Топ 100 феминистских фильмов за всю историю: часть 1

Топ 100 феминистских фильмов за всю историю: часть 1

Эбби Бендер, Кэт Кларк, Фил Де Семльен, Томрис Лаффли, Хелен O’Хара, Джошуа Роткопф, Анна Смит, Ханна Штрек   15 августа 2019
22 мин
Топ 100 феминистских фильмов за всю историю: часть 1

Time Out отдает должное женщинам, причастным к созданию потрясающих шедевров Голливуда и классики со всех уголков мира.

Раньше женщины в борьбе за свои права выходили с плакатами на улицы — в наш век прогресса мостовые и площади заменил интернет. Такие крупномастштабные акции пользовательниц социальных сетей, как известные #яНеБоюсьСказать и #MeToo, направленные на освещение проблем женщин в современном обществе, ведут к с серьезным и долговечным переменам. И эти изменения отделяют одно поколение от другого.

В поисках вдохновения мы смотрим лучшие феминистские фильмы — от оскароносной классики до диких экшн-фильмов. В подборке TimeOut — результат работы и борьбы нескольких поколений. Не жалейте времени на просмотр, все представленные фильмы этого достойны. Обещаем: если вы их посмотрите — вы станете лучше. К тому же будете осведомлены о пути, который уже пройден, и о целях, которые нам еще предстоит достичь. 

1. Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080 (Jeanne Dielman, 23, quai du commerce, 1080 Bruxelles, 1975)  

Режиссер: Шанталь Акерман

Один из лучших фильмов всех времен, шедевр Шанталь Акерман длится почти три с половиной часа (и ни на секунду не кажется затянутым) показывает три дня ужасающей рутины вдовы-домохозяйки. Это кино — дань уважения всем безымянным матерям и создательницам домашнего уюта во всем мире (включая саму Шанталь). Акерман делает свое кино подобным метроному: мы видим Жанну (Дельфина Сейриг) и ее список дел, который включает в себя готовку, уборку, покупку продуктов, воспитание и, ко всеобщему удивлению, предоставление секс-услуг — и все это чтобы только сводить концы с концами. А когда эта шаткая система нарушается, Жанна оказывается вынуждена пойти на убийство. 

Революционная картина Акерман, в которой причиной женского отчаяния становится бесконечная рутина домашних обязанностей, навсегда останется одной из самых значимых для феминизма. 

2. Его девушка Пятница (His Girl Friday, 1940) 

Режиссер: Ховард Хоукс

Печально осознавать, что комедия, снятая 79 лет назад, дает более реалистичный портрет отношений между мужчиной и женщиной на рабочем месте, чем большинство современных фильмов — но можно порадоваться, что такой фильм вообще есть. 

Хильди Джонсон (Розалинд Расселл) — отличный репортер, ее карьера идет в гору, ее уважают в профессиональном кругу. Большинство мужчин-коллег относятся к ней с осмотрительным почтением, а начальник и по совместительству бывший муж Уолтер Бернс (Кэри Грант) придумывает, как вновь завоевать любовь героини и вернуть право на ее репортажи. При этом Уолтер пытается убедить девушку, что это он ее всему обучил. А находчивая, уверенная в себе и упорная Хильди делает все, что только пожелает. 

Джонсон отлично выполняет свою работу, потому что умеет слушать и сопереживать, но для хорошего материала не боится и разоблачить кого-нибудь. А в основе ее отношений с мужем — умение Хильди быть умнее, смешнее и остроумнее, чем остальные. И это идеальный слоган для любой феминистки. 

3. Пианино (The Piano, 1993) 

Режиссер: Джейн Кэмпион

Из творчества Джейн Кэмпион — а это фильмы о девушках, слишком диких и слишком сложных для нормативного общества — вышло целое поколение женщин в кинематографе. «Пианино» — ее лучший и всеми любимый фильм. XIX век, Ада (Холли Хантер), немая пианистка, переезжает из Шотландии в Новую Зеландию, чтобы выйти замуж за мужчину (Сэм Нил), которого она никогда не видела. После того, как ее новоиспеченный муж отказывается переносить пианино с пляжа в дом, Ада по клавишам «выкупает» пианино у местного бывшего моряка (Харви Кейтель) за услуги сексуального характера. Но Ада — не жертва. «Пианино» исследует эротичность и фетишизм с точки зрения женщины. Кроме того, как и у всех героинь Кэмпион, личность Ады непроста и противоречива. 

Картина вызвала всеобщее одобрение и собрала множество наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» и три «Оскара». Ну и о грустном: Кэмпион стала только второй в истории женщиной-номинанткой на премию «Оскар» за лучшую режиссуру. И проиграла она Стивену Спилбергу, но на деле ее картина — абсолютный победитель. 

4. Клео от 5 до 7 (Cléo de 5 à 7, 1962) 

Режиссер: Аньес Варда

Аньес Варда уже давно стала для феминистски настроенных людей иконой в мире кинематографа. «Клео», принесшая режиссеру известность, являет собой чуткий и обманчиво простой портрет женской природы. Молодая певица Клео (Коринн Маршан) ждет судьбоносные результаты медицинского теста, которые должны стать известны с пяти до семи вечера. Сюжет фильма не тяготеет к мелодраматизму, но погружает зрителя во внутренний мир героини. Мы можем в режиме реального времени познакомиться с героиней, узнать ее характер. Мы видим Клео ее глазами, когда она рассматривает себя в зеркале; мы чувствуем, какая борьба происходит внутри девушки, когда мужчины не воспринимают ее всерьез. 

Варда — без личных суждений и лишних эмоций — снимает кино о женщине, которая размышляет над собственной смертностью. И снимает его безупречно. 

5. Женщина не в себе (A Woman Under the Influence, 1974) 

Режиссер: Джон Кассаветис

Выражение «сильный женский характер» в данном случае нам не поможет. Что насчет женщин, которые страдают психическими расстройствами, которые просто слишком ранимые, которые не в состоянии с собой совладать? В фильме «Женщина не в себе» Джина Роулендс искусно исполняет роль домохозяйки Мэйбл, жену строителя (Питер Фальк). Мэйбл тяжело дается держать себя в руках, она выпивает и фактически ходит по краю пропасти.

Снятый мужем Роулендс — легендой авторского кино Джоном Кассаветисом — фильм рассказывает не только о нездоровом человеке, находящимся на грани срыва. Но также и о роли итало-американских мам-домохозяек в Лос-Анджелесе 70-х годов. Мейбл игнорировали, ее дух сломлен. Реалистичность не только фильма, но и портрета самой Роулендс заставляет зрителя поражаться и задаваться вопросом: о какой жизни мечтает героиня, эта странная женщина, оказавшаяся в переполненной детьми однушке, где выдохнуть-то негде. 

6. Дочери пыли (Daughters of the Dust, 1991)

Режиссер: Джули Дэш

В дебютном фильме Джули Дэш действие происходит в 1902 году. Члены племени Гулла (потомки африканских рабов, живущие в наше время возле побережья Южной Каролины) решили перебраться поглубже на материк и во второй раз за свою историю были вынуждены покидать родные места и переживать боль расставания с прошлым. Розоватые пляжи, живописные пейзажи, переливчатая речь героинь — все это больше напоминает сон, и традиционные ритуалы, показанные в фильме, только усиливают ощущение. 

Джули Дэш, как и Ричард Линклейтер и Тодд Хейнс, стала известна благодаря кинофестивалю Sundance 1991 года, и хотя ее карьера не достигла тех высот, каких могла бы, примечательно, что «Дочери пыли» — это первый фильм, снятый афроамериканкой, который вышел в прокат. 

7. 4 месяца, 3 недели и 2 дня (4 luni, 3 saptamâni si 2 zile, 2007) 

Режиссер: Кристиан Мунджиу

Мунджиу профессионально расправляется с постыдными страницами румынской истории, которые касаются угнетения женщин. Действие фильма происходит в последние годы диктатуры Чаушеску, а съемки заняли огромное количество времени и сил. Отилия (Анамария Маринка) помогает своей соседке по общежитию Габицэ (Лаура Василиу) сделать незаконную и смертельно опасную операцию — аборт.  

Эта картина-лауреат Каннского фестиваля, исполненная непрерывного страха, делает зрителей свидетелями настоящего отчаяния. Истоки которого в тирании государства, не дающего женщинам права распоряжаться собственным телом. 

Как растет тревога героинь, так растет и наша симпатия — к ним и ко всем другим, кого лишили права выбора. 

8. Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road, 2015) 

Режиссер: Джордж Миллер

В умопомрачительном перезапуске «Безумного Макса» воин дороги нашел себе равного партнера: картина Миллера пленит не только беспрецедентным сочетанием взрывающихся машин и женского гнева, но и образом самой Фуриосы (Шарлиз Терон) — женщины, которой совершенно наплевать, считаешь ли ты ее крутой. По факту, номинальный главный герой картины, Макс Рокатански (Том Харди), большую часть экранного времени являет собой отстраненного наблюдателя, в то время как у руля — не только автомобиля, но и всего фильма — Фуриоса. Воительница сбежала от Бессмертного Джо, освободив всех его жен. Шедевр феминизма? Ладно, может быть, концовка все портит —  Макс героически спасает Фуриосе жизнь; да и жены Джо, похожие на супермоделей с обложки, подозрительно напоминают мифические иконы женственности… Но все-таки сколько вы знаете фильмов, где крутые женщины голыми руками рвут на части токсичный патриархат? Сколько боевиков, где герой-мужчина отходит на второй план? Хотя бы поэтому стоит отдать должное этой картине.

9. Начисто (Ladies and Gentlemen, the Fabulous Stains, 1982) 

Режиссер: Лу Адлер

Нет ничего круче культовой классики 80-х. Картина Адлера показывает, какими сильными могут быть девочки-подростки. Коррин Бернс (Дайан Лэйн) собирает рок-группу, в составе которой исключительно девушки. Да, может быть, музыка у них не гениальная, но зато они уверены и в себе, и к тому же у них бесподобный стиль! Постепенно группа становится все более и более популярной, и толпы фанаток начинают копировать стиль Коррин — резкие красно-черные цвета с макияжем в стиле Дэвида Боуи с обложки альбома «Aladdin Sane». Эксцентричный, местами вульгарный панк-рок всегда считался мужской территорией, но Адлер показал, что женщинам такое бунтарство и самовыражение нужно не меньше — а может быть, даже и больше. 

10. Тельма и Луиза (Thelma & Louise, 1991) 

Режиссер: Ридли Скотт

«А что, если бы кто-то так вел себя с твоей матерью, или с твоей сестрой, или с женой?» — обращается Луиза (Сьюзен Сарандон) к водителю грузовика, который в разговоре с ней делал грязные намеки. 

Минула четверть века, а посыл картины — всему есть предел, а хорошенького понемножку, — сейчас как никогда актуален. Когда Луиза убивает маньяка, напавшего на Тельму (Джина Дэвис), они даже не вызывают полицию, осознавая, что им все равно никто не поверит. Как бы они поступили в такой ситуации в 2019? 

Фильм Скотта радикально изменил судьбу киносюжета о женской дружбы, но изменилось ли что-то еще? На Каннском фестивале Сьюзен Сарандон сказала: «После “Тельмы и Луизы” поговаривали, что количество фильмов с женщиной в главной роли увеличится. Но этого не случилось». Что ж… мы все еще может это исправить. 

11. Отчаянно ищу Сьюзен (Desperately Seeking Susan, 1985) 

Режиссер: Сьюзэн Сейдельман

Эта безумно смешная ода Нью-Йорку демонстрирует силу женской одержимости. Сьюзен (Мадонна) — объект восхищения половины города, а Роберта (Розанна Аркетт) — беззаботная домохозяйка, которая очень хочет стать Сьюзен. К счастью, Сейдельман отходит от категорий «плохой/хорошей девочки» и позволяет обеим героиням быть собой.  

12. Дневник падшей (Tagebuch einer Verlorenen, 1929) 

Режиссер: Георг Вильгельм Пабст

Это скорее немой каталог шокирующей неприязни к женщинам, нежели повесть о женских правах и возможностях, но картина обязательна к просмотру: 

Героиня Луизы Брукс проходит нелегкий путь от жертвы изнасилования и отъявленной проститутки до счастливой жены. К тому же, Брукс и в жизни боролась за лучшую судьбу: она выступала против жестоких условий съемок еще до того, как это стало повсеместной практикой. 

13. Орландо (Orlando, 1992) 

Режиссер: Салли Поттер

В кино, конечно, возможно все, но Тильда Суинтон, меняющая гендерную идентичность в зависимости от исторической действительности — это сильно. Где-то проглядывается источник — одноименный роман Вирджинии Вулф — но в целом это путешествие от личности к личности, визуализированное Салли Поттер. Пышный праздник странности, в центре которого великая и таинственная Тильда Суинтон. 

14. Молчание ягнят (The Silence of the Lambs, 1991) 

Режиссер: Джонатан Демме

Пускай вся слава у Ганнибала Лектора, но звезда этого фильма, конечно, Кларисса Старлинг. Именно она проделывает всю работу, и делает ее хорошо — так что в итоге оказывается в одной комнате с убийцей. Смертельно напуганная, но до последнего настойчивая героиня Джоди Фостер сильнее беспрерывно причмокивающего монстра, сыгранного Хопкинсом, и именно борьба Старлинг — внешняя и внутренняя — задает тон всему фильму. 

15. Розетта (Rosetta, 1999) 

Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн

Молодая Розетта (блистательная Эмили Декьенн) живет в трейлере с матерью-алкоголичкой, и хочет только одного — не вылететь с работы, но в итоге ее судьба оказывается в руках лицемерного начальника и чересчур предприимчивого коллеги. Были слухи, что появление «Розетты» привело к улучшению условий труда в Бельгии. Хотя, скорее всего, причина этих изменений была в другом, но в такую версию поверить тоже несложно. 

16. Чужой (Alien, 1979) 

Режиссер: Ридли Скотт

По космическому кораблю рыскает инопланетное существо, фактически оплодотворяющее членов экипажа. Хотя научно-фантастический хоррор Ридли Скотта перегружен тем, что теоретики называют monstrous feminine («зверская женственность»), Сигурни Уивер, которая отвергает все условности и даже спасает кота (!), здесь совершенно прекрасна. 

17. Персона (Persona, 1966) 

Режиссер: Ингмар Бергман

Мало что так же хорошо символизирует сложную женскую природу, как абстрактное искусство — впрочем, с этим может посоревноваться Бергман с его детальными съемками и крупными планами.

Уже полвека эта картина является эталоном операторского мастерства — и значимым примером погружения в женское сознание. 

18. Фокси Браун (Foxy Brown, 1974) 

Режиссер: Джек Хилл

Добрый день! Сегодня у вас первое занятие по предмету «Учение о Пэм Гриер», и оно вам обязательно понравится. Величественная и бесстрашная, Гриер задевала за живое даже в эпоху, когда c женщинами на экране (да и вне его) уже считались: Фокси Браун переходит от мести к жестокости, а ее способность постоять за себя просто ошеломляет.

19. Женские проблемы (Female Trouble, 1974) 

Режиссер: Джон Уотерс

Скорее всего, Джон Уотерс известен вам как король трансгрессивного кино, однако за всем его черным юмором неожиданно кроется сопереживание феминизму. Потерявшая рассудок Дивайн оказывается в центре эпической криминальной истории, которая рушит стереотипы и заставляет зрителей симпатизировать дерзкой иконе транссексуальности. 

20. Одна поет, другая нет (L'une chante l'autre pas, 1977) 

Режиссер: Аньес Варда

Эта картина Аньес Варды может показаться старомодной и устаревшей (иногда от французских народных песен прошибает холодный пот). Но при этом перед нами самая настоящая драма о борьбе за легализацию абортов и чистосердечной дружбе и солидарности — и она до сих пор остается столь же актуальной, как и любой другой фильм великого французского режиссера.

21. Страсти Жанны д’Арк (La passion de Jeanne d'Arc, 1928, реж. Карл Теодор Дрейер) 

Режиссер: Карл Теодор Дрейер

Немой шедевр Карла Теодора Дрейера с Марией Фальконетти в роли легендарной французской воительницы и святой. И бесконечным множеством жестоких мужчин, полных намерения запугать женщин и заткнуть им наконец рот. Именно здесь зародилось феминистское кино. 

22. Рожденные в огне (Born in Flames, 1983)

Режиссер: Лиззи Борден

Незаурядная документальная антиутопия от индивидуалистки из Мичигана Лиззи Борден, наполненная хулиганским духом, электронной музыкой и феминизмом. Фильм был снят спустя десять лет после волнений в Нью-Йорке, когда женщины решили бороться за равные права с помощью терроризма. Сама Борден говорила, что эта картина — призыв к действиям, обращенный к поколению двухтысячных. Ну что ж, огонь все еще горит. 

23. Эрин Брокович (Erin Brockovich, 2000) 

Режиссер: Стивен Содерберг

Мейнстримное феминистское кино, пожалуй, даже важнее, чем независимое: оно охватывает более широкую аудиторию и не всегда морализаторствует на публику. Поэтому мы должны быть благодарны оскароносной «Эрин Брокович» и Джулие Робертс. Эта картина рассказывает волнительную историю про заслуженную кару, которая постигла корпорацию, причиняющую вред простым людям. 

24. Послеполуденные сети (Meshes of the Afternoon, 1943) 

Режиссеры: Майя Дерен, Александр Хаммид

Эта завораживающая экспериментальная короткометражка рассматривает личность женщины в эпоху, когда большинство передовых деятелей кино интересовались исключительно побитыми мужланами. Знаковый фильм  срежиссировали Майя Дерен и Александр Хаммид. Кстати, некоторые в то время полагали, что именно Хаммид проделал всю работу, как будто не могли поверить, что женщина вообще способна работать режиссером.

25. Чужие (Aliens, 1986) 

Режиссер: Джеймс Кэмерон

Вслед за Ридли Скоттом («Чужой», 1979) Джеймс Кэмерон в сиквеле, исследуя внутренний мир Эллен Рипли (Сигурни Уивер), лишь добавил к рабочей теме вопрос материнства. Бесстрашная походка Рипли («Отвали от нее, мерзкая тварь!») так же канонична, как и сцена с честбастером из первого фильма, и являет собой феминистский подарок научной фантастике. 

26. Моя блестящая карьера (My Brilliant Career, 1979) 

Режиссер: Джиллиан Армстронг

В гениальной экранизации одноименного романа Майлза Франклина, снятой Джиллиан Армстронг, амбициозная писательница Сибилла Мелвин (Джуди Дэвис) принципиально отказывается от традиционных семейных обязанностей, отшивает потенциальных женихов и начинает строить карьеру. Закалившись в пути к поставленным целям, Сибилла учится быть независимой, поэтому являет собой вневременной пример для подражания.  

27. Круг (Dayereh, 2000) 

Режиссер: Джафар Панахи

Душераздирающая драма Джафара Панахи подвергает острой критике меры наказания, применяемые к женщинам в тюрьме и за ее пределами. Являясь сугубо политическим заявлением о сложившемся в обществе сексизме, картина просто и наглядно рассказывает о ежедневной борьбе группы несвязанных друг с другом женщин и обозначает их бремя в патриархальном мире, полученное при рождении.

28. Связь (Bound, 1996) 

Режиссеры: Ларри (Лана) Вачовски, Энди (Лилли) Вачовски

Большинство эротических триллеров язык не поворачивается назвать феминистскими – однако броский дебют на тот момент еще братьев Вачовски является редким исключением. Джина Гершон мужественна, а Дженнифер Тилли женственна, однако они даже и не рассчитывают на мужское одобрение: обеим суждено достичь небывалых высот без особой конкуренции. 

29. Деловая женщина (Working Girl, 1988) 

Режиссер: Майк Николс

Будучи одновременно и необычайно смешным, и затрагивающий проблему женского профессионального роста фильм «Деловая женщина» до сих пор остается на удивление актуальным. Образ Мелани Гриффит, переобувающейся в офисе из кед в туфли, является отличным поп-символом сильного «слабого пола» в восьмидесятые. 

30. Убить Билла (Kill Bill, 2003/2004) 

Режиссер: Квентин Тарантино

Описания сильных киногероинь обычно чересчур изобилуют жесткими словами – однако Ума Турман в роли одержимой местью Невесты заслуживает их по праву. Железный взгляд, яркий спортивный костюм и профессиональные боевые навыки делают Невесту иконой суперсуровой женственности. Даже сегодня, когда мир узнал о халатности Квентина Тарантино на съемках и об омерзительных домогательствах Харви Вайнштейна, картина все равно остается очень влиятельным и широко известным экшн-фильмом с женщиной в главной роли. А для Голливуда это редкость. 

31. Все о моей матери (Todo sobre mi madre, 1999, реж. Педро Альмодовар) 

Режиссер: Педро Альмодовар

Во всех фильмах Педро Альмодовара фигурируют сильные и независимые женщины. А в фильме «Все о моей матери» их больше, чем во всех остальных, и ни одна из героинь не подходит под какой бы то ни было стереотип (можете ли вы вспомнить хоть один фильм, где ВИЧ-инфицированная нянечка носит ребенка от проститутки-трансгендера?). «Все о моей матери» в дружелюбной и шутливой манере воспевает женские навыки выживания. 

32. Цель номер один (Zero Dark Thirty, 2012) 

Режиссер: Кэтрин Бигелоу

Девушка без романтических интересов, сосредоточенная на карьере? Так бывает? Джессика Честейн играет агента ЦРУ, ответственную за операцию по поиску и ликвидации Усамы Бен Ладена. Гениальная Кэтрин Бигелоу показала миру, как женщина справляется с работой в сфере, которая считается мужской. После выхода в прокат фильм, к большому удивлению, вызвал огромную волну споров и дискуссий. 

33. Алиса здесь больше не живет (Alice Doesn't Live Here Anymore, 1974) 

Режиссер: Мартин Скорсезе

Кино конца XX века вообще перенасыщено мужским шовинизмом. Но этот фильм отличается даже от ранних работ самого Скорсезе — в основном благодаря тонкому образу матери-одиночки и вдовы, которая никому не навязывает свои моральные принципы и взгляды. Переезжая с маленьким сыном из города в город, Алиса переживает череду разочарований и маленьких побед — вполне точная, как нам кажется, картина жизни любой женщины. 

34. Все о Еве (All About Eve, 1950) 

Режиссер: Джозеф Лео Манкевич

Эта грандиозная драма о мире шоу-бизнеса под микроскопом исследует сексизм, используя для этого сюжет об отношениях женщин разных поколений. Звезда Бродвея Марго Ченнинг (Бетт Дэвис) в своих выступлениях сетует, на какие жертвы приходится идти ради карьеры, в которой ее коллеги-мужчины никогда не стареют: «Биллу 32. Он на 32 и выглядит. Он так же выглядел и 5 лет назад. И через 20 лет ничего не изменится. Ненавижу мужчин».

35. С девяти до пяти (Nine to Five, 1980) 

Режиссер: Колин Хиггинс

Трагедия фильма «С девяти до пяти» в том, что он до сих пор чертовски актуален: неравная оплата труда, сексуальные домогательства, мужские привелегии – темы феминисткой повестки остались неизменны. Но в этой картине о серьезных проблемах умудрились рассказать в шутливой и при этом непошлой манере. А заглавную песню, которую исполняют Джейн Фонда, Лили Томлин и Долли Партон, до сих пор заказывают в караоке.

36. Норма Рэй (Norma Rae, 1979) 

Режиссер: Мартин Ритт

Суровая и непримиримая, упрямая и сексуально раскрепощенная Норма (Салли Филд, игра которой очень понравилась членам жюри премии Оскар) объединяет работников текстильной фабрики Северной Каролины в борьбе против произвола владельцев предприятия. Фильм Ритта был настолько прогрессивным, что даже партнер Нормы, профсоюзный деятель из Нью-Йорка (Рон Лайбмен), предстает перед зрителями как ее напарник, а не романтический спаситель. 

37. Голодные игры (The Hunger Games, 2012) 

Режиссер: Гэри Росс

Многие годы динозавры, хлопотавшие в закулисьях Голливуда, твердили нам, что экшн-фильмы с женщиной в главной роли не окупаются. А потом появилась Китнисс Эвердин и опровергла эту установку раз и навсегда. С луком и стрелами наготове, Дженнифер Лоуренс демонстрирует нам, что девушка может так подорвать сай-фай шаблон, что зрители будут кидаться деньгами, чтобы посмотреть на это. 

38. Женщины (The Women, 1939) 

Режиссер: Джордж Кьюкор

Героини фильма «Женщины» — а это 130 женских ролей — все до единой озабочены проблемами с противоположным полом и никак не олицетворяют феминизм. Но Кьюкор в своей сатирической манере сочувствует женщинам, чье положение в то время предполагало финансовое неравенство и дисбаланс в вопросах власти, присущих тому времени. 

39. Детки в порядке (The Kids Are All Right, 2010) 

Режиссер: Лиза Холоденко

На первых порах в Голливуде лесбиянок воспринимали как сенсацию (если их вообще хоть как-то воспринимали) — но эта элегантно снятая и красиво сыгранная драма стала долгожданным поворотным моментом. Аннетт Бенинг и Джулианна Мур идеально подходят на роль двух неидеальных возлюбленных, пытающихся и успешно вырастить двух ушлых подростков, и уберечь свой длительный роман от соблазна, похоти и ссор. 

40. Маргаритки (Sedmikrásky, 1966) 

Режиссер: Вера Хитилова

Вера Хитилова, чешский режиссер новой волны, сняла фильм о двух хулиганках (Житка Церхова и Ивана Карбанова), которые не то чтобы борются с режимом — скорее просто развлекаются. Фильм завораживает своим анархистским характером и при этом звучит провокационно: сегодня идея протеста как никогда актуальна. 

Режиссер: Брайан Де Пальма

Интуитивно Стивен Кинг очень правильно понял все ужасы жизни молодых девушек (то еще кровавое месиво) и описал их в программном хорроре «Кэрри», а Брайан Де Пальма перенес их на экран. Это шокирующая история мести в рядах старшеклассников: с помощью телекинеза Кэрри накажет всех, кто над ней издевался.

42. Бестолковые (Clueless, 1995) 

Режиссер: Эми Хекерлинг

Эми Хекерлинг сняла один из самых замечательных подростковых фильмов: это современная интерпретация романа Джейн Остин «Эмма». Девочки носят умопомрачительные наряды и крепко дружат, а Шер Хоровитц (Алисия Сильверстоун) в этой версии становится остроумной и даже милой.

43. Зимняя кость (Winter's Bone, 2010) 

Режиссер: Дебра Граник

До момента, когда она стала Китнисс Эвердин, Дженнифер Лоуренс была просто девятнадцатилетней девушкой из Кентукки. И именно роль в этом мрачном триллере, снятом в горах Озарк, стала для нее настоящим прорывом. Дженнифер сыграла Ри Долли, находчивую и выносливую девушку, которая ищет пропавшего отца — и, к сожалению, за время поисков сталкивается с бедностью, домогательствами и другими ужасами жизни. 

44. Играй, как Бекхэм (Bend It Like Beckham, 2002)

Режиссер: Гуриндер Чадхи

Этой картиной Гуриндер Чадхи бросает вызов традиционно мужскому жанру спортивного кино и показывает, как сильна может быть girl power — а еще напоминает, что командные виды спорта очень объединяют. Мир, познакомься с Кирой Найтли!  

45. Гравитация (Gravity, 2013) 

Мы все еще держим в голове миф о сверхчеловеке — мужчине-астронавте с короткой стрижкой, поэтому сложно поверить, что у них тоже могут быть какие-то проблемы. 

Но перед нами — Сандра Буллок в роли Райан Стоун, наспех натренированного нерешительного специалиста, и она должна выжить в одиночестве на орбите, переживая к тому же собственное горе. Отличный пример того, что свежий кастинг меняет угол зрения.

46. Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgment Day, 1991) 

Режиссер: Джеймс Кэмерон

Сара Коннор (Линда Гамильтон) — беспокойная душа безжалостного сиквела Джеймса Кэмерона. Сара оказалась совершенно нетипичной и очень вдохновляющей героиней: у нее есть оружие, у нее есть ярость, у нее есть будущее, которое она хочет изменить — и преуспевает в этом благодаря силе и находчивости. В первом фильме слова «Я вернусь» произносит Арнольд Шварцнеггер — но ждем мы возвращения Сары.

47. Бабадук (The Babadook, 2014) 

Режиссер: Дженнифер Кент

В режиссерском дебюте Дженнифер Кент монстр — это сама идея материнства. История изможденной, потерявшей близкого человека Амелии (Эсси Дэвис) и ее перепуганного сынишки (Ной Уайзман) — на самом деле о страхе стать плохим родителем, и — самое ужасное — возможно, намеренно ранить собственного ребенка. Табуированная тема в фильме становится образной и настоящей. 

48. Покажи мне любовь (Fucking Åmål, 1998) 

Лукас Мудиссон всегда чествовал внутреннюю силу женщин, начиная с душераздирающей картины «Лиля навсегда» и заканчивая фильмом о панках-бунтарках «Мы — лучшие», но всего милее сердцу все равно его дебютная лента. «Покажи мне любовь» — это история двух смущенных старшеклассниц, которые влюбляются друг в друга. Их публичный каминг-аут, как и финал картины, воодушевляет.

49. Принцесса Мононоке (Mononoke-hime, 1997) 

Режиссер: Хаяо Миядзаки

Самые успешные картины Миядзаки рождаются вокруг женских историй:от отважной Тихиро в «Унесенных призраками» и до невероятно сильной Софи в фильме «Ходячий замок». Но ни одна из них не была настолько свирепой и страстной, как Сан, которая оседлала волка и сражается ради защиты природы от людей-захватчиков. 

50. Неприятности с ангелами (The Trouble with Angels, 1966) 

Режиссер: Ида Лупино

Ида Лупино сняла свою комедию о взрослении уже под конец карьеры. Действие фильма происходит в защищенном от мужчин месте: две шалуньи  (Хейли Миллз и Джун Хардинг) учатся в католической Академии Святого Франциска для девочек и постепенно каждая из них находит свою цель в жизни. Сложно представить, была бы у нас «Леди Берд» без этого фильма.