5 работ с выставки «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма | Арт | Time Out

5 работ с выставки «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма

  19 апреля 2021
4 мин
5 работ с выставки «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма
Фото: Depositphotos
Первым проектом Музея русского импрессионизма в год его пятилетия станет выставка «‎Охотники за искусством». С 21 апреля по 29 августа музей будет рассказывать истории 14 коллекционеров из Москвы и Ленинграда и их находок, многие из которых до сих пор редко демонстрируются широкой публике. Time Out делится гидом по работам, на которые стоит обратить внимание.

Роберт Фальк. «Фуар. Фотография. Ночной Париж», 1931

Собрание И.М. Эзраха. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург

В начале XX века Роберт Фальк был художником, который не боялся отходить от установленных традиций и правил. Он экспериментировал со стилями и направлениями творчества: прошел через этапы неопримитивизма, сезаннизма и кубизма, а в начале 1920-х обратился к старым мастерам.

Отдельного внимания заслуживает период творчества Фалька, когда он вдохновлялся импрессионистами. Особый парижский свет, который озарял улицы французской столицы, стал источником вдохновения и импульсом для совершенствования техники русского художника.

Как и все импрессионисты, Фальк много работал на пленэре*. Городской пейзаж «Фуар. Фотография. Ночной Париж» из ленинградского собрания Иосифа Эзраха, представленный на выставке, — редкий пример уличной сцены ночью, написанной в мастерской. Упоминая об этой работе, художник отмечал: «Я стал легко работать вещи по памяти. Я этим очень доволен, это есть какое-то освобождение».

Наталия Гончарова. «Цветущая яблоня», 1909

Собрание С.А. Шустера и Е.В. Крюковой. Ныне в частном собрании

Наталия Сергеевна Гончарова — «амазонка авангарда», одна из самых ярких художниц XX века, жена и соратница Михаила Ларионова. Марина Цветаева писала: «Говорить о Гончаровой, не говоря о Ларионове, невозможно. Во-первых и в-главных: Ларионов был первый, кто сказал Гончаровой, что она живописец, первый раскрывший ей глаза — не на природу, которую она видела, а на эти же ее собственные глаза. «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!».

Пейзаж «Цветущая яблоня» демонстрирует отсылки к фовизму* в творчестве Наталии Гончаровой, при этом работа отличается тонким чувством цвета — художница использует декоративные, но гармонично сочетающиеся приглушенные оттенки розового и фиолетового.

Картину во второй половине XX века приобрел Соломон Абрамович Шустер, коллекция которого считается одним из самых полных и известных собраний, посвященных искусству 1900-1930-х годов.

Кузьма Петров-Водкин. «Портрет дочери (Ленушка)», 1926

Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург

Это картина посвящена дочери художника Кузьмы Петрова-Водкина Лене. Свою будущую супругу Марию (Маргариту) Йованович он встретил в 1906 году в парижском пригороде. Для Петрова-Водкина это была любовь с первого взгляда, вылившаяся в брак длиною более 30 лет. Ради любви девушка покинула родину, приняла православие, выучила русский язык и стала верной спутницей и музой художника.

В 1922 году Мария и Кузьма стали родителями. С первых дней жизни «Ленушка» стала частой героиней в работах художника, он ласково называл ее «колокольчиком моего сердца».

Интересный факт: когда Елену Кузьминичну спрашивали о профессии, она всегда отвечала: «Моя профессия — дочь художника».

В 1950-х годах картину «‎Ленушка» приобрел Игорь Дмитриевич Афанасьев, химик-нефтепромышленник из Ленинграда, главной страстью которого являлось коллекционирование.

Сергей Судейкин. «Гарем», 1909

Собрание Н.Н. Тимофеева. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург

Творчество Сергея Судейкина тесно связано с миром театра: он сотрудничал с московским «Эрмитажем», позднее — с петербургскими Малым драматическим театром, Русским драматическим и театром Комиссаржевской, был женат на балерине Ольге Глебовой.

Акварель «Гарем» выполнена на стыке жанров театрализованной сцены и натюрморта: распускающаяся роза на стене отсылает к росписям подносов, а фигурки похожи на фарфоровые статуэтки. При этом цветовая гамма работы строится на противопоставлении голубого и желтого, а декоративизм и орнамент дополняются глубиной и светотенью. Ориентальная тема будет интересовать художника и дальше.

Картину приобрел советский психиатр Николай Тимофеев, увлекавшийся коллекционированием. Стены его кабинета были увешаны живописью, и в своей деятельности он активно использовал арт-терапию, что стало настоящим новшеством для второй половины XX века.

Нико Пиросмани. «Погонщик с верблюдом», 1910-е

Собрание И.Г. Сановича. Ныне в частном собрании

Грузинский и русский художник, представитель примитивизма Нико Пиросмани обладал загадочной судьбой и уникальным, свойственным только ему, стилем письма. Летом 1912 года в тифлисском духане* «Варяг» его работы увидели художники-футуристы Михаил Ле-Дантю и братья Илья и Кирилл Зданевичи. Так началась история открытия самобытного мастера.

В 1913 году работы Пиросмани произвели фурор на московской авангардной выставке «Мишень», организованной Михаилом Ларионовым. Творчество примитивиста широко оценивали Пабло Пикассо и русские авангардисты.

«‎Погонщик с верблюдом» до поступления в собрание Игоря Сановича принадлежал писателю, главному редактору журнала «Дружба народов» Виктору Гольцеву.