Прекрасных дней: 6 интересных выставок, которые стоит посетить в сентябре | Арт | Time Out
Арт

Прекрасных дней: 6 интересных выставок, которые стоит посетить в сентябре

Диана Дорофеева 10 сентября 2021
6 мин
Прекрасных дней: 6 интересных выставок, которые стоит посетить в сентябре
Ю. Пименов, «Бегом через улицу», 1963 г.

С наступлением осени хочется не только ловить последние теплые дни, прогуливаясь по городу, но и неспешно наслаждаться искусством. В Москве, к счастью, с этим проблем нет – музеи предлагают экспозиции практически на любой вкус. А Time Out советует, на какие выставки стоит сходить в сентябре, чтобы вдохновиться прекрасным.


Джефф Коуэн
Фотографии

Где: ММОМА, ул. Петровка, 25

Когда: 1 сентября-24 октября

Персональная выставка американского фотографа Джеффа Коуэна включает в себя более 170 работ.

Атмосфера безвременья, незавершенность, постоянный процесс превращения, полумагические метафоры случая, который влияет на события, прослеживаются в нечетких туманных кадрах, абстрактных коллажах, сумеречных пейзажах его фотографий.

В 1908-1990-х годах Коуэн начинал как уличный фотограф и ассистент Ральфа Гибсона и Ларри Кларка, но постепенно сосредоточился на совсем другом подходе к творчеству, отказавшись от документальности в пользу формального эксперимента, исследуя воздействие разных химических составов и веществ, играя с фактурами и пластической выразительностью печати. Выставка нелишний раз подчеркивает: снимки Джеффа Коуэна находятся на стыке фотографии и живописи, коллажа и объекта, излучая чуть ли не сверхъестественное свечение и привлекая внимание своими потусторонними пространствами, руинами и миражами.


Саша Пирогова и Марина Фридман
«Вне времени»

ВНЕ ВРЕМЕНИ | TIMELESS | 2020 from Sasha Pirogova & Marina Fridman on Vimeo.

Где: галерея «Треугольник», ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6

Когда: 6 сентября-16 октября

«Вне времени» — новая видеоработа Саши Пироговой и Марины Фридман, задуманная как естественное продолжение видео «Сад». Саша Пирогова — видеохудожница, использующая образный язык тела и движений. Сперва она развивалась и специализировалась в области современных танцев, но со временем перешла к современному искусству. А Марина Фридман — писательница и психотерапевт, автор технологии преобразования реальности.

Благодаря такому тандему у произведения есть и психотерапевтический эффект: зритель тоже принимает участие в творческом процессе, проецируя его на личный опыт. «Вне времени» создана с любовью и о любви, ведь это единственное чувство, которое может спасти даже в самые безнадежные моменты. Как сказала Марина Фридман, любовь «всегда больше, чем страх, она выше сомнений». Видеоработа получилась жизнеутверждающей — и эта надежда, заключенная в ней, конечно, пригодится в наше не очень-то простое время.


Юрий Пименов

«Лирическое новоселье», фрагмент, 1965

Где: Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10

Когда: 8 сентября-9 января

В экспозиции выставки, посвященной советскому живописцу, графику и художнику театра Юрию Ивановичу Пименову, вошли произведения из 22 музейных и частных собраний трех стран — России, Белоруссии и Латвии. Экспонаты — живопись и графика, книги и мультимедийная инсталляция, воспроизведения несохранившихся работ. В картинах Пименова чувствуется легкость и радость простых вещей, близких и понятных каждому. Словно моментальные снимки фотоаппарата мелькают уличные зарисовки с горожанами, заснеженные пейзажи, объятия любимого человека.

В 1930-х годах Пименов начал разрабатывать тему столицы: «писать жизнь… любимой Москвы… в вечном росте, в движении». Позже он много внимания уделял и поэтике «оттепельного» стиля, отражая события московской жизни, панораму современности. Большой любовью стал для Юрия Ивановича и театр: он больше 50 лет создавал театральные декорации, эскизы занавесов и костюмов.


Эдгар Планс
«Свобода мечтать и жить»

Где: ММОМА, Гоголевский б-р, 10/2

Когда: 8 сентября-10 октября

Испанский художник Эдгар Планс стал известен благодаря придуманным им героям: несмотря на свою вымышленность, они сражаются с проблемами реального мира и прекрасно вписаны в контекст современного города. Персонажи созданы по мотивам его книжек с картинками и мультфильмов, в которых разоблачаются преступления против человечества и планеты.

«Свобода мечтать и жить», продолжающая проект «Животные-герои», в увеличенном формате представляет и страницы из блокнотов художника — можно проследить, как он работал над произведениями, как появлялись, изменялись и воплощались замыслы. Отличной идеей будет сходить на эту выставку с детьми — возможно, они вдохновятся творчеством Планса так же, как он вдохновляется комиксами, уличным и городским искусством, эстетикой детского рисунка, в котором художника впечатляет полная свобода выбора выражений, жестов, мазков и палитры красок.


​​Томас Деманд
«Зеркало без памяти»

Фото: сайт музея «Гараж». «Инкубатор». 2020, © Thomas Demand, VG Bild-Kunst, Bonn / УПРАВИС, Москва

Где: музей «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

Когда: 10 сентября-30 января

Выставка «Зеркало без памяти» немецкого художника ​​Томаса Деманда располагается на двух этажах музея современного искусства «Гараж». На первом этаже вы ознакомитесь с идеей макетности и модели: Деманд определяет их тематику, жизненные циклы, внутреннюю динамику и то, как они синхронизируются с реальностью. В экспозицию на втором этаже заложены другие смыслы и переход к ним задан уже на лестнице: на подвесных конструкциях-кинотеатрах показывают фильмы немецкого режиссера Александра Клуге, которые стали видеоинтерпретацией трех работ — «Хранилище», «Пять глобусов», «Руина».

На фотографиях Деманда никогда нет людей или понятного действия, они фрагментированы и осколочны. Художник заимствует изображения какого-либо события и воспроизводит их в реальном масштабе из картона и бумаги, снимает их и затем разрушает. Но часто кадры бывает сложно соотнести с конкретным происшествием — они снабжены комментариями, чтобы зритель мог по обрывкам фраз воссоздать цельное повествование.


«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»

Где: Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект, 15, стр. 11

Когда: 16 сентября-16 января

В 1924 году на выставке русского искусства в Нью-Йорке было представлено более 1000 работ. Со временем они оказались разбросаны чуть ли не по всему миру — их можно было найти в частных коллекциях и музейных собраниях США, Канады, Великобритании, Германии, Австрии, Франции, Испании и других стран. В результате такого почти детективного квеста с поиском картин в разных государствах и была организована выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924».

В экспозицию вошли картины, например, Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Зинаиды Серебряковой, Петра Кончаловского, Ильи Машкова. Подтвердить участие того или иного произведения в престижной выставке в центре Манхэттена помогли архивные документы, каталоги торгов, консультации с музейными хранителями и переговоры с коллекционерами или сотрудниками аукционных домов. Проделана действительно впечатляющая работа, которую к тому же интересно будет изучить.


«Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия»

Франц Родвальт. Без названия. 1995

Где: «ГУМ-Red-Line», Красная площадь, 3, ГУМ, 1-я линия, 3-й этаж

Когда: 17 сентября-20 ноября

Проникнуться атмосферой петербургского андеграунда можно на выставке «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия» в «ГУМ-Red-Line». Школа «Инженеры искусства» была основана в 1989 году и объединяет пять мастеров: Инала Савченкова, Франца Родвальта, Сергея Енькова, Григория Стрельникова и Владислава Балаклейского. Художники участвовали в оформлении первых в России технорейвов, работали над перформансами «Поп-механики» Сергея Курехина.

У каждого участника объединения свой послужной творческий список: например, Сергей Еньков сотрудничает с крупнейшими театрами и музеями — Большим театром, центральным выставочным залом «Манеж». А живущий в Берлине Франц Родвальт как художник-скульптор работает с голливудскими режиссерами — Квентином Тарантино, Уэсом Андерсоном, Терри Гиллиамом. На выставке художественное объединение представит тридцатилетний срез своего творчества.