Балетная нечисть соблазняет мужчин | Театр | Time Out

Балетная нечисть соблазняет мужчин

Анна Гордеева   22 июня 2009
3 мин
Балетная нечисть соблазняет мужчин
В позапрошлом веке связи с троллями, ундинами и сильфидами были обычным делом.

Это в наше время всем далеким от балета людям кажется, что героини в белом обязательно чистые и невинные создания. В ХIХ веке, когда были придуманы все основные сюжеты, публика твердо знала: вот эти— с крыльями — воплощение соблазна. И шла смотреть именно на соблазн. Поглядеть, как раз за разом чертовки в пышных юбках разрушают чужие помолвки, выпархивая из окна или из бутафорского моря, уводят и утаскивают женихов за собой.

Им самим это подчас дорого обходится — как правило, они платят жизнью. Дух воздуха— Сильфида — заманивает добропорядочного шотландца Джеймса в волшебный лес, где ее подруги летают среди деревьев. Но земной человек-собственник обманом лишает Сильфиду крылышек — чтоб всегда была рядом. Потеряв возможность летать, девушка и гибнет. (Специальный часовой механизм, заставлявший крылышки трепетать в течение всего спектакля, балерина «перед смертью» в позапрошлом веке заменяла другим, что обеспечивал их поочередное падение, теперь, если они не отлетают сами, артистка тривиально сдергивает их рукой.)

Печально заканчиваются и шалости духа воды — Ундина (по-русски говоря, русалка) в одноименном балете влечет рыбака Маттео в море, заставляя забыть о прочных радостях земной жизни. Соблазняя его— показываясь ему на каждом углу (даже сквозь изображение Мадонны) и оставаясь невидимой для прочих обитателей деревушки, — она от души развлекается, пугая обывателей: путает пряжу почтенной прядильщице, и та только смотрит, оторопев, как прыгают у нее клубки. Но веселая, лукавая и обаятельная Ундина истаивает на солнышке, как вытащенная медуза, — для того, чтобы она осталась в живых, ее герой должен был всего лишь в течение суток жениться на ней, но он не поторопился.

Саламандра, дух огня из балета «Альма», влюбившаяся в доблестного, перерезавшего не одну сотню испанцев мавра, смущает немецких бюргеров, затаскивая в откровенный танец трех добропорядочных клушек. Но и ее история любви заканчивается печально, она окаменевает, превратившись в статую прямо на ступеньках трона мавра-победителя. Но эти трагические финалы — ничто по сравнению с жертвами и разрушениями, сотворенными духами, решившими отомстить своим женихам. В «Жизели» виллисы затанцовывают насмерть мужчин, неосторожно пришедших ночью на кладбище (в виллис девушки превратились потому, что умерли до свадьбы). В балете «Тень» главная героиня соперничает с земной девушкой из-за вполне живого героя и побеждает, венчается с ним уже на том свете, предварительно устроив обрушение дворца, в котором погибает соперница. Тот же сюжет повторяется в «Баядерке». Белокрылые создания поднимают указательный палец вверх, утверждая, что осуществляют праведный суд, и сносят дворцы и храмы с эффективностью тропического урагана. И лишь добродушное «Народное предание», что было сочинено, как и «Сильфида», Августом Бурнонвилем, завершается хеппи-эндом: тролльчиха удачно выходит замуж за человека (семейство троллей, правда, изрядно снабдит его золотом). Но там — никаких белых юбок. Сплошные крестьянские орнаменты.