Рецензия на фильм: «Особенные»

Рецензия на фильм: «Особенные»

Вера Аленушкина   17 января 2020
4 мин
Рецензия на фильм: «Особенные»

«Можно положить голову тебе на плечо?», «Можно ударить маму?», – этими вопросами Жозеф достает своего наставника чаще всего. А еще он боится ездить в метро, обожает дергать стоп-краны и с интересом смотрит рекламные ролики, которые его успокаивают. Дело в том, что у Жозефа – расстройство аутистического спектра, причем не в самой легкой форме. 

Но основные навыки коммуникации он все-таки получил: лет двадцать назад, когда от неудобного ребенка отказались все клиники, он стал первым подопечным месье Бруно (Венсан Кассель) – и тот научил парня общаться. Сейчас у Бруно медицинский центр, куда он пристраивает таких же отказников. Но, по сути, спасает он не только детей-аутистов. В его ассоциации работают протеже его друга Малика (Реда Катеб) – трудные подростки, у которых одна дорога: с улицы за решетку. 

Когда Венсана Касселя спрашивают об «Особенных», он отвечает, что согласился на этот проект, даже не открыв сценария. Причины две: во-первых, имена режиссеров – Оливье Накаша и Эрика Толедано, снявших «1+1» . Во-вторых, тема, которая до сих пор считается табуированной, причем, не только в культуре, но и среди нас. Не случайно же героиня фильма говорит о том, что мир людей, связанных с аутизмом, делится на тех, кто отводит глаза, и тех, кто хочет помочь. Отводящих глаза, к сожалению, в сотни раз больше. Поэтому «Особенные» – это прежде всего социально значимое высказывание, вполне конкретное по своим посылам и целям. 

Причем, задач в данном случае у авторов несколько. Основная цель: снять заклятие со слова «аутизм». И в этом плане фильм терпелив, прямолинеен и оптимистичен. Он борется с мифами, которые все еще неотделимы от РАС (например, мать одного из героев уверена, что ее сын заколдован), он пытается объяснить, что дети-аутисты способны к социализации, что их нельзя запирать в четырех стенах, что им можно и нужно помочь. И что, на самом деле, особенные ближе к нам, чем многим кажется: взять хоть сцену, когда уличного пацана, раздавленного внезапной влюбленностью, девушка-логопед принимает за пациента клиники. 

Цель вторая: рассказать о конкретной проблеме, имеющей отношение непосредственно к Франции. Тут надо сразу оговориться, что французская система социального обеспечения – одна из лучших в мире. Тем не менее, медицинский центр Бруно вовсе не выдумка сценаристов. На протяжении четверти века французские клиники всеми правдами и неправдами пытаются отделаться от детей с тяжелой формой аутизма, поэтому частная благотворительная ассоциация «Голос праведных» была создана специально для того, чтобы «подбирать» таких отказников. У нее действительно нет лицензии (она не вмонтирована в государственную систему здравоохранения), и у нее на самом деле были стычки с контролирующими органами, которые третировали «Голос» шквалом проверок и несколько раз пытались его закрыть. Так что «Особенные» – это еще и речь в защиту центра, и попытка обратить внимание общества на брешь в системе социальной защиты. 

Цель третья: сказать спасибо конкретным людям. Как не сложно догадаться, у героев Касселя и Катеба есть реальные прототипы. Одного из них зовут Стефан Бенаму (он помогал родственнику Толедано с диагнозом РАС), второго – Дауд Тату (он занимается социальной адаптацией трудных подростков). В 2014-м Накаш и Толедано сняли о них документальный короткий метр, а теперь взялись за полнометражное художественное кино. При этом связь с документальной стилистикой они сохранили: им не хотелось, чтобы выдумка заслоняла собой реальность.  

Впрочем, выдуманного в данном случае не так уж и много. За комедийную составляющую отвечает, в основном, сюжетная линия Бруно: этому чуть-чуть неуклюжему, вечно занятому еврею патологически не везет на свиданиях.  В светлых тонах подается и история его подопечного Жозефа, которого Бруно пытается устроить на работу. Во всем остальном фильм предельно серьезен: авторы не прячутся за патетику, интригу или романтизацию, им важно рассказать о проблеме, чем, собственно, они и занимаются. Поэтому развлекательности «Арахисового сокола» у «Особенных» нет. Нет в нем, к сожалению, и потенциала «1+1»: прямолинейность высказывания в какой-то момент все-таки фильму вредит. 

Впрочем, вдумчивых, позитивных и легких фильмов на эту тему практически нет, поэтому не нужно мерить «Особенных» по стандартной схеме: проект Накаша и Толедано учит не только общению с теми, у кого диагностирован РАС, но и терпимости и терпению, а это, в конце концов, важнее всего.