«Гена, я в Египте»: 5 мест в Москве, которые перенесут вас в страну пирамид | Город | Time Out

«Гена, я в Египте»: 5 мест в Москве, которые перенесут вас в страну пирамид

Александр Потапов   16 февраля 2023
6 мин
«Гена, я в Египте»: 5 мест в Москве, которые перенесут вас в страну пирамид
100 лет назад, 16 февраля 1923 года, экспедиция Говарда Картера торжественно открыла погребальную камеру Тутанхамона, где находился каменный саркофаг с телом фараона. В честь круглой даты Time Out рассказывает о египетских местах в Москве и Подмосковье.

5 самых «египетских» мест в Москве по версии Time Out:


Египетская экспозиция в ГМИИ имени Пушкина

Фото: сайт ГМИИ имени А.С.Пушкина

Разговор о египетской теме в Москве в обязательном порядке нужно начинать с Музея искусств. Здесь мы имеем дело не просто с эстетическим влиянием Древнего Египта, воплощенным в ампире, неоклассицизме или модерне, а с прямыми истоками этого влияния – собственно с древнеегипетским искусством. Первоочередной функцией музея по задумке его создателя Ивана Цветаева была учебная. Проходя по залам, посетители должны были последовательно знакомиться с разными эпохами истории мирового искусства – и путь этот начинался с Египетского зала.

Благодаря стараниям выдающегося востоковеда Владимира Голенищева и мецената Юрия Нечаева-Мальцова музей обладает одним из лучших египетских собраний в России (а то и лучшим). Особый предмет гордости – коллекция мумий, выставлявшаяся в прошлом году. Исследователи из ГМИИ и Курчатовского института специально провели компьютерную томографию каждого мумифицированного человека или животного. Они выяснили не только пол, возраст, состав бальзамирующих веществ, но и в отдельных случаях причину смерти.

Залы, мастерски украшенные в египетском стиле Романом Клейном, Игнатием Нивинским и Василием Поленовым, хранят не только мумии. В них представлены саркофаги, сосуды для органов, погребальные маски, фаюмские портреты и множество предметов быта, использовавшихся более 4000 лет назад.


Египетский павильон и Померанцевая оранжерея в усадьбе «Кузьминки»

Египетский павильон. Фото: Wikipedia, автор SJabberwocky

В начале XIX века на волне общеевропейского увлечения Египтом из-за походов Наполеона и популярности масонской символики архитекторы Жилярди возвели в усадьбе Голицыных оранжерею. Она предназначалась для выращивания арбузов, гранатов, апельсинов и померанцев, давших название оранжерее. Позднее рядом был построен кухонный павильон.

Внешне вполне классическая оранжерея внутри была прекрасно декорирована в египетском стиле: потолочные росписи в духе эллинистического Египта, колонны с пальмовидными капителями, бронзовая люстра с рожками в виде тех же самых капителей – сейчас уже погнувшимися и потускневшими.

Если Померанцевая оранжерея удивляет интерьером, то Египетский павильон уже своим внешним видом показывает свое название. Этот великолепный образчик «египтизирующего стиля» в ампире примечателен фасадными украшениями: те же пальмовидные капители колонн, имитация иероглифических надписей, барельефы с головами фараонов, над входом большое солнце с крыльями и двумя змеями – знак солнечного бога Ра. К сожалению, оба сооружения сейчас находятся в крайне плачевном состоянии. Разрушаются барельефы, осыпаются уникальные росписи, а реставрацию обещают вот уже который год, но так и не начинают.


Главный дом усадьбы Боде-Колычевых в Мещерском

Усадебные здания, ранее принадлежавшие богатой семье Боде-Колычевых, уже в конце XIX века были переданы психиатрической лечебнице, продолжающей работать и по сей день. Здесь бывал с визитом Лев Толстой, жил с женой-медработницей Казимир Малевич, а Антон Чехов, возможно, даже перенес некоторые впечатления от посещения лечебницы на страницы «Палаты №6».

Тем не менее, усадьба знаменита не только своими гостями, но и впечатляющей архитектурой на стыке русского узорочья, готики и совсем неожиданного египетского стиля, на удивление гармонично встроенного в это сочетание.

Над центральным входом окно второго этажа справа и слева как бы охраняют две мужские фигуры в набедренных повязках и наголовных платках-немесах.

Фото: Wikipedia, автор Kolupaev Vladimir

Египетский колорит здесь очевиден. До сих пор неясно, конкретные ли это исторические или мифические персонажи, а может и просто обобщенные образы. И все же можно лишний раз восхититься смелости и оригинальности мышления бывших хозяев усадьбы, пожелавших так необычно украсить свой дом.



Египетский дом на Большой Дмитровке, 9

Фото: Mos.ru, автор Александр Иванов

По этому адресу долгое время находился усадебный дом, сменивший множество владельцев и назначений. При первом владельце Николае Муравьеве здесь было офицерское училище, потом дворянский клуб, который посещал Пушкин, лицей, пансион и даже варьете.

В начале XX века здание приобретает купец Алексей Михайлов: на фундаменте бывшего усадебного дома архитектор Адольф Эрихсон возводит новый доходный дом в стиле модерн. Внешний вид здания поначалу не угодил критикам, творение Эрихсона громили в газетах уничижительными заметками, но художественная правда осталась за архитектором – дом отвечал духу времени, был современным и обладал неоспоримой эстетической ценностью.

Традиционные средства архитектуры модерна – керамическая плитка, природные бледно-зеленые тона, определенная геометричность – идельно соответствовали египетскому стилю. С особым вниманием подбирались декоративные элементы: например, барельефы с головами фараонов, барельефы над воротами и центральным входом в виде крылатого солнца Ра и крылатого скарабея, балконные решетки в виде пальмовых листьев и связок папируса. Сейчас дом на Большой Дмитровке входит в комплекс элитного жилья.


Египетский зал особняка Смирнова на Тверском бульваре, 18

Фото: сайт особняка «Дом Смирнова»

Про особняк Петра Петровича Смирнова, перестроенный гением модерна Федором Шехтелем, можно говорить часами. Каждый его зал, выполненный в оригинальном историческом стиле, будь то Готический будуар или Романская гостиная, достоин отдельного рассказа. Наше же внимание в первую очередь привлекает Египетский зал, задуманный как помещение для балов и приемов.

Это самый крупный зал особняка, полностью выполненный в песочном и золотом цветах. Монументальные колонны, как и колонны Египетского зала ГМИИ, напоминают о Луксорском храме. А золотые иероглифические надписи, изображения музыкантов, целые графические рассказы на потолочном фризе заставляют посетителя забыть, в каком веке он находится.

На потолке изображено золотое солнце – символ божества Амона-Ра, а в центре изображения находится круглый плафон светильника, создающий впечатление горящего солнечного диска. Плафон не прилегает к потолку, а немного опущен, поскольку светильник соединен с вентиляционной вытяжкой – что очень подходит для помещения, рассчитанного на проведение массовых мероприятий. Сейчас в Египетском зале можно заказать банкет, отпраздновать свадьбу или день рождения.