6 зарубежных фильмов ММКФ, которые стоит посмотреть
«Дом в огне», реж. Дани де ла Орден

В основном конкурсе ММКФ в последние годы редко можно найти удачное европейское кино. В 2025-м такое в программе все же появилось — «Дом в огне» испанского режиссера Дани де ла Ордена, автора «Элиты», представляет собой типичную для местного кинематографа комедию о семейных взаимоотношениях, которая к финалу обрастает таким количеством проблем и конфликтов, что выйти из них без потерь героям не удастся.
В центре сюжета — женщина по имени Монтсе, которая собирает семью в летнем домике у моря, чтобы продать его. Отношения с детьми не ладятся, с бывшим мужем, приехавшим с новой пассией, — и подавно. В этом балагане им предстоит найти общий язык и примириться с прошлым.
«Дом в огне», в отличие от подавляющего большинства других фильмов конкурса, мог бы стать в России если не прокатным хитом, то как минимум интересной премьерой — благо, бэкграунд у картины продающий: несколько номинаций на испанский «Оскар», премию «Гойя», и победа в категории «Лучший сценарий». Да еще и создана лента при поддержке Netflix. Нетипично для конкурсного фильма ММКФ.
«Нечто из унитаза», реж. Вивьено Кальдинелли

Программа «Дикие ночи» — пожалуй, главное сокровище Московского кинофестиваля. Ее собирают кинокритики Егор Москвитин и Дмитрий Бортников. В лайнапе — безумные и дикие хорроры, комедии и триллеры с североамериканских и европейских фестивалей низких жанров. Зрительская реакция в России невероятная — показы собирают полные залы, а билеты разлетаются почти мгновенно.
Одним из главных фильмов в секции в этом году стала канадская хоррор-комедия «Нечто из унитаза». Отец-сантехник и его сын-гермофоб, чтобы сблизиться, вместе отправляются на работу — им предстоит прочистить трубы в многоквартирном доме. Только в этот же день здесь завелось Нечто. Сумасшедший ученый вывел ужасного монстра, похожего на червя из «Дюны», который проник в канализацию, и теперь кошмарит жителей. То голову дедушке оторвет, то над причинными местами поиздевается, то живьем съест целую бабушку.
Разумеется, основное место в пространстве трэш-хоррора занимают сортирные шутки — это очевидно уже из названия. Картина буквально уносит в эпоху низкобюджетных фильмов категории Z с литрами бутафорской крови и гомерически смешными дешевыми спецэффектами. Правда, «Нечто из унитаза» все-таки выделяется среди таких проектов — за неприличным содержанием в нем скрывается драматическая линия отца и сына, переживающих общую травму.
«Гадкая сестра», реж. Эмили Блихфельдт

А этот фильм наверняка станет одной из самых обсуждаемых летних премьер (в кино — с 5 июня) в России. «Гадкая сестра» — это «Субстанция» в декорациях XIX века и европейских сказок. Собственно, вольной интерпретацией одной из них фильм и является: дебютный боди-хоррор норвежской постановщицы Эмили Блихфельдт переиначивает сюжет «Золушки» и окрашивает его в кроваво-красные цвета.
По сюжету, двум сводным сестрам, чьи семьи остро нуждаются в деньгах, приходят приглашения на бал-смотрины. Принц будет выбирать невестку. У них есть несколько месяцев на подготовку. Если уверенная в себе и в своей красоте Агнес пойдет хоть сейчас, то не подпадающая под общепринятые идеалы красоты Эльвира и особенно ее мать жаждят изменений. В поисках лучшей версией себя девушка идет на крайние меры, чтобы стать королевой бала, но вместо совершенства обретает лишь боль и страдание.
«Гадкая сестра» тоже была представлена в секции «Дикие ночи». Оно и неудивительно — провокационная хоррор-версия «Золушки», как и «Субстанция» разделит зрителей на два лагеря: тех, кого эпатаж и новый взгляд на знакомую историю, влюбит в себя, и тех, кто будет отворачиваться от каждой тошнотворной сцены. А их, к слову, в избытке — фильм можно сколько угодно ругать за победу формы над содержанием и повторение одних и тех же тезисов о пагубности погони за красотой, но не восхититься смелым, актуальным и включающим в дискуссию прочтением сказки, попросту невозможно.
«Старуха с ножом», реж. Мин Гю-дон

Если вы не поняли, что такое «Дикие ночи», то вот еще пример — южнокорейский боевик «Старуха с ножом», в котором женщина третьего возраста, половину жизни проработавшая киллером под псевдонимом Коготь, налево и направо кромсает своих неприятелей ножом с ядовитым лезвием.
Давным-давно девушку нашли на обочине жизни, дали ей кров и надежду. За это она должна была очищать общество от отбросов и негодяев, чем успешно и занималась много лет. В преклонном возрасте она все еще лучшая в своем деле, но снизу уже подпирает циничная молодежь, а сама Коготь питает чувства к тем, кому ей необходимо убивать.
Удивительная особенность корейского кино в том, что даже самые фантастические истории, коей и кажется «Старуха с ножом», могут быть реалистичными. Лента начинается как задорный боевик в стиле «Джона Уика», но к финалу вспоминает о своих корейских корнях: сюжетные многоходовки, повороты и поэтика роднят фильм с работами Пак Чхан-ука — «Олдбоем» и «Решением уйти».
«Черная точка», реж. Балинт Симлер

Впрочем, в программе ММКФ есть и другие секции. К примеру, «Фестивальный коктейль», которую отборщики обычно заполняют фильмами с разных международных смотров. В этом году в программе почти не было картин из Канн, Венеции и Берлина, зато были фестивали поменьше — из Локарно в Москву привезли школьную драму «Черная точка».
Это взгляд на современную венгерскую школу глазами молодой учительницы литературы Юци. Она работает в возрастном коллективе приверженцев консервативных методов, но сама привносит в преподавание современные инструменты, что не слишком нравится ее коллегам. Параллельно развивается история мальчика-новичка Палко, который становится мишенью для буллинга, причем с обеих сторон — от одноклассников и учителей.
Два года назад на фестивале в Берлине состоялась премьера «Учительской» Илькера Чатака, где режиссер на примере маленькой закрытой системы, школы, рассказал о проблемах всего германского общества. Тем же инструментом пользуется и режиссер «Черной точки» — конфликты, которые поначалу кажутся вполне конкретными и обособленными стенами школы, на деле оказываются проекцией страхов и слабостей всего венгерского общества. Так что бороться героям приходится не столько с буллингом и непониманием в коллективе, сколько с социальным неравенством, расшатанными ценностями и проблемами межпоколенческих отношений.
«Школа мистера Пингвина», реж. Питер Каттанео

Действие еще одного школьного кино из программы ММКФ разворачивается в охваченной революционным ужасом Аргентине. Работать сюда приезжает учитель Том — он преподает английский язык для избалованных родительскими деньгами школьников в интернате. Поначалу отношения между учителем и подопечными не клеятся, но все меняется, когда Том случайно находит маленького пингвина, который в трудное время невольно сближает школьников и преподавателей.
В отличие от «Черной точки», «Школа мистера Пингвина» — кино зрительское и семейное. Хотя, если вы представляете себе наивную сказку о милой зверушке и бесконечном добре, коих в российский прокат выходит немеренно, то лента вас удивит. Главный герой в исполнении Стива Кугана — циничный европеец, который не гнушается говорить все, что думает, и травить нетипичные для семейного кино шутки. А на фоне — трагические для Аргентины события, когда тысячи граждан стали узниками военной диктатуры.
Во времена разрушения общественных основ и пересмотра политических векторов единственным якорем для человека становится добро, воплощенное в теле маленького пингвина. В этом смысле картина, впервые показанная на фестивале в Торонто в 2024 году, с помощью простых и понятных широкому зрителю инструментов демонстрирует, насколько важно цепляться за доброту внутри себя, даже если окружающая действительность кричит об обратном. В российских кинотеатрах — с 19 июня.