Гуляем по Москве: Кузнецкий Мост | Город | Time Out

Гуляем по Москве: Кузнецкий Мост

Ксения Попова   15 декабря 2021
9 мин
Гуляем по Москве: Кузнецкий Мост
Фото: Depositphotos

Кузнецкий Мост — одна из интереснейших улиц Москвы. Поначалу на землях у реки Неглинной жили кузнецы. Известной улица стала с появлением торговых лавок, где можно было найти самые разные товары, от шляпок до булавок. Time Out рассказывает, как Кузнецкий Мост превратился в один из центров московской торговли, где жила мучительница Салтычиха и как меховой магазин превратился в советский Дом моделей.


Улица Кузнецкий Мост появилась на карте Москвы в XV веке. До этого земли за рекой Неглинной, иначе Неглинный верх, были пустынными. В конце столетия при Иване III территорию у реки заняли кузнецы и конюхи, которые трудились на Пушечном дворе. От них слобода, а позже и улица, получила название Кузнецкая.

В XVII веке среди слободских домов стали появляться дворы дьяков и знати. Недалеко от улицы Рождественки стоял богатый двор окольничего Собакина — потомка родственников Марфы Собакиной, третьей жены царя Ивана Грозного. Если Кузнецкой улица стала с появлением кузнецов, то вторую часть названия — Мост — она получила с появлением переправы через реку Неглинную. Поначалу мост был деревянным, только в середине XVIII века его сделали каменным. Автором проекта стал Дмитрий Ухтомский, а претворил план в жизнь помощник архитектора Семен Яковлев. Как пишет историк Сытин, мост был шириной 12 метров, а длиной — более 120 метров.

А.М. Васнецов «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII веке»

Москва не раз страдала от пожаров, и в 1737 году один из них уничтожил деревянные постройки на Кузнецком Мосту. Постепенно на улице стали появляться новые здания. С середины XVIII века их стали занимать торговые лавки, в которых в основном располагались русские купцы, иногда — немецкие торговцы.

Во времена Екатерины II вышел манифест о разрешении иностранцам селиться в России. Со временем Кузнецкий Мост заполнили лавки купцов-иностранцев, чаще это были французы. Особенностью улицы был эксклюзивный товар. В Китай-городе стихийные торговые ряды к концу XVIII века превратились в Гостиный двор, но с Кузнецким Мостом происходила другая история: там лавки разместились в невысоких домиках, а фасады домов запестрели вывесками. К началу XIX века Кузнецкий Мост стал вторым после Китай-города торговым центром Москвы.

К. Лопяло, реконструкция Кузнецкого моста на конец XVIII века по материалам А.Г. Векслера

Помимо всевозможных магазинчиков со шляпками, чепцами и булавками, на улице появлялись книжные лавки. Еще в 1750-1780-х годах часть улицы от Рождественки до Петровки была занята усадьбой графа И.Л. Воронцова. По его велению здесь появились каменные корпуса, которые сдавались внаем под квартиры и лавки. В 1780-х часть усадьбы перешла помещице Бекетовой, чей пасынок, Платон Петрович, стал известным книгоиздателем. В конце века он приехал в Москву, к 1801 году в одном из флигелей дома открыл типографию, а в другом — книжную лавку. В тот же год Бекетов выпустил «Пантеон российских авторов» и пригласил в авторы Николая Карамзина, которого с издателем сближал интерес к истории. Бекетов долгие годы возглавлял Общество истории и древностей российских, Карамзин же написал труд «История государства Российского».

Кузнецкий Мост прославился не только торговыми лавками и типографией. В XVIII веке между Рождественкой и площадью Воровского стоял дом помещицы Дарьи Салтыковой, более известной как «Салтычиха». По данным следствия, ее крестьяне то и дело подвергались избиениям, часто за малейшие проступки: плохо вымыли полы или не успели подать горячий кофе. Салтыкова замучила лично или повелела замучить около 130 крепостных. Суд над «мучительницей и душегубицей» был показательным: ее лишили дворянства и звания женщины. В 1768 году Салтычихе вынесли приговор, и следующие 11 лет она провела в темнице. При этом ее камера была ниже уровня земли. Со временем условия содержания упростили, но в темнице она прожила до 1801 года.

Во время Отечественной войны Кузнецкий Мост почти не пострадал — улицу охранял отряд наполеоновской гвардии. В 1817-1819 годах реку Неглинную заключили в трубу. Тогда же появилась современная Неглинная улица, а мост через реку снесли.

Художественный магазин фирмы Дациаро на Кузнецком мосту. Фото: wikimedia

В доме № 9 на углу с Неглинной улицей в первой половине XIX века появился ресторан «Яр», где нередко обедал Александр Пушкин с друзьями. Запечатлено заведение и в литературных произведениях — например, в повести Льва Толстого «Юность» и рассказе Ивана Тургенева «Несчастная» несколько эпизодов случаются в «Яре». В 1830-е годы ресторан переехал сначала на Петровку, потом в Петровский парк.

Модные магазины на Кузнецком Мосту располагались вплоть до советского времени. Их владельцами были в основном иностранцы: Аванцо, Дациаро, Алылванг. Как заметил москвовед Сытин, в 1826 году из 18 «модных» магазинов только один был русским. Вот как отзывался о Кузнецком Мосте Фамусов, герой комедии Грибоедова «Горе от ума»:

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

Кузнецкий Мост в 1834 году. Раскрашенная гравюра И. Дациаро

В 1843 году на улице открылся магазин, в котором торговали русскими товарами. Поддержали лавку славянофилы — один из основоположников движения А.С. Хомяков был хозяином дома на углу Петровки и Кузнецкого Моста. Как-то при перестройке дома он не пожелал уступать городу землю и посадил там сосенки и цветы, и москвичи стали называть садик «Хомяковской рощей». Только через десять лет земля досталась городу и улицу расширили.

На рубеже веков на Кузнецком Мосту стали появляться доходные дома. В 1915 году в одном из помещений расположилось кафе булочника Филиппова «Питтореск», интерьеры которого расписал художник Г.Б. Якулов. В них читались аллюзии к «Незнакомке» Александра Блока.

Кафе открылось в 1916 году. После 1917-го оно получило новое название — «Красный петух». Там бывали А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, В.Я. Брюсов и В.В. Маяковский.

Хомяковская роща. Фото: wikimedia

В годы НЭПа на Кузнецком Мосту продолжали активно торговать. Вот что писал М.А. Булгаков в 1922 году: 

«Зашевелились Кузнецкий, Петровка, Неглинный, Лубянка, Мясницкая, Тверская, Арбат. Магазины стали расти, как грибы, окропленные живым дождем НЭПО… <…> На Кузнецком целый день кипит на обледеневших тротуарах толчея пешеходов, извощики едут вереницей, и автомобили летят, хрипя сигналы».


Фото: wikimedia

Доходный дом Сокол

Адрес: Кузнецкий Мост ул., 3, стр. 2

В конце XIX — начале XX веков в Москве стали появляться доходные дома. Почти в тот же период случился подъем модерна как архитектурного стиля. В России его называли «модерн», в Англии — «модерн стайл», в Германии — «югендстиль», во Франции — «ар-нуво», а в Австрии чаще говорили о «венском сецессионе».

Доходный дом на Кузнецком Мосту построен в стиле «венского модерна». Архитектор Иван Машков выстроил дом к 1904 году. На фасаде здания выделяются прямоугольные эркеры, окна-витрины, кованые элементы, в том числе металлические балконные решетки. Модерн читается в изогнутых линиях, которые очерчивают балконы и козырек над подъездом.

Центральным элементом дома стала трехчастная мозаика, изображающая парящего сокола. Автором панно был Николай Сапунов, заказ выполнил Бутырский керамический завод «Абрамцево». Кроме центрального панно, дом Сокол украшают керамические фризы. Эскизы рельефных изразцов «рыбок» выполнил художник Михаил Врубель.

 В разные времена здание занимали итальянское издательство с публичной читальней «Данте Алигьери», торговый дом «Шерер Набгольц и К» и роскошные рестораны.


Фото: wikimedia

Московский международный торгово-промышленный банк Л.С. Полякова

Адрес: Рождественка, 8/15, стр. 3

Монументальное здание построили архитекторы С.С. Эйбушитц и В.Г. Шухов. Дом на Кузнецком Мосту появился в 1898 году. Для облицовки здания выбрали радомский песчаник.

Банк на улице если не самое парадное, то одно из самых монументальных зданий. Так что, прогуливаясь по Неглинной, вы точно не упустите его из виду.

В XVIII веке земля Кузнецкого Моста, где ныне стоит банк, принадлежала графу Воронцову. В XIX веке владельцы менялись не раз: одной из них в конце столетия стала купеческая дочь Вера Фирсанова. В середине 1890-х годов она продала дом Московскому международному торговому банку, основателем которого стал Л.С. Поляков — владелец «Банкирского дома Полякова».

Положение Полякова пошатнулось довольно скоро после основания банка. Выяснилось, что у предприятий огромная задолженность. От банкротства, однако, банк спасла ссуда Государственного банка, а Поляков был отстранен от дел. Впоследствии организация на Кузнецком Мосту вошла в состав Соединенного банка, который просуществовал до 1917 года. В советское время здание занимали Центральная сберегательная касса, Международный банк экономического сотрудничества и прочие.

Дом Фирсанова на Рождественке. Фото: wikimedia

Фото: wikimedia

Торговый дом Михайлова 


Адрес: Кузнецкий Мост, 14

Есть на Кузнецком Мосту трехэтажное здание с огромными окнами-витринами. В конце XIX века в нем расположились меховая фабрика и магазин Алексея Михайлова. В юности купец-меховщик подрабатывал при магазине, а со временем стал владельцем одной из крупнейших меховых фирм.

Кузнецкий Мост был улицей торговой, и выстроить здание фабрики на дворе владения было разумным решением со стороны Михайлова. К 1901-1903 годам четырехэтажный дом был готов, идея проекта принадлежала архитектору В.В. Баркову. Нижний этаж декорировали темно-красным гранитом с колоннами из черного лабрадорита, второй и третий — лепниной в стиле декоративного модерна. Пятый этаж появился не в советское время, как можно поначалу подумать: его надстроили в 1906-1907 годах.

Меховой цех продолжал работать и после 1917-го. Только в 1940-х здание занял Общесоюзный дом моделей одежды. Дом моделей разрабатывал коллекцию для швейных фабрик СССР и шил товар по индивидуальному запросу.

Одежду ОДМО придумывал самую разную: и для женщин трудящихся, и для первой леди. Его клиентом была супруга Михаила Горбачева, которая считалась одной из самых стильных женщин в Советском Союзе. Вокруг ее гардероба складывались легенды: не одевается ли Раиса Максимовна у зарубежных модельеров? Нет, одежду для нее создавали в основном художник-модельер Тамара Мокеева и Ирина Крутикова.