Главный по «Форсажу». Как Джастин Лин стал режиссером одной франшизы | Кино | Time Out
Кино

Главный по «Форсажу». Как Джастин Лин стал режиссером одной франшизы

Клара Хоменко 11 октября 2022
9 мин
Главный по «Форсажу». Как Джастин Лин стал режиссером одной франшизы
Фото: legion-media.ru
11 октября день рождения празднует Джастин Лин – режиссер, который начинал с фильмов для DVD, а в итоге стал иконой гоночной франшизы «Форсаж», которую вывел в космос – в прямом и переносном смысле. Time Out рассказывает о том, как менялась история о семье и крутых тачках от фильма к фильму, о секрете ее успеха и о том, что сделал именинник для легендарной саги о гонках.

«Токийский дрифт», 2006

Когда Лину предложили эту работу, у него за плечами было всего несколько фильмов, к тому же выпущенных сразу на DVD. Правда, «Поединок» разошелся в четырех миллионах копий, что явно было достойно уважения. Джастин был очень доволен приглашением – «Форсаж» он смотрел во время учебы в киношколе и думал о том, как было бы интересно снять что-то подобное – но сценарий Криса Моргана его разочаровал. Тогда Лин с благословения студии переписал его полностью и приступил к съемкам.

Разрешение на работу в Токио кое-как получили, но устраивать там гонки кинематографистам никто не позволял, так что приходилось все делать быстро. Наняли даже специального подставного человека, чтобы он изображал режиссера и сидел в тюрьме, если полиция остановит работу. Однажды его услуги даже пригодились: парень отсидел ночь в камере. Лин в это время разбивал целый автопарк и пытался понять, будет ли у него в фильме хоть одна звезда из оригинального «Форсажа». Ему повезло: студия уговорила Вина Дизеля на крошечное камео.

Критики фильм не оценили – им не хватило истории и характеров, чего-то трогательного, что отличало первый фильм от всех остальных. Правда, хвалили постановку гонок. Зато когда франшиза начала усложняться и обрастать безумными спецэффектами, они вспоминали «Токийский дрифт» со слезами умиления: какое, мол, было простое и приятное кино!


«Форсаж 4», 2009

Фанатам не сразу понравилась третья картина, но что они оценили мгновенно, так это появление Дизеля. Как потом вспоминал Лин, рев в залах стоял, как на рок-концерте. Продолжение с героями оригинальной картины было общей мечтой, а мечты всегда хорошо продаются. Лин получил работу без обсуждений: ведь именно в его фильме Торетто приветственно помахал фанатам рукой, а гонки стали своего рода искусством. Сценарий написал Крис Морган, на этот раз отлично понимая, что от него хотят. А Universal была уверена, что игра стоит свеч, и вложила в новый проект 86 миллионов долларов, обеспечив гонкам эпический размах.

В этом фильме задействовали 240 автомобилей, большинство из которых разбилось вдребезги. Среди них были довольно радикальные варианты – например, грузовики Chevy, которые мы можем видеть в начале фильма. У такой машины была гигантская лестничная подвеска с подушками безопасности и 10-тонная ось с самыми большими и широкими грузовыми шинами, которые только смогли найти. Неудивительно, что сцена кражи топлива впечатлила даже тех критиков, которых оставил равнодушными сам фильм: «Вы когда-нибудь видели грузовик, перевозящий четыре огромных бензиновых цистерны? На узкой горной дороге? С внезапным крутым наклоном на повороте, когда он сужается до одной полосы движения?».

Лин снова оказался на высоте в том, чтобы управлять одновременно съемочной группой, очень разными актерами, группой каскадеров и стадом несущихся на бешеной скорости машин. В первые же выходные фильм почти окупился, собрав 72 миллиона долларов. Общие сборы составили 360 миллионов, и все поняли рецепт успеха: больше, быстрее, яростнее – и приправить семейными ценностями.


«Форсаж 5», 2011

После выхода четвертой картины перед студией встало две проблемы – куда дальше ехать и с какой скоростью. По второму вопросу все было ясно: как можно быстрее, потому что фанаты не хотели больше ждать новых фильмов по четыре года, они хотели все, сразу и прямо сейчас. Что касается направления, то в Universal пришли к выводу, что мода на уличные гонки отошла, и пора дрейфовать в сторону боевика с серией ограблений, что-то вроде «Одиннадцати друзей Оушена», только на колесах. Собственно, отсюда и оригинальное название фильма «Яростная пятерка», в котором есть масса перестрелок, штурм полицейского участка и всего одна гонка.

Кроме того, в этом фильме есть то, что принято называть «повесточкой» – максимально разнообразный гендерный и расовый состав. Сопрезидент студии по кинопроизводству Джеффри Киршенбаум с гордостью называл «Форсаж» «Бенетоном кастинга», намекая на разноцветность и разноплановость актеров. К тому же, это была единственная франшиза, где свободно говорили на испанском. К пятой части «Форсаж» был похож на своих зрителей, которые принадлежали к разным этносам и часто были двуязычны. Забегая вперед – именно это до сих пор обеспечивает фильмам невероятную популярность.

Вин Дизель влюбился в проект, которому раньше не особо симпатизировал: он хотел больше времени для семейной истории и дружбы с героем Пола Уокера. И если раньше Морган и Лин работали со сценарием вдвоем, то теперь образовалось трио: Лин хотел исследовать проблемы свободы и семьи, а с Дизелем сценарист создавал сюжетную арку Доминика Торетто. Снимали в Рио, Пуэрто-Рико, Атланте, где переоборудовали заброшенный автозавод под штаб команды, и в Калифорнии. Поразительно, но самой сложной оказалась сцена драки между Торетто и Хоббсом – ее три недели репетировали, неделю снимали, нанесли некоторое количество травм дублерам, и все ради того, чтобы драка показывала внутренний мир героев.

Мучились не зря: Джастин Лин и его картина удостоились наконец-то хорошей критики за сочетание экшена и юмора. Фильм стоил 125 миллионов – и заработал 626, а также славу самого удачного развития франшизы.


«Форсаж 6», 2013

Лин еще не закончил работу над пятым фильмом, а уже вовсю шла подготовка к съемкам шестого. К тому моменту студия окончательно уверилась, что главным элементом франшизы должны стать ограбления, а сами фильмы – составить сериал из полнометражек. Так можно было увеличить число зрителей и заработать больше денег. Вин Дизель уже вовсю участвовал в производстве как продюсер. Джастин Лин не знал, сможет ли работать на новом проекте, но не хотел бросать свое детище, так что они с Дизелем сделали раскадровку и финал на 12 минут для «Форсажа 6» еще до того, как досняли пятый. При этом Дизель настаивал, чтобы история была растянута на две картины, потому что то, что он придумал, никак не могло влезть в один фильм.

С Дизелем у руля фильм уверенно пошел в сторону мыльной оперы: возлюбленная Торетто Летти воскресала, потеряв память, на экране появлялся изысканный злодей с британским акцентом, в команде обнаруживался предатель, Хан влюблялся в Жизель, а Мия оказывалась беременной. Однако, поскольку все это каким-то волшебным образом все еще было смешано в правильных пропорциях с экшеном, фанаты были счастливы. Что и неудивительно – с учетом того, что на этот раз в гонках участвовал танк.

Эта часть фильма заработала почти 800 миллионов. Работу Лина хвалили, он получил премию «Сатурн» за лучший приключенческий фильм. И все-таки он покинул проект: студия продолжала настаивать на съемке двух фильмов за раз, а это точно повлияло бы на качество картины. Режиссер ушел. Седьмую часть «Форсажа» снимал Джеймс Ван, создатель «Пилы» и «Астрала».


«Форсаж 9», 2019

Блестящий режиссер фильмов ужасов столкнулся с настоящим кошмаром. Через два месяца после начала съемок погиб Пол Уокер. Съемки были остановлены на полгода, и чтобы довести фильм до конца, пришлось применить кучу технических ухищрений. К тому же, это плохо повлияло на всю команду – Вану пришлось буквально собирать ее по кускам, доказывая, что они просто обязаны закончить фильм ради памяти Уокера. Это не очень помогло: именно тогда у Вина Дизеля начался конфликт с Дуэйном Джонсоном. Следующая картина снималась уже без него, что сильно сказалось на качестве: без Хоббса «Форсаж» изрядно потерял в обаянии, зато прибавил в пафосе. Это было очевидно на контрасте между восьмой и седьмой частью, на которой зрители рыдали то от горя, то от смеха. Однако у Джеймса Вана все-таки было не только мастерство, но и вдохновение: сцена, в которой гоночные автомобили летают между небоскребами, заставляла зал восхищенно вздохнуть.

У режиссера «Форсажа 8» Феликса Гэри Грея, к сожалению, был только хороший бюджет и суровый семьянин Торетто – хорошо, но скучновато. Новая часть была по сути проходным боевиком со слишком большим количеством локаций и потерянных младенцев. Больше машин, больше разрушений, больше литров топлива, больше окончательно забронзовевшего Дизеля. Франшиза по-прежнему отлично продавалась – 1,23 миллиарда долларов при затратах в 250 миллионов, но проблема уже была налицо: зрителя нечем было удивить и нечем тронуть.

Когда было объявлено, что Джастин Лин вернется в «Форсаж», это выглядело как добрая весть. Он был «частью семьи» и мог вернуть франшизе душу, которую она утратила. Увы, сделать это оказалось невозможно – проект был настолько мегаломанским, что производил впечатление коробки с игрушками. В ней обнаруживались даже герои «Токийского дрифта». Однако Лин сделал все, что смог – например, попытался заменить комедийную харизму Скалы на почти столь же сильное обаяние Стэтама и вступил в прямой диалог со зрителями. Ведь после седьмой и восьмой частей многие писали о том, что полицейский боевик окончательно превратился в историю о команде супергероев, которые не тонут и не горят, а если с ними случается такая неприятность, то рано или поздно воскресают. Так почему бы не игнорировать последние приличия и не слетать на машине в космос, чтобы сбить там спутник?

По сути, Джастин Лин снял самопародию. Девятый «Форсаж» подводит черту итога под тем, что было когда-то хорошей драмой об уличных гонках и преступности, а стало феноменом поп-культуры. И все бы ничего – да только, вырулив на этом крутом повороте, режиссер взялся за десятую часть. Интересно, справится ли он с управлением, или нас ждет такое же крушение, какое постигает рано или поздно все супергеройские саги?

В статье использованы кадры из фильмов.