Глеб Козлов, генеральный директор Faretti, о том, как футбол, книги и походы в театр помогают в управлении компанией | Город | Time Out

Глеб Козлов, генеральный директор Faretti, о том, как футбол, книги и походы в театр помогают в управлении компанией

  11 октября 2021
12 мин
Глеб Козлов, генеральный директор Faretti, о том, как футбол, книги и походы в театр помогают в управлении компанией

Глеб Козлов, генеральный директор кондитерской компании Faretti, член Правления «Руспродсоюз», рассказал Time Out о том, где искать идеи для управления бизнесом, как вдохновлять сотрудников на добрые дела и как правильно распределять время между работой и отдыхом.


Глеб Козлов

Генеральный директор кондитерской компании Faretti, член Правления «Руспродсоюз»


Что вы считаете ключевым в создании корпоративной культуры?

Убежден, что корпоративную культуру нужно создавать вместе с командой. К тому же, именно развитая корпоративная культура впоследствии поможет вам привлекать лучших специалистов с созвучным мировоззрением. Если вы работаете с людьми, которые смотрят с вами в одном направлении, вы уже на 70 % достигли своих целей.

Когда я пришел в Faretti, там не было ни самой корпоративной культуры, ни базового понимания того, зачем она нужна — поэтому в 2018 году мы начали создавать ее с нуля. На проработку основ ушло почти полгода: вместе с командой мы осознали, что нам важны инновации, открытость, стремление влиять на окружающий мир и делать его лучше. А для этого нужно нанимать инициативных, небезразличных и открытых всему новому профессионалов.

В процессе проведения рабочих групп и руководители, и менеджеры, и бригады говорили по-разному об одном и том же: нам не хватает новинок, необходимо разрабатывать новую продукцию. Так мы поняли, что «инновации» обязательно должны стать для нас ключевой ценностью — это жизненный источник нашей компании, который стимулирует разработку и выпуск новых продуктов, позволяет нам развиваться в новых сегментах и постоянно совершенствовать бизнес-процессы.

Двумя другими ценностями Faretti стали «эффективность» (стремление делать больше, обходясь меньшим) и «уважение» — к потребителям, сотрудникам, закону, окружающей среде. Теперь каждый член команды может спокойно обсуждать проблемы с руководством и получать ключевую информацию о компании, ведь открытость — это тоже часть уважения. Сотрудники чувствуют положительные изменения и это очень сильно помогает нам идти дальше.

Что помогает вам и вашим сотрудникам выстраивать корпоративную культуру в компании?

Мы изучили множество успешных кейсов компаний-лидеров (вроде Netflix, Facebook и др.), работая над формированием корпоративных ритуалов и механизмов вовлечения сотрудников. Например, у Google мы позаимствовали такой ритуал, как TGIF. Это корпоративные совещания, во время которых открыто обсуждают результаты работы компании за определенный период. Мы проводим такие встречи в первую пятницу каждого месяца. Они длятся полтора-два часа и проходят в неформальной обстановке: мы заказываем пиццу, выводим на экран слайды, и руководитель каждого отдела рассказывает, чем его направление занималось в прошедшем месяце, каких результатов добились сотрудники, какие потерпели неудачи и почему, что можно было сделать лучше.

Еще один инструмент, который позволяет повысить вовлеченность сотрудников — предоставление каждому возможности влиять на развитие компании. В Faretti любой член команды может делиться идеями, как улучшить производство, как и какие запустить новинки. Со своими предложениями сотрудники приходят как к своим непосредственным руководителям, так и к генеральному директору. В перспективе я хочу внедрить в компании что-то вроде «фабрики идей» в цифровом формате, чтобы можно было хранить все предложения и задумки в одном месте, оценивать их и периодически возвращаться к лучшим.

Когда мы запускаем новый продукт или инициативу, мы всегда обсуждаем это на корпоративных совещаниях, спорим. Мы стремимся развивать культуру продуктивного несогласия у сотрудников — каждый может высказать свое мнение, если оно основано на качественной экспертизе и может быть подкреплено данными. Конечно, для этого сотрудники должны обладать большим объемом знаний и желанием постоянно расширять свой горизонт — этому способствует, в том числе, и наша корпоративная библиотека.

Зачем компаниям нужна корпоративная библиотека? В решении каких вопросов она помогает?

Корпоративная библиотека — это первый шаг в формировании полноценной системы обучения. Наличие качественно отобранной литературы позволяет сотрудникам повышать свою квалификацию, расширять свой кругозор, находить интересные идеи и концепты, которые в дальнейшем могут быть полезны компании. Хорошие книги могут мотивировать и вовлекать людей в общее дело. Не зря такие компании, как Microsoft, внедряют книжные программы для менеджеров. Всегда сложно предугадать, поможет ли та или иная книга в создании новой прорывной идеи или в совершенствовании бизнес-процессов, но можно сказать точно, что литература формирует правильную учебную среду в компании, нацеленную на развитие и самообразование. А сотрудники, которые постоянно стремятся к получению новых знаний — это одно из важнейших условий долгосрочного успеха любой компании.

Что сами любите читать?

Я очень много читаю, всегда в начале года формирую список из 25-30 книг, которые обязательны к прочтению. К этому списку в течение года добавляется литература, которую рекомендуют друзья, коллеги и т.д. В основном я читаю бизнес и мемуарную литературу. Уверен, что у любого предпринимателя и управленца есть чему поучиться: истории компаний и личностей уникальны, и чтение — это, пожалуй, единственная возможность «прожить» их жизни, что в итоге помогает формировать собственный управленческий почерк. К тому же ты получаешь интересные инсайты и ответы на многие вопросы.

Как правило, бизнес-литературу я периодически разбавляю спортивной и книгами по психологии, что позволяет изучать лучшие практики работы с коллективами, выстраивать коммуникации с сотрудниками и т.д. Вообще между успешными спортсменами и бизнесменами очень много общего, поэтому знания из области спортивного менеджмента очень полезны в бизнесе.

Какая книга вас удивила за последнее время?

Одну книгу выбрать очень сложно, поэтому позволю себе назвать две. No Filter Сары Фрайер про историю развития Instagram, где автор затрагивает множество тем: различия корпоративных культур (Facebook против Instagram), роли и модели поведения CEO (Цукерберг против Систрома), особенности процессов принятия решений. Фрайер позволяет читателю заглянуть за кулисы того, как работают крупные социальные сети, как устроена Кремниевая долина и показывает, что даже «управленческие роботы» вроде Цукерберга могут ошибаться и принимать нелогичные решения.

По-настоящему удивила меня книга «Дурная Кровь» журналиста The Wall Street Journal Джона Каррейру. Это шикарное журналистское расследование, построенное как бизнес-детектив, держащее читателя в напряжении до самого финала. Когда читаешь «Дурную Кровь» даже не веришь, что такое возможно… Молодая девушка (Элизабет Холмс), которая на определенном этапе была самой богатой self-made предпринимательницей мира (с состоянием в 4,5 миллиарда долларов), почти 15 лет водила за нос опытных и легендарных инвесторов, свой совет директоров, и параллельно влюбляла в себя прессу и общественность рассказами о том, как ее технология позволит получить развернутые результаты анализов с помощью лишь одной капли крови. Эта история — идеальный пример того, как не нужно управлять компанией…

Чем гордитесь в своей книжной коллекции?

В нашем офисе почти 400 книг по искусству менеджмента, HR, PR, маркетингу, навыкам публичных выступлений, а также профессиональные журналы на английском и русском языках. Каждую неделю наша библиотека пополняется, потому что сотрудники приносят и присылают все новые и новые книги. Мы спрашиваем коллег, что они хотят почитать, отвечаем на запросы разных отделов. Недавно в нашей коллекции появились книги «ВкусВилл: как совершить революцию в ритейле, делая все не так», «Бизнес против правил» (про Natura Siberica), книги о бережливом производстве.

Если говорить о моей личной книжной коллекции, то в ней особое место занимают несколько книг: «О Познере» с подписью и пожеланиями от Владимира Познера, очень редкое англоязычное издание «Принципов научного менеджмента» Фредерика Тейлора, а также «Искусство войны» Сунь-Цзы (на китайском), подаренное мне моими китайскими однокурсниками. Но вообще каждая книга, которая находится у меня в коллекции, имеет большую ценность для меня, поэтому очень сложно выделить одну из них или несколько.

Time Out Чтение

Что почитать и какие аудиокниги послушать, где купить редкие книги и с кем их обсудить.

Что такое, по-вашему, социальная ответственность компании?

На сегодняшний день концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) включает в себя очень много элементов — это и корпоративная благотворительность, и устойчивое развитие, и волонтерство, и многое другое. Деятельность бизнеса влияет на множество стейкхолдеров, что делает социальную ответственность очень многогранной конструкцией — она затрагивает вопросы условий труда, отношений с рабочими, качество товаров и услуг, влияния на окружающую среду, прочности и экологичности цепочки поставок, социальные программы. Общими словами я бы описал КСО как уважительное отношение бизнеса к внутренним и внешним партнерам, участие компании в создании устойчивой бизнес-среды, в которой она работает.

Думаю, что наиболее правильный подход к выстраиванию долгосрочного успешного бизнеса — это концепция triple bottom line («концепция тройного критерия»), когда компания принимает в расчет не только финансовые показатели, но также социальные и экологические результаты своей деятельности. Любой бизнес строится на «трех китах» — это Люди, Планета и Прибыль. И компания может быть по-настоящему социально ответственной, если ее деятельность так или иначе обращена ко всем трем элементам.

С какими предубеждениями вы сталкивались, развивая социальные проекты?

В этом году мы стали спонсором футбольной команды в Красноуфимске в Свердловской области (Faretti FC). Там находится наше производство, поэтому нам особенно приятно поддерживать инициативы на местном уровне, тем более что небольшим командам всегда сложнее привлечь спонсоров и получить возможность для стабильного роста. Вообще мы в Faretti считаем, что поддержка местных сообществ — это важный аспект для любой компании. Именно в подобных инициативах и начинает проявляться социальная ответственность бизнеса.

Признаюсь, что изначально многие были настроены скептически, не понимали, зачем нам это нужно и как это поможет бизнесу. Звучали фразы вроде «Деньги некуда девать!» и т.д. На самом деле у подобных социальных проектов есть важное преимущество: они делают сотрудников более вовлеченными и наполняют их работу смыслом каждый день. Плюс, используя подобные инструменты, компания создает благоприятное социальное окружение, которое позволяет ей увереннее себя чувствовать в долгосрочной перспективе.

В рамках инициативы по финансированию футбольной команды мы также смогли улучшить имидж компании в городе, в том числе в глазах потенциальных сотрудников (особенно молодых, до 35 лет). В целом мы стараемся быть открытой и социально ответственной компанией: активно поддерживаем благотворительные организации, стараемся использовать более экологичную упаковку, взаимодействуем с местными учебными заведениями по формированию программ обучения.

Откуда такой интерес к футболу?

Я с детства играю в футбол, какое-то время тренировался в молодежке «Динамо», даже мечтал бросить школу и стать профессиональным футболистом! Я и сейчас хожу на футбол, регулярно читаю работы по спортивной аналитике и биографии известных тренеров. Думаю, что в плане «интереса» к футболу нужно равняться на Сергея Галицкого — не буду скрывать, что я им просто восхищаюсь. Его вовлеченность в жизнь Краснодара и в собственный футбольный клуб достойны подражания!

Какими успехами команды вы гордитесь?

Мне кажется, что в целом нашей футбольной командой можно гордиться! Очень приятно, что нас любят местные жители и называют самой «экзотичной» командой лиги из-за названия, спонсорства и красивой формы. Но самое главное, что всего за полгода нам удалось значительно улучшить результаты: если последние несколько лет команда занимала места в конце турнирной таблицы, то в этом сезоне Faretti FC идет в первой пятерке и претендует на призовые места. С сезоном 2020 года сравнивать нельзя, так как он был прерван из-за коронавирусных ограничений. А если сравнивать показатели этого сезона с 2019 годом, то мы увеличили процент побед с 17,6 % до 59 %, начали забивать больше на 9 %, а пропускать меньше на 53 %. Также наш основной нападающий сейчас является лучшим бомбардиром лиги, с 20 голами в 20 играх! И я считаю, что это только первые шаги на пути развития клуба — есть множество процессов в команде, которые мы могли бы улучшить, чтобы жители Красноуфимска чаще приходили на наши игры и еще больше гордились своей командой!

Как распределяете время между работой и отдыхом? Что любите делать?

Про меня часто говорят, что я везде — на совещаниях с сотрудниками, на производстве, на профессиональных выставках, на тренировках, футбольных матчах и в путешествиях. Я встаю очень рано — в 4 утра, и уже в 7 приезжаю в офис. В начале работы в Faretti я вообще работал по 110-120 часов в неделю, практически все время находился на работе. Со временем пришлось искать более корректный баланс между работой и отдыхом, так как подобный режим сложно поддерживать на протяжении длительного периода времени.

Мне очень важно уделять внимание своим увлечениям и проводить время с семьей: мы вместе ходим на матчи любимого московского «Динамо», в театр, на балет, бываем на интересных выставках и концертах, любим современное искусство.

Искусство вообще помогает отвлечься и перезагрузить мозг, но в то же время отлично стимулирует поиск новых идей. Их можно найти где угодно: на спектакле, на фестивале, в путешествии — так, однажды я вдохновился примером португальского торта для разработки наших собственных кондитерских изделий.

Можно ли сказать, что ваши увлечения, например, искусством или спортом, помогают вам в управлении компанией?

Любому человеку полезно расширять свой кругозор, развивать интеллект, черпать новые идеи и становиться интереснее как личность — в этом отлично помогают хобби. Зачастую они же помогают взглянуть на проблему со стороны, потому что в офисе часто нет времени просто остановиться, сменить перспективу и найти неожиданное решение. Как показывает практика, достаточно часто хорошие варианты приходят именно тогда, когда ты «переключаешься» и вообще не думаешь о проблеме.

Какие у вас ближайшие планы — в плане культурных событий: выставки, кино и т.д.

К сожалению, пока не удается посмотреть спектакль «Горбачев» в постановке латвийского режиссера Алвиса Херманиса, не сомневаюсь, что скоро это произойдет! Также в планах посетить выставку-исследование «Другие берега» в Музее русского импрессионизма и «Отвергнутые шедевры» в Третьяковской галерее. А по поводу кино — кто не хочет посмотреть последнего Джеймса Бонда в исполнении Дэниэла Крейга?