Рецензия на фильм «Лед 2»

Рецензия на фильм «Лед 2»

Клара Хоменко   14 февраля 2020
4 мин
Рецензия на фильм «Лед 2»

Мечты сбылись, Надя и Саша поженились, живут в Иркутске, и у них вот-вот будет ребенок. Но счастье продлилось недолго: принцесса умерла в родах, а принц остался один с крохотной дочкой. И как теперь жить, он не очень понимает. 

Давайте честно: «Лед», вышедший на экраны два года назад, было неловко смотреть. Даже на общем фоне российских кинолент этот фильм выделялся какой-то особенной кукольной нелепостью, и все в нем было неуместным и мертвым — от сценария и диалогов до актерской игры. Исключением выглядел только Александр Петров, который своей искренней непосредственностью хоть отчасти скрашивал это плохое шапито. Вшитые в фильм музыкальные номера добивали кино на корню: одно исполнение песни «Я солдат» в контексте детской тренировки чего стоило.  

Тем не менее «Лед» стал лидером российского проката в качестве «романтической сказки» — что свидетельствовало скорее о востребованности жанра мелодрамы, который у нас, как и все остальное, находится в противозачаточном состоянии. К тому же половина действия происходила на Байкале, то есть жители России могли посмотреть на те места, куда большинство вряд ли доберется из-за особенностей развития внутреннего туризма. Вторая часть явно была не за горами, и только когда стало известно, что снимать ее будет Жора Крыжовников, в вопросе о качестве картины появилась интрига.  

Во-первых, Крыжовников пять лет назад снял караоке-мюзикл «Самый лучший день», и это было кино сколь угодно злое, странное и неожиданное, но отнюдь не плохое. Во-вторых, «Звоните ДиКаприо» показал, что режиссер способен демонстрировать психологические переживания героев на уровне несколько более глубоком, нежели миллиметр лубочного воска на миллиметре картона. Впрочем, даже это не гарантировало сохранения психического здоровья при просмотре второго «Льда», поскольку, учитывая особенности первого, Крыжовникову надо было совершить чудо. И он это чудо совершил, даже не изменив жанра.  

Сюжет по-прежнему грешит излишней сентиментальностью — но теперь это более глубокая история о том, что ребенок заставляет родителей стремительно взрослеть.  

Такой угол зрения в сочетании с профессией героев напоминает о «Левше» Антуана Фукуа, который был не столько про бокс, сколько про взросление сорокалетнего мужчины, который после внезапной смерти жены остался с дочкой на руках и вынужден был наконец-то научиться играть по правилам общества, а не ринга. Безусловно, в сценарии Андрея Золотарева нет такой сильной проработки темы, как у Курта Саттера — он вообще то и дело отползает в сторону невнятных романтических линий, и это не идет картине на пользу.  

Зато эта тема в полный рост отражается в игре Александра Петрова, который, получив любой приличный драматический материал, всегда с ним справляется. Его тандем с девятилетней Виталией Корниенко выглядит намного убедительнее, чем с Аглаей Тарасовой, в том числе и за счет того, что девочка играет лучше. Пусть ее слезы не выглядят настоящими, зато школьные драки и упрямство получаются прямо как живые. Пожалуй, самой неестественной стала теперь героиня Марии Ароновой, которой приходится справляться с тем, что осталось от романтической составляющей «Льда». Когда Шаталина падает на колени в зале суда, становится очевиден тот факт, что российское кино глубоко не в порядке, и только благодаря систематическому приему хороших актеров способно еще как-то двигаться.  

Песни тоже остались на месте — но их стало меньше, они тщательно подобраны и очень аккуратно, даже бережно встроены в ход событий. Особенно хорошо вышло с «Тополиным пухом» и «Нас не догонят»: хит «Иванушек» обрел и правда пуховую нежность, а песня t.A.T.u. в исполнении дочери и отца получилась вообще универсальным гимном близких людей, которые на что угодно пойдут, чтобы снова быть вместе. Наконец, «Лед-2» разжился каким-никаким юмором. Юмор этот типичный для Крыжовникова — то есть жутковатенький и гротескный, воплощенный в психопатке из органов опеки и бородатом тренере, которого тоже в своей фирменной придурковато-амебной манере играет Сергей Лавыгин (у него вообще блестяще получаются страшные обыватели).  

В итоге «Лед-2» больше не выглядит гремучей пустышкой, несмотря на множество пафосных и откровенно глупых моментов. Это действительно хорошая мелодрама на актуальную тему, которая 14 февраля напоминает нам: любовь бывает очень разная. И в основном это все-таки больно.