Никакой банальщины: фильмы, внушающие страх оригинальным способом

Никакой банальщины: фильмы, внушающие страх оригинальным способом

Виктория Савина   15 января 2020
3 мин
Никакой банальщины: фильмы, внушающие страх оригинальным способом

Хорроров и триллеров сейчас хоть отбавляй, но большинство из них уже совершенно не пугают: зачастую они сшиты по одним лекалам и используют давно известные приемы. Специально для самых требовательных любителей пощекотать нервы Time Out нашел фильмы, которые выходят за привычные рамки и пугают нас совершенно особенным образом.

Отвращение (Repulsion, 1965, реж. Роман Полански) 

В свое время первая часть «квартирной трилогии» Романа Полански вызвала настоящий резонанс, изрядно напугав тогдашнего зрителя. В фильме практически отсутствует кровь, но при этом образы оказываются по-настоящему страшными — прежде всего благодаря поведению главной героини Кэрол Леду, роль которой исполнила потрясающая Катрин Денев. Актриса тонко передала психически болезненное состояние Кэрол, и особенно пугающим оказывается ее молчание.

Помимо этого в «Отвращении» на общую атмосферу страха работают кадры с зеркалами, звуки посторонних шагов в пустой квартире, таинственные тени и, конечно, авторский прием контраста, когда Полански, усыпив бдительность зрителя, в следующей сцене внезапно шокирует его. 

Психо (Psycho, 1960, реж. Альфред Хичкок) 

В хорроре Хичкока больше насилия и крови, чем в «Отвращении», но главным образом эмоциональный эффект достигается за счет общей гнетущей атмосферы тревожного ожидания, которая постепенно нарастает по мере того, как зритель узнает все новые шокирующие подробности биографии главного героя. Кроме того, пугающей оказывается сама мысль, что психика обычного, нормального с виду человека может оказаться настолько искалеченной. Все это «заправлено» музыкой Бернарда Херрманна.

«Психо» определенно должен посмотреть каждый любитель хорроров — к тому же в картине есть леденящая кровь сцена в душе, после которой актриса Джанет Ли до конца жизни отдавала предпочтение ванне.  

Реинкарнация (Hereditary, 2018, реж. Ари Астер) 

Несмотря на то, что «Реинкарнация» была дебютной работой Ари Астера, она моментально получила одобрение критиков и любовь зрителей и имеет все шансы стать культовой картиной. 

Есть у Астера и мистическая составляющая, но задевает «Реинкарнация» совсем другим: командой мастерски создана атмосфера удушающего отчаяния, роднящая современный фильм с классической трагедией, и поддерживают ее музыкальные композиции Колина Стетсона и актерская игра потрясающей Тони Колетт. Зритель вместе с героями погружается все глубже в океан обид и пучины депрессии, которая разрушает семейные связи и каждого человека в отдельности.

Груз 200 (2007, реж. Алексей Балабанов) 

Картина Алексей Балабанова выделяется на фоне других фильмов подборки, но вот уже больше десяти лет пугает зрителей не хуже, а то и сильнее классических хорроров. В фильме Балабанова молодую девушку Анжелику похищает милиционер-маньяк Журов — простой сюжет, с помощью которого режиссер мастерски окунает зрителя в ощущение абсолютного бессилия и заставляет пережить почти катарсический ужас от осознания, насколько хладнокровно жестоким может быть человек. 
Исполнитель главной роли Алексей Полуян сыграл насколько правдоподобно, что его не раз избивали на улице — настолько зрителю был отвратителен созданный им образ маньяка.