Мультисезонный костюм: Арья Старк

Мультисезонный костюм: Арья Старк

Алекс Райли   19 августа 2019
1 мин

Самый популярный сериал современности закончился три месяца назад, а общественность все гадает, что же могло ждать Арью в будущем. К сожалению, среди аж пяти готовящихся спин-оффов, по заверению HBO, не нашлось места для самого, возможно, интересного – морских приключений девочки к западу от Вестероса. Строить теории приятно, но Time Out решил вспомнить, что же нам уже известно о девочке — и как это отразилось на ее внешнем виде. 

\"\"

Одежда

2/4

Первый наряд, который мы видим на Арье – гаун, так называемое «верхнее платье» с рукавами (а очень скоро и без них). Оно исполнено в холодных цветах дома Старк – под стать северному климату, имеет грубые швы и шнуровку на спине. Под платьем – льняная блуза с утягивающимся воротом в стиле дома Талли (мамино влияние). Выглядела эта комбинация на девочке как холщевый мешок – на нее Арья скорее нехотя соглашалась, чем носила по своей воле. Скрывала все это безобразие традиционная накидка с «детским» меховым воротником (кроличий мех вместо волчьего). Также девочка баловалась открытым старковским шлемом из семейства бацинетов. 

«С дочерьми тяжелее, чем на войне», – говорил Нед. А что бы он сказал о дочерях на войне? Так, увидев подаренную Джоном Иглу, Нед предположил, что его сестра Лианна тоже носила бы меч, если бы отец позволил (Арья вообще напоминала Эддарду сестру). И ясно было, что мечу этому девочка покоя не даст, а значит, нужен грамотный куратор — а именно первый меч Браавоса, эксцентричный фехтовальщик Сирио Форель, преподаватель так называемого «водного танца», браавосийского стиля ведения боя. На этих «уроках танцев» в Королевской Гавани зритель уже видит девочку в льняных брюках, мягких ботинках и фехтовальной юбке – защитных накладках на бедра из канвасоподобного материала. Никаких полновесных доспехов ни в обучении, ни в бою водный танец не предполагает – скорость и широкие возможности для парирования ударов здесь важнее наличия непробиваемой экипировки. В этом мальчиковом луке, однако, все еще было кое-что от Кейтелин – легкий шарф, плотно облегающий шею, с концами, спрятанными под блузу.

После того, как Арья сбежала из Гавани, ее набор одежды стал максимально утилитарным – «под мальчика». Мальчика Арри, если быть точным. Это в первую очередь брюки – в платье за пределами теплого замка перемещения не показаны что пешком, что верхом. Выше брюк все та же таллиевская унисекс-блуза и грубый дублет – походная куртка из полосок толстой ткани, стянутых кожаными шнурками. Носила юная Старк этот набор вплоть до четвертого сезона, и исполнительница роли Мэйси Уильямс уже молила разрешить ей сжечь костюм. 

Несмотря на то, что камуфляж мальчика Арри довольно бесформенный, корректирующих фигуру манипуляций избежать не вышло. Дело в том, что актриса несколько старше своего персонажа и, чтобы продлить детство Арьи, Мэйси приходилось дополнять этот пропахший приключениями костюм повязкой, утягивающей грудь. В какой-то момент это перестало работать, и костюмеры пошли от обратного – решили уравнять грудь с животом, то есть с накладным животом. Актриса в интервью грустно улыбается, вспоминая свою реакцию: «Мне пятнадцать, и я просто хочу иметь бойфренда, я не хочу носить это». Словом, еще задолго до того, как попасть к Безликим, Арья уже попробовала себя в анонимизации. Все это время любая детализация образа была бы смерти подобна. 

Но вот, наконец, она туда попала. И стала постигать науку быть «никем». 
В Черно-белом доме новобранцу выдали униформу, такую же, как у местного супервайзера Бродяжки. Это подпоясанное лаконичное черное хлопковое платье с одной небезынтересной деталью – спереди под воротом пришита тканевая маска, которой нужно прикрывать лицо при работе с трупами (такая есть и у Якена Хгара на его балахоне). Под платьем предполагается светлый тельник, что в комбинации отсылает, очевидно, к корпоративной гамме Черно-белого дома. Также рекрутам положены неброские сандалии в греческом стиле. 

Но не успела Арья привыкнуть к форме, как ее уже ждал новый камуфляж: приняв по заданию Безликих облик торговки устрицами Ланны, девочка впервые в сериале превратилась в то, чем ее хотели видеть родители – около-леди. Двойная плиссированная юбка с необработанным подолом, жакет «болеро» с наплечниками и шерстяным вязаным покрытием медно-золотого цвета, наивная прозрачная блуза, кожаные перчатки с кольчужной ладонью (чтобы не пораниться об острые раковины устриц), широкий макраме-пояс и кожаный подсумок на ремне. Шик! Вольный город Браавос с его «колоссом» на входе в бухту идейно отыгрывает древнегреческий город-государство (полис), однако стиль одежды горожан – объект влияния многих мореходных культур разных исторических периодов: от Финикии до Голландии эпохи Ренессанса. В костюме Арьи-торговки, например, есть нотки Византии и Османской империи. 

Настоящая Арья же стала выкристаллизоваться – в том числе и визуально – к последним двум сезонам, когда девушка покинула штаб-квартиру Безликих, заявив, что она «Арья Старк из Винтерфелла, и она возвращается домой». С этого момента она начала превращаться в некую magical figure, как выразились шоураннеры, – снующего во мраке сверхэффективного убийцу с сумкой чужих лиц. 

Итак, девочка направилась на историческую родину. Ее транзитный аутфит выглядел некой заготовкой для финального супергеройского костюма – нужно было лишь обточить. Чтобы не привлекать внимания, девочка выбрала «крестьянско-лесной» стиль, но, если приглядеться, возрождающийся Старк в нем уже угадывался: плащ с тяжелыми кожаными ремнями,  перекрещенными на груди, и ворот, хоть и не меховой, а тоже кожаный.

Собственно «супергеройский костюм» с неслучайными деталями показывают в кадре вместе с суперспособностями – когда Арья вдруг без труда противостоит опытному двухметровому воину Бриенне. Наряд достаточно маскулинный и пригодный для ведения боя, но не мужицкий – кокетливо приталенный. И близость к родной земле не могла не сыграть: снова центром образа маленький убивец выбрал дублет со съемными рукавами – уже почти идентичный тому, что носил Нед. Стеганый, на шнуровке; один кожаный, коричневый, второй – тканевый серого старковского оттенка, с Y-образной расшивкой. В этой новой модели куртки нам знакомы как общая форма (разваливающийся и буквально пахнущий в кадре дублет Арри), так и отдельные черты (отделяемые рукава платья из первого сезона и отдельные модули – нависающие наплечники – жакета торговки устрицами). «Недовский» дублет – знак уважения к отцу и настоящему моменту в жизни молодой волчицы, ее воспрянувшей «старковости». 

В последних сезонах художник по костюмам Мишель Клэптон хотела создать для Арьи некую средневековую версию капсульного гардероба, чтобы #тыжедевочка, наконец, могла поиграть в переодевания. Поэтому некоторые элементы лука дублируются. 

Есть даже третий дублет этого поколения, парадный. Его можем наблюдать в самой последней серии. Он практически идентичен первому, кожаному, только заметно толще, темнее и украшен металлическими клепками – это пируэт в сторону второго отца Арьи, Сандора Клигана и его куртки из восьмого сезона. 

Ниже пояса в супергеройском наборе уже знакомая фехтовальная юбка. Точнее, опять же две, на выбор: серая, родственная тканевому дублету – с Y-фактурой, и кожаная – в клетку. Есть мнение, что орнамент клетки отсылает к решетчатым дверям Черно-белого дома или его стенам, испещренным прямоугольными ячейками для хранения лиц — проще говоря, к Безликим. То есть к яркому личному опыту Арьи, а не коллективному старковскому.  

Под юбкой проглядываются коричневые замшевые брюки и конные сапоги, зачем-то на каблуке. Ремень, как и все предыдущие, не имеет тренчика – остаток просто дважды обматывается вокруг пояса и свободно спускается вниз. 

Кроме того, мы снова видим плотно обмотанный вокруг шеи шарф – немного Кейтелин в почти переродившемся Неде. Самое простое объяснение этому: девочка просто вернулась в холодный регион. Но стоит помнить, что в «Игре престолов» почти ничего не бывает просто так, и шарф, повязанный таким образом, может быть указанием не просто на Кейтелин, а на Леди Бессердечную. Этот персонаж отсутствует в сериале, но его линию частично вплели в линию Арьи. Леди Бессердечная – это ожившая после событий Красной свадьбы Кейтелин Старк. Ей перерезали горло, а тело скинули в реку, откуда его вытащила лютоволчица Арьи Нимерия. Позже появилось Братство без знамен во главе с Бериком Дондарионом (воином с огненным мечом), который поцелуем воскресил Кейтелин, однако умер сам. Так Леди Бессердечная, мстительница с огромным порезом на шее, стала новым лидером Братства без знамен, миссия которого с тех пор – геноцид всех Фреев, Ланнистеров и Болтонов. Говорить она могла, только закрывая порез рукой. Но это в книгах. 

На экране Берик тоже пожертвовал жизнью, чтобы спасти леди Старк — только младшую, а не старшую. К тому же девочка даже в некотором роде прошла ритуал, чтобы стать Леди Бессердечной – получила почти летальное ножевое ранение от Бродяжки, после чего оказалась в воде и была спасена. А вскоре расправилась с Фреями. Так что простенький серый шарф, возможно, скрывает воображаемый символический шрам от ножа. Как вам такое?

Вообще, к большому воссоединению волчат в последнем сезоне все они чем-то да копировали родителей. Не только одеждой, но и подачей. У Арьи и Джона, например, волосы распущены с затылка, но собраны со лба и висков в пучок или хвост – как у отца. У Сансы – прямой пробор – как у матери. А Бран… он уже не Старк к тому времени, но это совсем другая история. И цвета: какие бы цвета в одежде каждый из детей ни носил до последних двух сезонов, к приходу зимы они все облачились в темное – этим художник по костюмам хотела подчеркнуть мрачное настроение грядущих времен. 

Из действительно уникального в финальном капсульном гардеробе Арьи – новая односторонняя накидка на шнуровке. Она надевается через голову и имеет одно «окошко» для руки. Этакая северная версия греческой хламиды – ассиметричной мантии, античного предмета одежды, традиционного в том числе для путешественников, охотников, пеших и конных воинов. И новая накидка также имеет текстуру клетки — эхо Браавоса, не иначе. 

Супергеройский образ девочки седьмого-восьмого сезонов – сумма всего знакового, что зритель видел на девочке до. Практически нанокостюм ее потомка Тони Старка из последних «Мстителей».