30 лучших фильмов 2018 года по версии Time Out

30 лучших фильмов 2018 года по версии Time Out

Андрей Писков, Вера Аленушкина, Клара Хоменко   25 декабря 2018
1 мин

Собравшись с мыслями посреди неизбежной предновогодней суеты, кинокритики Time Out выбрали не один, а целых три десятка самых запоминающихся картин уходящего года. В их числе лауреаты «Оскара», новые скандальные фильмы от Триера и Гаспара Ноэ и удивившее нас российское кино.

\"\"

«Первому игроку приготовиться», режиссер Стивен Спилберг

2/5

Памятник гик-культуре от великого сказочника.
 
Это сейчас Стивен Спилберг — великий; когда-то он был просто наглым молодым хулиганом. Им и остался. Отойдя от высоких тем, Спилберг в этом году зажег наконец так, как в доброе старое время, и снял фильм про всех гиков мира, включая себя. Пасхалки в экранизации романа Эрнеста Клайна сыплются как из рога изобилия: Земекис, Кинг, «Терминатор», Гандам, Черепашки-ниндзя, Mortal Combat, Стальной гигант — и необязательно узнавать их все, чтобы получить удовольствие. Можно просто лететь вперед на волне памяти, которую Спилберг поднимает все выше и выше. Пусть уходят старые актеры и игры — ничего не исчезает в оазисе воображения, где все мы навсегда остаемся детьми и богами.

«Призрачная нить», режиссер Пол Томас Андерсон

До невозможности въедливый фильм об отношениях.

Считающийся многими критиками чуть ли не величайшим режиссером современности, Пол Томас Андерсон в каком-то смысле не нуждается в наших скромных похвалах. Но, не будучи в полной мере фанатами этого постановщика, мы все же признаем: «Призрачная нить» — не только эстетически самая сильная лента года, но и картина, дающая весьма эффектный комментарий на тему «токсичных отношений». Фильм рассказывает историю лондонского модельера Ренольдса Вудкока — неисправимого деспота и щеголя (последняя роль в кино гениального Дэниэла Дэй-Льюиса), который внезапным образом находит вдохновение в угловатой официантке из придорожной забегаловки (Вики Крипс — одно из актерских открытий года). Все, что случится между этими совершенно непохожими людьми дальше — это два часа напряженной игры в психологические кошки-мышки под великолепный саундтрек Джонни Гринвуда и один из самых непредсказуемых финалов в современном кино.  


«Довлатов», режиссер Алексей Герман-младший

Сны о сытых семидесятых.

Сразу предупредим, что смотреть «Довлатова» не так-то легко. Мы приучены к жестким сюжетным конструкциям — но привычных структурных формул у Германа не найти. Его фильм до поры до времени подчеркнуто бессобытиен — и многое в нем кажется случайной импровизацией. То, что здесь нет ни одной лишней детали, понимаешь уже после финальных титров, когда набор «необязательных» эпизодов оказывается тщательно продуманной композицией, а нескончаемый хоровод безымянных персонажей (одна из особенностей «Довлатова») превращается в один мощный собирательный образ — образ поколения, образ эпохи.


«Тебя никогда здесь не было», режиссер Линн Рэмси

Страшно стильное кино о путешествии в ад человеческой души.

Одну из самых маскулинных картин не только этого года, но и последних пару лет, сняла, что показательно, женщина. В первом за шесть лет фильме шотландки Линн Рэмси, автора «Что-то не так с Кевином», вконец запустивший себя Хоакин Феникс молча курсирует по злачному Нью-Йорку с молотком в руках, страдает от посттравматического синдрома и вызволяет белокурых девочек из проституции. «Таксист XXI века», как ленту закономерно окрестили кинокритики, вышел не только стилистически безупречной и технически виртуозной, но и эмоционально пробивной элегией из сердца тьмы, чье послевкусие еще долго не отпустит вас после титров.

«Остров собак», режиссер Уэс Андерсон

Виртуозный кукольный мультфильм про главного друга человека.

Блистательное возвращение Уэса Андерсона к формату stop motion анимации спустя девять лет после «Бесподобного мистера Фокса». История о 12-летнем японском мальчике, который отправился вызволять любимого пса из изгнания, а в итоге поднял революцию против кошатников — это одновременно и нестыдный политический комментарий, и просто мастерская с точки зрения повествования история, в котором нашлось место и «Акире», и Куросаве. Смотреть настоятельно рекомендуем в оригинале: пропустить голоса Крэнстона, Нортона, Голдблюма и Мюррея (и это лишь верхушка актерского ансамбля) в одной картине — непростительное преступление!

«Лето», режиссер Кирилл Серебренников

Выдающееся кино о примирении творца со своей судьбой.

«Это работа свободного человека», — так выразился о Серебренникове и его последнем фильме Александр Сокуров в интервью передаче «#ещенепознер». И действительно, снятое в лаконичном ч/б, но содержащее выразительные музыкальные номера, изобретательные анимационные вставки и бесстрашные перевоплощения от Ромы Зверя, Ирины Старшенбаум и корейца Тео Ю, «Лето» — вовсе не фривольная биография Цоя и Науменко, как можно подумать, изучив синопсис, а, в первую очередь, трагическая история о рамках, которые ставят художнику общество и он сам. Учитывая судьбу самого Кирилла Семеновича, высказывание, вдвойне пугающее своим пророческим характером.