Кишечник как арт-объект. Открытие выставки BODY WORLDS в Москве | Арт | Time Out

Кишечник как арт-объект. Открытие выставки BODY WORLDS в Москве

Илья Голубев   15 марта 2021
4 мин
Кишечник как арт-объект. Открытие выставки BODY WORLDS в Москве
Фото: Инстаграм выставки
12 марта в Москве открылась единственная в своем роде анатомическая выставка BODY WORLDS, где экспонатами стали реальные человеческие тела и органы. Экспозиция приезжает в Россию впервые. Time Out рассказывает, чем она необычна.

Неподготовленному человеку, пришедшему на «какую-то очередную выставку», придется пережить несколько незабываемых моментов в доме мясника-маньяка: повсюду освежеванные разрезанные людские тела в странных позах, где-то висит кишечник с желудком, под стеклом три пары легких разной степени прокуренности, эмбрионы по колбам.

Если вы уже хотите воскликнуть «На Западе сейчас это модно!?», то советуем получше ознакомиться с идеей выставки перед походом.

Анжелина Валлей и Гюнтер фон Хагенс

BODY WORLDS является демонстрацией метода пластинизации — авторской техники доктора Гюнтера фон Хагенса, которая не только останавливает разложение мертвых тел, но и сохраняет клеточную структуру и рельеф тканей. Благодаря этому появляется возможность рассмотреть мельчайшие детали экспонатов. Перед вами стоят реальные трупы людей, которые завещали свое тело науке. Каждый человек, целиком или частично представленный на выставке, оказался здесь по своей воле.

«С момента открытия BODY WORLDS ее уже посетило более 50 миллионов человек по всему миру. Возможно, вам интересно, в чем причина такого успеха? Почему вдруг так много людей могут пойти на такую выставку? Причина в массовом интересе к анатомии? Или в восторге от созерцания трупов? Могу сказать, что ни в том, ни в другом. Здесь люди имеют возможность взглянуть внутрь себя. Они смотрят на тела, представленные на выставке, но то, что они на самом деле видят — самих себя. Изнутри. Это очень сильный опыт. Наше тело присутствует с нами на протяжении всей нашей жизни. Оно — основа нашего существования. BODY WORLDS показывает, что жизнь невероятно хрупка, что наши тела — не просто некий божественный дар, оно требует ухода. Все, что составляет наш образ жизни, влияет на него», – говорит жена и коллега Гюнтера Анжелина Валлей, куратор выставки.

Фото: сайт выставки

Драматургией московской выставки BODY WORLDS стал жизненный путь человека. Зрителя встречают несколько эмбрионов в цилиндрических колбах, от пятой до тринадцатой недели. Далее безо всяких прикрас расставлены человеческие тела. В нескольких залах посетители увидят, как выглядят кровяная, нервная, пищеварительная и опорно-двигательная системы, каждая — на отдельном экспонате, и на расстоянии нескольких сантиметров рассмотрят органы, пораженные неизлечимыми болезнями.

Фантазия автора порой действительно удивляет. Всеми средствами он показывает, как мы выглядим изнутри в различных позах и физических активностях, — пластинизация предоставляет безграничные возможности. Одним из самых запоминающихся экспонатов стал человек, разрезанный на несколько вертикальных ломтей, и все они стоят друг за другом, как костяшки домино.

Особо любопытные зрители по поясняющим надписям узнают, что такое гангрена и катаракта и как они выглядят, сколько смолы содержит дневной рацион курильщика, как образуются опухоли, как долго переваривается пища, как ожирение влияет на наш позвоночник и многое другое. Есть и контактные экспонаты. Но не волнуйтесь — они не из плоти, это всего лишь возможность попробовать измерить давление.

Фото: Инстаграм выставки

Стоит отметить, что выставку нельзя назвать «шокирующей» или «скандальной». Современный человеческий мозг настолько избалован фильмами категории R, хоррор-играми и другим «шок контентом», что откровения в этой стороне ждать не стоит.

Однако BODY WORLDS интересен как арт-феномен. Всю историю человечества творцы славили триумф духа и разума, победу духовного над телесным. Здесь же мы видим абсолютное тело, выхолощенное от всякого рода высоких материй, тело не как средство, а как суть, без загадки и намека на подключение к чему-то высшему. С одной стороны, перед зрителем без прикрас обнажается человеческая конечность, с другой — ее прославляют. Здесь каждый испытает свои ощущения и ответит себе сам — есть ли ужас в том, что «сын человеческий» превратился в конструктор красного цвета, или это лишь ханжество, мешающее идти вперед.