5 выставок неординарных художников, которые стоит посетить во второй половине сентября | Арт | Time Out

5 выставок неординарных художников, которые стоит посетить во второй половине сентября

Даниил Каплан   15 сентября 2020
8 мин
5 выставок неординарных художников, которые стоит посетить во второй половине сентября
«Натюрморт жив или мертв?»: коллективная выставка в ArtPlay
Столичное арт-комьюнити анонсирует насыщенный осенний сезон. Потеряться в этих разнообразных возможностях несложно — и если громкие ежегодные проекты вроде Cosmoscow говорят сами за себя, то менее очевидные события часто оказываются вне поля зрения потенциальных посетителей. Time Out выбрал 5 небанальных выставок второй половины сентября, которые стоят вашего внимания.

«Рефрен»: Выставка художника Николая Тесенкова

«Рефрен»: Выставка художника Николая Тесенкова

Когда: 18.09. — 11.10

Где: Галерея «Красные ворота»

Адрес: Хоромный тупик, 2/6

Галерея работает ежедневно, кроме воскресенья и понедельника с 16.00 до 21.00

Выставка под музыкальным названием, обозначающим мотив повторения и рефлексию относительно уже заданной темы, проходит в символичном лермонтовском месте Москвы — на «Красных воротах». Николай Тесенков — художник, абсолютно равный по силе художественного высказывания Михаилу Юрьевичу с его мучительным набором воспоминаний-ассоциаций и постоянным возвращением к ним, — проводит свою персональную выставку в галерее на Красных Воротах. Николай, получивший музыкальное образование, именно так и чувствует свои работы.

Недавно художник вернулся из Израиля и на выставке будут представлены также его впечатления от этого путешествия, исполненные в смешанной технике. Тесенков — хорошо известный в Москве художник, абсолютно свободный в своей исполнительской манере. Представленные на выставке работы откроют перед посетителями разнообразный и местами наивный, а местами — грубый мир во всей его красоте.


«Натюрморт жив или мертв?»: коллективная выставка в ArtPlay

«Натюрморт жив или мертв?»: коллективная выставка в ArtPlay

Когда: 15.09 — 15.10

Где: Галерея East meets West gallery в центре дизайна ArtPlay

Адрес: Нижняя Сыромятническая ул., 10, корп. 3, 2-й этаж

Ежедневно с 12.00 до 20.00

Галерея East meets West gallery проводит во второй половине сентября и начале октября выставку, посвященную всецело осеннему жанру умирания природы — натюрморту. На ней будут представлены произведения лучших московских художников, сделавших из уже поднадоевшего формата объект нового искусства и умеющих рассказать целую историю в одной картине. Каждый из участников выставки творит в своей неподражаемой манере, а в сумме их работы складываются в яркую, предрождественской красоты картину обновления арт-вселенной. Именно так, вероятно, работали бы сегодня те художники, что составили славу натюрморта в прошлом. Выставка галереи East meets West призвана доказать, что этот жанр вечен — он способен вместить в себя многие другие течения и пластично трансформироваться со временем.


«Ускользающая нить»: техника рисования нитью в галерее ArtStory

«Ускользающая нить»: техника рисования нитью в галерее ArtStory

Когда: 18.09 — 22.11

Где: Галерея ArtStory

Адрес: Старопименовский переулок, д. 14

Галерея работает ежедневно, кроме понедельника. Вход по билетам — 200 руб.

Метафора, лежащая в основе названия выставки, подобрана очень удачно. Речь идет далеко не только о технике string art, стремительно набирающей популярность. Концепция выставки отсылает нас к идее смещения фокуса искусства, разрыву его шаблонного воспроизведения и восприятия. Так изображение, составленное из тонких лент, приобретает новые, неочевидные грани выразительности. Сложные переплетения, легшие в основу декоративного текстиля, мягко передают сюжет — а страх, что тянущаяся нить вот-вот прервется, усиливает эффектность произведений.

Здесь снова возникает ощущение умирания природы: так могут действовать создатели предметного театра, стараясь передать натюрморт войны и гибельной связи человека с небом, которое теперь несет ему смерть. Примерно таким образом устроен великолепный спектакль Михаила Плутахина «Священный талисман, или Мальчик, который победил войну», который демонстрируется сейчас в Еврейском музее. Выбирая нить в качестве метафоры связи нашей жизни с небом, художники Ани и Андрей Абакумовы подобрали работы так, чтобы посетители выставки с интересом изучали сюжеты, параллельно ощущая искомый трепет от ювелирно исполненной работы, техники и мастерства.


Нейроны и импрессионизм. Что об искусстве думают психология и нейронаука?

В наши дни искусство интересует не только арт-критиков, искусствоведов и историков, но и представителей когнитивной психологии и нейронауки. Time Out узнал, как эти дисциплины объясняют восприятие искусства, почему нам нравятся изображения животных, а импрессионизм вызывает больше эмоций, чем реализм.

Читать статью


«На поверхности / Paviršiuje»: российско-литовский проект в галерее «Ковчег»

«На поверхности / Paviršiuje»: российско-литовский проект в галерее «Ковчег»

Когда: 3.10 — 28.10

Где: Галерея «Ковчег»

Адрес: Трубниковский пер., 22 стр. 2

Ежедневно. пн. — по записи. ср.–пт.: 15.00 — 19.00. сб., вс.: 12.00 — 18.00

«Повершие», или, по-русски, «На поверхности» — важный проект, доказывающий интерес искусства к поверхности: к тому, как создается ее рельеф, как у гладкости появляется глубина, как за сочетанием постепенно проявляющихся узоров обнаруживается суть. То, что вначале кажется нелепым или излишне простым, внезапно обретает смысл. Так творит Николай Тесенков: для него эксперименты с поверхностью, попытки добиться от нее своеобразия становятся одним из ключевых моментов творчества. Так работают и художники, собранные галереей East meets West на выставке, доказывающей, что натюрморт жив. Так, наконец, устроен и предметный театр.

Уникальный совместный проект России и Литвы продлится недолго, немногим больше трех недель, поэтому лучше запланировать поход на это событие заранее. Возможно, стоит посетить его уже после того, как вы побываете на выставках в ARTPLAY и на Красных воротах, чтобы составить себе общее представление об исполнительской технике, позволяющей добиться такой поверхности. Зрителей ждут в основном абстракции — и это еще один аргумент в пользу того, чтобы прийти заранее подготовленным: тогда вы сможете оценить обработку материалов по достоинству, не отвлекаясь на поиски самоценного сюжета. Россия на выставке будет представлена серией работ Валерия Сахатова «Портреты без сходства», а Литва — творчеством художника Вигинтаса Станкуса.


«Фотоувеличение»: выставка Артура Аристакисяна в Центре Вознесенского

«Фотоувеличение»: выставка Артура Аристакисяна в Центре Вознесенского

Когда: 16.09-11.10

Где: Центр Вознесенского

Адрес: ул. Большая Ордынка, 46, с. 3

Время работы: ср.–пт.: 13:00 — 21:00, сб., вс.: 12:00 — 20:00. Билет — 150 руб.

Устав от сложной живописи, можно дать своему художественному воображению отдых и посетить выставку известного мастера авторского кино Артура Аристакисяна. Центральной темой выставки выбран экстравагантный сюжет, сегодня довольно часто обсуждаемый — женское начало в мужском мире насилия. Этот конфликт ярко описан у Осипа Мандельштама: «К чему гадать о греческом Эребе, для женщин воск, что для мужчины медь. Нам только в битвах выпадает жребий, а им дано, гадая, умереть».

Вспомним один из самых выразительных примеров печальной проницательности великого поэта. Однажды Мандельштам узнал о том, что Сталин забыл поставить мягкий знак в своем комментарии к поэме Горького «Девушка и смерть», написав «это штука сильнее, чем “Фауст” Гете (любов побеждает смерть)». По этому поводу поэт написал жене всего лишь одну фразу — «мы погибли». На такой же концентрации нашего исторического пренебрежения к любви, слабости и уязвимости и построена выставка Артура Аристакисяна, автора хорошо известных фильмов «Ладони» (1993) и «Место на земле» (2001).