И все чаще появляется нож: 10 лучших фильмов Романа Полански

И все чаще появляется нож: 10 лучших фильмов Романа Полански

Виктория Савина   12 февраля 2020
7 мин
И все чаще появляется нож: 10 лучших фильмов Романа Полански

На прошлой неделе вышла лента «Офицер и шпион» — Роман Полански доказал, что он по-прежнему в форме и способен быть в центре внимания не только из-за скандалов. Time Out вспоминает лучшие фильмы режиссера, многие из которых признаны шедеврами кинематографа и внесли весомый вклад в развитие жанра.

Нож в воде

Noż w wodzie

Семейная пара отправляется на прогулку по Мазурским озерам, но по дороге они встречают молодого парня и приглашают его присоединиться. В итоге между мужчинами начинается скрытое соперничество за внимание женщины, а у женщины проявляется неявный интерес к новому знакомому. Обстановка накаляется, а в кадре все чаще появляется нож.

Удивительно, но первая картина Полански обладает многими качествами хичкоковских картин: режиссер помещает героев в изолированное пространство и исследует, как в человеке проявляется агрессия в условиях вынужденного сосуществования с другими людьми.


Отвращение

Repulsion

С первого взгляда кажется, что двадцатилетняя девушка Кэрол Леду просто нерешительна и замкнута, но на самом деле она психически нездорова: после того, как сестра оставила ее дома одну, у девушки начинаются страшные галлюцинации и вскоре она перестает контролировать себя.

Это второй фильм Полански, большинство событий которого происходит в ограниченном пространстве, — и первая часть знаменитой «квартирной трилогии». Тут режиссер всецело погружается во внутренний мир главной героини, сосредотачиваясь на связи прошлого и настоящего, неотъемлемой частью которого является ненависть к мужчинам. В фильме множество страшных сцен с зеркалами и таинственными тенями, а также неожиданных моментов, которые создаются при помощи предварительного «убаюкивания» зрителя.


Тупик

Cul-de-sac

Два гангстера, спасаясь от полиции, набредают на Линдисфарнский замок. Там они находят пристанище у Джорджа и его молодой неверной жены Терезы. По уже излюбленному принципу Полански, герои в замкнутых условиях начинают проявлять свои самые отвратительные качества: в семье Джорджа и Терезы намечается раздор, а исход судьбы каждого из героев становится все более непредсказуем.

«Тупик» потрясающе переворачивает представление о «плохих» и «хороших» персонажах. Несмотря на то, что отрицательным героем изначально является один из гангстеров, Дики, к концу фильма сочувствие просыпается именно по отношению к нему. Из этой троицы он оказывается самым адекватным и становится лишь жертвой выяснения отношений между слабохарактерным Джорджем и его жестокой супругой.

Сам Полански отмечал, что считает «Тупик» своим лучшим фильмом.


Ребенок Розмари

Rosemary's Baby

Молодая бездетная пара Розмари и Гай Вудхаус переезжает в Бремфорд и знакомится с новыми соседями — Мини и Романом Кастевет. Ничто не предвещает беды. Однако вскоре после переезда карьера Гая резко идет наверх, Розмари узнает, что ждет ребенка, а со стороны дружелюбных соседей наблюдается все более нездоровая навязчивость.

Картина-экранизация книги Айры Левин стала второй частью «квартирной трилогии». В «Ребенке Розмари» Полански использует уже зарекомендовавшие себя приемы тревожного ожидания и прикасается к самой сокровенной на тот момент теме — беременности и сопутствующим ей страхам. Дополнительный эффект создает убаюкивающая мелодия Кшиштофа Комеда.

Через год после выхода фильма членами секты Чарльза Мэнсона была убита жена Романа Полански — Шерон Тейт. Многие проводят параллель между этим событием и сатанинской темой, к которой прикоснулся Полански при работе над «Ребенком Розмари».


Китайский квартал

Chinatown

Джейк Гиттес — частный детектив в довоенном Лос-Анджелесе. Однажды от богатой женщины ему поступает предложение расследовать обстоятельства тайного романа ее мужа. Гиттес соглашается, тем самым ввязываясь в цепочку семейных тайн, опасных махинаций и коррупции.

В фильме потрясающе создана интрига и аутентичная атмосфера того времени, благодаря чему зритель максимально вовлечен в происходящее. Режиссер и раньше не отличался радужными концовками, однако финал «Китайского квартала» просто вышибает почву из под ног, оставляя ощущение тотальной беспомощности и безнадеги.


Жилец

The Tenant

Конторский служащий Трелковский переезжает в съемную квартиру, где ему предстоит уживаться с недружелюбными соседями. Вскоре он узнает, что предыдущая хозяйка квартиры покончила с собой, выбросившись из окна. Трелковский все чаще думает о трагедии и начинает подозревать, что соседи причастны к гибели девушки, и у героя начинает сдавать психика.

На протяжении сюжета зритель вынужден гадать, действительно ли в происходящем виноваты коварные соседи или это всего лишь фантазии обезумевшего Трелковского. «Жилец» является третьей частью «квартирной трилогии» и обладает тем же удушающей и давящей атмосферой, что и «Отвращение» и «Ребенок Розмари». Показательно, что Полански сам исполнил главную роль — главный герой, по сути, является таким же чужаком и изгоем среди окружающих его людей, каким, очевидно, чувствует себя режиссер.


Горькая луна

Bitter Moon

Целомудренные супруги Найджел и Фиона знакомятся в круизе с эксцентричной парой – больным поперечным миелитом Оскаром и его молодой женой Мими. Найджел сближается с Оскаром, и тот рассказывает ему шокирующую историю любви, которая закончилась для него инвалидным креслом.

«Горькая луна» — тонкое исследование страсти и садо-мазо отношений, обнажение невыносимой жестокости к безответно любящему человеку и демонстрация ее последствий. На протяжении сюжета герои крутятся в водовороте страстей и искушений, находясь на грани того, чтобы причинить своему партнеру боль.


Девятые врата

The Ninth Gate

Богатый коллекционер книг по  демонологии Борис Балкан нанимает книготорговца Дина Корсо, чтобы тот сравнил имеющуюся у него книгу с двумя другими экземплярами и установил подлинность одного из них. В процессе выполнения задания Корсо сталкивается с таинственными убийствами владельцев книг и все больше убеждается в мистической подоплеке происходящего.

Полански снял фильм по роману Артуро Переса-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье», и это уже вторая картина, в которой режиссер обращается к теме сатанизма. В мистической картине Полански в очередной раз исследует природу зла и мотивацию человека, который не чурается смертных грехов.


Пианист

The Pianist

Пианист Владислав Шпильман оказывается в оккупированной немцами Польше. Вместе с другими евреями он переезжает в Варшавское гетто, и теперь должен отправиться в концлагерь. Но в последний момент при помощи служащего в еврейской полиции знакомого Шпильман избегает посадки на поезд и возвращается в опустевшее гетто.

Фильм снят по автобиографии одного из лучших пианистов Польши тридцатых годов Владислава Шпильмана и является не менее автобиографичным для самого Полански: во время Второй мировой режиссер сам находился оккупированной Польше и пережил краковское гетто. Стоит ли говорить, что фильм передает особую печаль былых трагичных событий?


Офицер и шпион

J'accuse

Альфред Дрейфус был признан шпионом и в наказание сослан на Чертов остров во Французской Гвиане. Однако вскоре один из его обвинителей, полковник Мари-Жорж Пикар, находит доказательства его невиновности и способствует пересмотру дела.

После выхода «Пианиста» казалось, что более личного и откровенного фильма у Полански больше не будет, но «Офицер и шпион» поменял все. После долгого молчания режиссер с помощью новой картины бескомпромиссно выносит приговор обществу постправды, жертвой которого оказался сам. Лента, мастерски снятая оператором Павлом Эдельманом и дополненная удушающими композициями Александра Десплы, потрясающе реконструирует исторические события и проводит параллель с современностью.