5 российских фильмов 47-го ММКФ, которые стоит ждать в прокате
О зарубежных картинах ММКФ мы рассказывали в первой части.
«Легенды наших предков»
Режиссер: Иван Соснин
Актеры: Александр Яценко, Антон Кузнецов, Наталья Павленкова, Юрий Колокольников

Репортеру из Екатеринбурга не повезло: его послали на самое идиотское из всех заданий — поехать в таежную глушь и написать хвалебный репортаж о стройке, которая загубит все живое в округе. Там ему начал мерещиться дух, называющий себя владыкой леса и умоляющий о помощи. Братья и сестры владыки — древние мифические существа — умирают в забвении, и только наш герой в состоянии их спасти. Делать нечего: посадив в машину упирающуюся дочь и настырного духа, журналист отправляется скитаться по тайге.
Ирония судьбы и обычная практика фестивалей — самый яркий и душевный фильм смотра остался без наград. Возможно, все дело в жанре: жюри не решилось давать приз сказке, хотя она совсем не похожа на ремесленнические поделки, которыми доверху забит российский прокат.
Режиссеру Ивану Соснину удалось невозможное — он вписался в каноны жанра, не потеряв при этом авторской индивидуальности. Вместо привычных Бабы-Яги и Кощея, героями стали сказочные существа из мифов манси, коми, удмуртов и прочих малых народов. При этом проблемы реальных персонажей тоже в центре внимания: репортер никак не может достучаться до дочери, а та больше не верит взрослым. На основе этих двух пластов — сказочного и бытового — строится каркас этой очень светлой истории, которую обязательно нужно смотреть с детьми. В прокате — с 1 мая.
«Волки»
Режиссер: Михаил Кулунаков
Актеры: Тимур Кыдыков, Арунай Тазранова, Айдар Унатов
Награды на фестивале: Приз Международной Федерации киноклубов «Колючий взгляд»

Конец XIX века, Алтайский край. Сибирская природа людей не балует: полгода царствуют ветра и морозы. Впрочем, сами алтайцы тоже никого щадят. Грабежи и убийства здесь — обычное дело. И когда богачу Кутусу приглянулась симпатичная девушка, он просто ее украл. К счастью, бедняжке удалось сбежать, но через несколько лет Кутус вышел на след ее новой семьи и запустил кровавый маховик мести, жертвами которого стали несколько поколений.
В 2018-м отборщики ММКФ взяли курс на региональное кино, пригласив в программу неспешную якутскую драму «Царь-птица», которая стала победительницей смотра. В следующие годы без проектов из республики Саха не обходился ни один фестиваль, но в этот раз Якутию сменил другой регион Сибири: режиссер из Горно-Алтайска и его небольшая независимая киностудия «АлтайФильм» представили фильм-притчу о кровной вражде, превращающей человека в зверя. Получилось неплохое этническое кино с шекспировскими страстями на фоне сурового северного пейзажа.
Из недостатков — здесь снова подробно и долго разделывают барана на переднем плане, да и сценарий, как во многих этнических фильмах, простоват. Но в этой наивной и прямолинейной ленте поражают бескомпромиссность и искренность, которых в российской киноиндустрии уже почти не осталось.
«Мужу привет»
Режиссер: Антон Маслов
Актеры: Юлия Пересильд, Владимир Вдовиченков, Екатерина Воронина, Дмитрий Лысенков
Награды на фестивале: «Серебряный Святой Георгий» за лучший фильм конкурса «Русские премьеры»

Всю свою взрослую жизнь Катерина (Пересильд) помогает Амуру и регистрирует браки в ЗАГСе. Но над ней самой Амур жестоко пошутил: пять лет назад ее муж получил травму и впал в кому. Врачи пытаются объяснить Катерине, что надежд на его возвращение нет, но та не верит и часами сидит в его палате. А потом в ее жизни внезапно появляется автомеханик Жора (Вдовиченков). И все становится еще сложнее.
«Мужу привет» режиссера Антона Маслова («Вампиры средней полосы», «Последний богатырь: Наследие») — классическая мелодрама о том, как в жизнь сильной и одинокой женщины вдруг врывается мужчина, и все ее проблемы моментально рассасываются. Выглядит это мило, но местами, увы, неубедительно.
Особенно настораживает референс, за который упорно цепляется фильм: герои прямым текстом в кадре цитируют картину Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» и напоминают, что их тоже зовут Катя и Гога — после чего верить им становится все труднее. Во-первых, потому что «Мужу привет» сражение с работой Меньшова проигрывает вчистую. Во-вторых, включается правило: чем старательнее пытаешься создать хит по чужим лекалам, тем менее убедительно он получается.
Впрочем, особо сентиментальные натуры пару раз платочки на премьере достали — мы сами видели. Проверить собственные чувства в кино зрители смогут уже 1 мая.
«Планета»
Режиссер: Михаил Архипов
Актеры: Сергей Гилев, Дарья Мельникова, Денис Ясик, Александр Кудренко

Август 1960 года. На киностудии научно-популярного фильма разгорелся скандал. Вместо картин о битвах за урожай режиссер Николай Беренцев уносится в космос — снимает кино о путешествии на Венеру. Беда в том, что в реальность таких перелетов никто не верит, поэтому и пробивать свой проект у начальства режиссеру приходится с большим трудом. Как назло, именно тогда женатый Беренцев влюбляется в молоденькую сотрудницу научного института.
У главного героя «Планеты», Николая Беренцева, есть реальный прототип. Это Павел Клушанцев, снявший в начале 1960-х «Планету бурь». Она, кстати, до сих пор входит в программу американских киношкол. Клушанцев считается одним из основателей жанра советской научной кинофантастики — его необычная стилистика и новаторские приемы, в том числе и связанные с комбинированными съемками, сильно повлияли на Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса.
Однако «Планета» не типичный байопик. Это больше визуально-поэтическое размышление об эпохе и конфликте системы с нестандартной личностью. Поэтому сомнения и мытарства Беренцева переплетаются с документальными хрониками, а психологический раздрай главного героя визуализируется через кадры его неснятого фильма.
«Двое в одной жизни, не считая собаки»
Режиссер: Андрей Зайцев
Актеры: Светлана Крючкова, Александр Адабашьян, Полина Гухман
Награды на фестивале: Приз зрительских симпатий

Людмила Павловна и Игорь Николаевич живут тихой размеренной жизнью питерских пенсионеров. Слушают классику, читают стихи, поют песни Эдит Пиаф и воюют с непослушными гаджетами. Единственная связь с внешним миром — соседская дочь Полина, которая прячется в их семье от своей собственной, неблагополучной.
Режиссер Андрей Зайцев — старожил ММКФ. Он представлял здесь свои проекты «14+. Продолжение» и «Блокадный дневник», который получил «Золотого Георгия» в 2020-м. Сейчас Зайцев вернулся с историей об одинокой паре, где ей под 80, а ему почти 90.
Конечно, это не Ханеке с его «Любовью», рвущей душу на части. Но и здесь есть сильнодействующее средство, противостоять которому невозможно. Это актеры. Невероятная органика Светланы Крючковой и Александра Адабашьяна, химия, возникающая между ними, буквально вытаскивают фильм из пропасти, куда его было сбросили невнятный сценарий и не слишком убедительная режиссура. Смотреть «Двоих в одной жизни» можно хотя бы ради актерской игры. И, конечно, ради собачки по кличке Пуля, которую привели на премьеру. Зрителям фестиваля картина понравилась — слез было пролито немало, они и вылились в специальный приз.