Все фильмы Сюзанны Бир от худшего к лучшему

Все фильмы Сюзанны Бир от худшего к лучшему

Иван Афанасьев   16 апреля 2020
9 мин
Все фильмы Сюзанны Бир от худшего к лучшему

15 апреля 60 лет исполнилось Сюзанне Бир — датскому и голливудскому режиссеру, которая одинаково хорошо зарекомендовала себя и в родной стране, и в США. Широкий зритель может знать ее по фильму «Птичий короб» и сериалу «Ночной администратор», но у себя на родине она — настоящая звезда режиссуры, которая наравне с Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом нанесла датское кино на мировую карту. Time Out вспомнил все фильмы Сюзанны Бир и расставил их от наименее выдающихся к настоящим шедеврам.

«Кредо», 1997

Sekten

К сожалению, это по-настоящему слабый и невнятный фильм Бир (что логично — это была всего лишь ее вторая полнометражная работа). Он рассказывает про девушку, которая пытается вызволить свою подругу из странной секты самосовершенствования, но сама попадает под влияние обаятельного лидера культистов. В этом фильме не удалось практически все: и размытая интрига, и отсутствие стержневого конфликта (героиня задумывалась мятущейся и неуверенной в себе, но выглядит просто непроработанной), и неудачные попытки «сыграть в триллер». Как ни странно, но вторая режиссерская попытка не ушла за рамки ученического этюда, хотя дебют Бир был достаточно взрослым и самостоятельным.

В ролях: Софи Гробель, Эллен Хиллингсо, Сверре Анкер Оусдаль, Стина Экблад

 

 


«Серена», 2014

Serena

Проект-долгострой, к которому приглядывался еще Даррен Аронофски, и который мучительно разрабатывался около трех лет со сменой режиссера, актеров и оператора. В итоге получилось красивое, но вымученное историческое полотно о непростых взаимоотношениях волевой девушки Серены и ее мужа Джорджа. Фильм может скрасить один вечер, но только самым непритязательным зрителям: всех прочих, как минимум, смутит безупречный маникюр Дженнифер Лоуренс после рубки деревьев, а также сумасшедше быстрое развитие событий в первой трети фильма, когда события сменяют друг друга так, что ты просто не успеваешь уследить, кто, с кем и зачем.

В ролях: Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс, Рис Иванс, Тоби Джонс

 

 

 

«Птичий короб», 2018

Bird Box

Став «своей» в Голливуде и подписавшись на этот проект Netflix, Сюзанна Бир явно старалась привнести в однобокую «околокинговскую» историю хоть что-то человеческое. Хоррор о людях, вынужденных ходить с завязанными глазами, чтобы не увидеть жутких пришельцев, один вид которых доводит человека до самоубийства, мог превратиться в драму выживания, особенно когда у руля одна из лучших актрис современности Сандра Баллок. Но дальше развлекательного контента фильм не зашел: логические несостыковки, буксующий сюжет и расплывчатые актерские роли других участников призывают смотреть этот фильм, как главные герои — закрыв глаза и наслаждаясь действительно впечатляющим звуковым оформлением.

В ролях: Сандра Буллок, Треванте Роудс, Джон Малкович, Сара Полсон

 

 

 

«Второй шанс», 2014

En chance til

Параллельно с голливудской «Сереной», Бир работала над очередной датской картиной — и с ней ей повезло гораздо больше. Не особо оригинальная, но цепляющая и неплохо сыгранная звездой «Игры престолов» Николаем Костером-Вальдау драма о полицейском, подменившем своего мертвого ребенка чужим, забранным из пропащей семьи наркоманов. В такой ситуации трудно говорить о делении на «светлое и темное»: фильм распадается на полутона, не решаясь занять сторону ни одного из героев. Что героя, что его убитую горем жену, что настоящих родителей ребенка жалко — и всех одинаково есть за что осудить. К сожалению, ближе к финалу картина совсем разбалтывается и окончательно утрачивает шанс быть понятой зрителем (даже после второго просмотра).

В ролях: Николай Костер-Вальдау, Роланд Мюллер, Николай Ли Каас, Ульрих Томсен

 

 

 

«Только раз в жизни», 2000

Livet är en schlager

Милая, немного слащавая, но довольно трогательная мелодрама о женщине, неудовлетворенной своей семейной жизнью. Она старается помочь застенчивому подростку с инвалидностью осуществить две его мечты — написать песню, которую исполнят звезды шведского поп-рока The Cardigans, и найти своих родителей. Наверное, такую историю хотя бы раз в жизни должен снять любой режиссер: нежное и аккуратное кино о том, как важны родственные узы, и о том, как человек ищет близости в других людях, если он лишен ее в своей семье. Не сказать, чтобы этот фильм сильно отличался от множества других семейных драм, но свою слезу он в конце из зрителя вышибает — и за это стоит сказать ему спасибо.

В ролях: Хелена Бергстрём, Йонас Карлссон, Томас Ханзон, Бьёрн Чьелльман

 

 


«Пансионат “Оскар”», 1995

Pensionat Oskar

Дебют Сюзанны Бир довольно неожиданно оказался крепким и хорошо сбитым в плане драматургии и психологии, хотя и не лишенным типичных болячек «первых фильмов». Это довольно смелая история о немолодом мужчине, который приезжает на отдых со своей семьей, пытаясь пережить разлад с женой и детьми, но в итоге впервые за долгое время влюбляется — в молодого мужчину, который любит плескаться в море в грозу и показывает фокусы с крысой. Ироничный взгляд на мужской кризис среднего возраста, совмещенный с запоздалым раскрытием сексуальности, «Оскар» датчанке не принес, несмотря на название, но показал, что на небосклоне скандинавского кинематографа появился новый перспективный режиссер.

В ролях: Лоа Фалькман, Стина Экблад, Симон Норртон, Филип Санден

 

 


«То, что мы потеряли», 2007

Things We Lost in the Fire

Красивая и душещипательная, хотя и не хватающая звезд с неба в плане оригинальности драма с отличными актерскими работами — о женщине, которая, потеряв любимого мужа, пытается восполнить потерю, приняв к себе домой давнего друга ее почившего супруга, который подсел на наркотики. На центральном дуэте Холли Берри и Бенисио дель Торо держится весь фильм: сложная и неравномерная драма двух людей, которые оказываются связаны неожиданными обстоятельствами. Фильм не дает однозначного ответа на вопрос, как смириться с потерей близкого человека, зато высказывает сочувствие тем, кто ее пережил или переживает — без фальшивого сожаления, с житейской мудростью.

В ролях: Холли Берри, Бенисио Дель Торо, Дэвид Духовны, Алексис Ллевелин

 

 

Трейлер фильма «То, что мы потеряли»

«Любовь — это все, что тебе нужно», 2012

Den skaldede frisør

Забавно, что датских режиссерок частенько тянет в Италию — например, туда же своих героев отправила Лоне Шерфиг в «Итальянском для начинающих». Так и в фильме Сюзанны Бир немолодая, но все еще привлекательная и обаятельная Ида, обиженная неверностью мужа, встречает свою новую любовь на курорте Сорренто — ею оказывается красавец Филипп, пунктуальный до чертиков, но также и чертовски одинокий. Работы Бир так или иначе объединяет тема поиска счастья и обретения семейных уз — и этот фильм, наверное, самый доступный и смотрибельный из «авторских» фильмов для зрителей всех возрастов и поколений. Такая «Mamma MIA!» по-скандинавски (и даже Пирс Броснан в главной роли присутствует!).

В ролях: Трине Дюрхольм, Пирс Броснан, Паприка Стеэн, Ким Бодния

 

 

 

«Месть», 2010

Hævnen

Этот фильм вполне заслуженно принес датчанке «Оскар», хотя спустя годы и кажется слегка морально устаревшим — тема пацифизма во всех областях уже набила оскомину. Отрицающий насилие Антон возвращается в родную Данию, где у него происходит конфликт с местным механиком, избившим героя – его сын, видя, что отец ничего не собирается с этим делать, решает навредить обидчику. Несмотря на несколько банальный сюжет, «Месть» мощно высказывается на тему отмщения и желания возмездия, проповедуя классическую истину «не убий» без излишнего морализаторства. Он просто показывает, как пружина, запускающая механизм мести, рано или поздно достает и тех, кто привел ее в движение — со всех сторон.

В ролях: Микаэл Персбрандт, Трине Дюрхольм, Ульрих Томсен, Вилльям Йенк Нильсен

 

 

 

«Один единственный», 1999

Den eneste ene

Трогательнейшая история о любовном многоугольнике между беременной Сюз, мастером по кухням Ниллером, мужем Сюз, которого она выгнала за измены, и женой Ниллера, которая любит своего мужа, но не может иметь от него детей. Сюзанна Бир вообще мастер совмещать обыденные, почти что в духе «мыльных опер» сюжеты с харизматичными героями и простыми, но эффектными моральными дилеммами. Этот фильм раскрыл миру талант удивительной актрисы Сидсе Бабетт Кнудсен, а также доказал, что в жанре бытовой мелодрамы все еще есть, чем удивить зрителя: например, человечностью героев, не следующих типичным установок ромкомов.

В ролях: Сидсе Бабетт Кнудсен, Нильс Ольсен, Сёс Эгелинд, Рафаэль Эдхольм

 

 

Официальный трейлер к фильму «Один единственный»

«После свадьбы», 2006

Efter brylluppet

Драма о выборе и моральных метаниях. Много лет живущий в Мумбае датчанин Якоб, на последние средства содержащий интернат для беспризорников, получает предложение от богатого мецената. Благодетель вложит в приют не менее двенадцати миллионов долларов, но герой должен посетить свадьбу дочери доброхота — и, как позже выясняется, остаться там навсегда. Особенно этот фильм хочется отметить за удивительного Мадса Миккельсена — его фирменная замкнутость, граничащая со скрытой невротичностью, пронизывает весь фильм, превращая его в неуютный разговор о том, что делает нас людьми. Тихое, недоброе и пробирающее до мурашек кино, которое смотрит вглубь зрителя. Фильм оказался настолько хорош, что получил номинацию на «Оскар» и вторичный голливудский ремейк в 2019 году.

В ролях: Мадс Миккельсен, Рольф Лассгорд, Сидсе Бабетт Кнудсен, Стине Фишер Кристенсен

Официальный трейлер к фильму «После свадьбы»

«Братья», 2004

Brødre

Честная с собой и зрителем нетривиальная драма о последствиях войны. Угрюмый и нелюдимый Михаэль, вернувшись из Афганистана, где был объявлен без вести пропавшим, обнаруживает, что его место в семье занято братом Янником, с которым и без того всегда были натянутые отношения. Конфликт ведет к беде. Пожалуй, лучший фильм про «афганский синдром» (разве что после «Мой сводный брат Франкенштейн» Тодоровского): о том, как хороший, в общем-то, человек возвращается в нормальную жизнь после ирреальной и абсурдной войны, и не может адаптироваться к жизни. Отличный антимилитаристский манифест. Пять лет спустя ирландец Джим Шеридан снимет на удивление адекватный ремейк с Тоби Магуайром и Джейком Джилленхолом.

В ролях: Конни Нильсен, Ульрих Томсен, Николай Ли Каас, Сара Юэль Вернер

 

«Открытые сердца», 2002

Elsker dig for evigt

Самый искренний и сильный фильм Сюзанны Бир оказался банальной (но только с виду) историей страсти в духе «Рассекая волны», и не удивительно: он, как и еще одна рифмующаяся с ним картина Триера «Идиоты», снят в стилистике «Догмы-95». Йоахим попадает под машину и оказывается прикован к постели навсегда, а его невеста Сесиль заводит роман с доктором Йоахима, Нильсом, чья жена стала причиной той автокатастрофы — из-за их всепоглощающей страсти жизнь всех персонажей рушится под откос. Кино, которое без прикрас говорит о том, что супружеская верность — штука чертовски зыбкая во всех отношениях. Эротичное, пронзительное, тревожное и очень живое кино, без которого датский кинематограф, известный своей фирменной холодностью, был бы совершенно иным.

В ролях: Мадс Миккельсен, Соня Рихтер, Николай Ли Каас, Паприка Стеэн