего солнца.

О новом альбоме

Last Hope я начал писать девять лет назад. Альбом отражает мою эволюцию как композитора и музыканта. В начале работы я записывал музыку на базовом оборудовании, а  сейчас в композициях задействованы восемьдесят исполнителей (это двойной состав симфонического оркестра!), лучший в России рояль Steinway и аналоговые синтезаторы. Раньше я не мог себе представить, как это все работает: людям, даже с высшим  музыкальным образованием, приходится постоянно учиться, потому что технологии меняются и совершенствуются каждый день. Это бесконечный процесс. 


О названии пластинки

Несмотря на то, что я никогда не ухожу глубоко в депрессивные состояния, а, наоборот, стараюсь мыслить позитивно, мне стало немного грустно, когда начались отмены концертов из-за ковидных ограничений. У меня сорвалось выступление в лондонском Royal Albert Hall и другие важные события. Я сидел в студии и пытался найти для себя какие-то причины продолжать работать. Творчество — это надежда на то, что после тьмы наступит рассвет. На карантине приходилось говорить с публикой только через наушники, но эмоции, которые ты передаешь зрителю, выступая вживую, возвращаются к тебе обратно — это топливо для композитора.


О клипе Last Hope

Путешествуя по Японии, мы сняли клип на заглавную композицию. Со мной был мой друг Максим Кленов, известный оператор. В Токио он познакомил меня с Александром Золотаревым — одним из лучших колористов России, который работает над цветокоррекцией практически всех лучших российских фильмов и клипов международных звезд — A$AP Rocky, Cardi B. Он посоветовал нам продакшен, другой человек помог с локацией, третий — нашел модель Чери Джерреру, по совместительству каллиграфа и художницу. В общем, все складывалось идеально.

Сценарий я написал за ночь. Композиция Last Hope — это история о противопоставлении двух характеров в одном человеке. Действие происходит днем и ночью: сначала светлый японский сад, потом шумный неоновый Токио, в котором героиня пытается найти себя. 


Об электронной музыке

В 18 я, путешествуя по Юго-Восточной Азии, услышал абсолютно других диджеев и, собственно, уже тогда начал увлекаться андеграундным звучанием: Aphex  Twin, Boards of Canada, французская электронная сцена. Меня так это увлекло, что я решил объединить классическую и электронную музыку. Сегодня могу замиксовать рояль с синтезаторами, а завтра играть что-то совершенно другое как диджей. Я не существую только в одной нише, а занимаюсь, тем, чем хочется. Летом планирую запустить новый электронный проект и отделить его от имени Николы Мельникова.


О музыкальном стиле

Я пытаюсь экспериментировать. Сейчас делаю акцент на оркестровую, фортепианную и акустическую музыку, в которой присутствует электроника. Например, могу к оркестру подмешать аналоговый бас, который даст более современное и мощное звучание, или вообще добавить бит. 

Если посмотреть на тенденции мировых плейлистов, в разделе New Classical Releases можно найти новую запись симфонии Бетховена, выпущенную лейблом Deutsche Grammophon, или этюды Шопена от Warner Classics, а следом композиции с фортепиано, обработанным дилеем (delay — звуковой эффект, имитирующий эхо. — Прим. ред.), и электроникой. Мне кажется, здорово, когда у людей, ценящих классическую музыку, есть возможность посмотреть на нее под другим углом. 


О незабываемых съемках

В марте мы снимали на Байкале, было очень холодно. На видео я в легком пальто, а на самом деле между кадрами на меня накидывали полушубок — в какие-то моменты я чувствовал, как пальцы будто ломаются от холода. 

В клипе снималась фигуристка Аделина Сотникова, которая с шести утра до трех дня ни разу не сняла коньки. Глядя на нее,  я понимал, что надо потерпеть — все-таки это моя идея. (Смеется). Помню, прямо после съемок у меня брали интервью на телеканале «Россия», и я еле говорил — мы дико замерзли тогда. Но все равно это было прекрасно.


О самом теплом приеме

В прошлом году я участвовал в небольшом фестивале «Мысли Формы» на Алтае. Утром в день выступления началась эвакуация: загорелся лес на горе, и огонь начал спускаться вниз — наш проект был под вопросом. Через час сообщили, что пожар удалось приостановить, и мы решили, что концерту быть. Собралось около 70 человек — я играл, а перед моими глазами гора, над которой повисли клубы дыма. Своей музыкой я будто пытался потушить пожар. Слушатели искренне и воодушевленно реагировали на композиции, и после концерта я сказал: «Так хочется вас всех обнять!» Все начали ко мне бежать, и мы стали обниматься. Это было просто огромное счастье, полное единение с людьми. Мы даже записали лайв-видео, которое должно выйти в этом году.


О локации мечты

Мечтаю сыграть на маяке Анива на Сахалине, там просто невероятно. Еще мне очень нравится плато Маньпупунер, расположенное недалеко от перевала Дятлова. Это сильнейшее место, и я хочу попробовать там что-то снять. 


О дисциплине

Я уже не классический пианист, который должен заниматься от трех до пяти часов в день. Когда чувствую, что хочу пообщаться с инструментом, играю — как правило, взаимодействую с ним каждый день. А вот с балетом, который сейчас в разработке, приходится себя заставлять. Порой пишу: «Нужно записывать по три минуты в день, двигаясь по сюжету». Но даже это правило не всегда удается  соблюдать. Бывает, что ты придумал концепцию проекта и начинаешь прорабатывать детали — оформление, локацию и прочее, а музыку писать еще не начал. Возможно, это происходит из-за того, что во мне часто борются продюсер и композитор.


О любимых местах в Москве

Люблю зайти в дворик в Столешниковом переулке, где находятся бар «Энтузиаст» и кафе «Тото», — там собирается много наших друзей. Когда-то мы встречались в баре «Симачев», а до него — в «Солянке». Что касается прогулок, мне очень нравится Тимирязевский лес и парк «Дубки», который прилегает к нему. Люблю родные Крылатские холмы, где в детстве катался на лыжах, — здесь можно и ездить на велосипеде, и просто гулять. Отсюда есть выход к Гребному каналу — там я занимался академической греблей. Еще обожаю Пушкинский Музей на Волхонке — могу  ходить внутри с закрытыми глазами, все залы знаю наизусть. Мне очень нравится «ГЭС-2» — это прекрасное светлое, просторное место с классными выставками. Я люблю выбирать необычные площадки для своих концертов и перформансов, поэтому «ГЭС-2» давно у меня на карандаше. 


О районе для жизни

Я родился на западе Москвы, в Крылатском, а учился в центре: Гнесинская музыкальная школа находилась на Знаменке. Сейчас живу на «Тимирязевской», рядом с одноименным лесом. Для меня это московский Central Park — весь район утопает в зелени. Люблю наблюдать из окна, как меняется облик местности с каждым сезоном.


О планах 

Готовлю презентацию альбома, которая состоится 25 апреля, и параллельно пишу балет — хочу презентовать его в декабре. Это взрослая сказка, действие которой происходит на некой планете, где в ледяном лесу живет девушка по имени Fragile, пишущая музыку. Когда я начал думать, где ставить балет, меня пригласили в  театр на Таганке, чтобы посмотреть новую, недавно реконструированную и прекрасно оснащенную сцену. Я рассказал директору Ирине Апексимовой синопсис истории, и мы решили переформатировать ее в театральный перформанс. Чуть позже я подумал, что это место — идеальная локация для презентации Last Hope.