Нажать на паузу: тонкости флоатинга в Москве

Нажать на паузу: тонкости флоатинга в Москве

Олег Ушаков   23 ноября 2018
1 мин

Если стресс не получается снять, то его можно попытаться утопить. Сделать это позволяет флоатинг — процедура релаксации, во время которой человек дрейфует на поверхности воды при полном отсутствии света и звуков. На Западе этот метод релаксации получил широкое распространение, а вот в России о нем знают сравнительно немногие. Time Out выяснил, в чем заключается смысл флоатинга, какие есть разновидности флоат-устройств и где лучше всего флоатить в Москве.

\"\"

Немного истории

3/4

Отцом-основателем флоатинга считается американский нейробиолог Джон Лилли, который изучал работу человеческого мозга в условиях изоляции. В частности, он анализировал психическое состояние военных, которым по долгу службы приходилось следить за показаниями радаров, или дальнобойщиков, в одиночестве преодолевающих тысячи километров.

Чтобы проверить свои гипотезы на опыте, в 1972 году Лилли создал флоат-камеру, в которой испытуемый полностью погружался в воду и дышал с помощью акваланга. Любопытно, что для усиления изоляционного эффекта ученый использовал ЛСД. После трех лет исследований Лилли сделал вывод, что мозг способен генерировать переживания независимо от внешнего мира. В условиях изоляции, установил ученый, ум не впадает в спячку, а наоборот, становится очень активным.

Сначала флоат-капсула считалась причудой хиппи, но со временем феномен сенсорной депривации стал привлекать внимание все большего числа ученых. Так, например, доктор Томас Файн опубликовал в 90-х годах результаты эксперимента, в ходе которого испытуемые проходили по восемь сеансов флоатинга. Анализ их крови показал снижение уровня кортизола — гормона стресса.

Доктор Томас Файн опубликовал в 90-х годах результаты эксперимента, в ходе которого испытуемые проходили по восемь сеансов флоатинга. Анализ их крови показал снижение уровня кортизола — гормона стресса.

Несмотря на то, что производство флоат-устройств для частного и коммерческого использования началось уже в 70-х годах, настоящий бум в этой индустрии случился лишь в последнее десятилетие. Если в 2011 году в США насчитывалось 85 флоат-центров, то сейчас их число перевалило за 530.

«В Америке этот рынок оценивается в миллиард долларов в годовом исчислении, — рассказывает Данила Мещеряков. — В США и Европе это большая отрасль, а у нас она до недавнего времени находилась в зачаточном состоянии. Для России это, по сути, новое культурное явление».

Прогрессисты и консерваторы

Со времен хиппи много воды утекло. Устройства для сенсорной депривации и сама процедура флоатинга претерпели некоторые изменения. Участники этого рынка, заинтересованные в популяризации флоатинга, сделали его ближе и понятнее для людей, которые мало интересуются медитативными практиками и не всегда готовы экспериментировать. Если раньше считалось, что флоатить нужно исключительно в капсулах со стопроцентной темнотой и тишиной, то сейчас широкое распространение получают более объемные камеры и открытые бассейны с ненавязчивой музыкой и подсветкой, где купальщикам не грозят приступы клаустрофобии.

«В капсуле мне нравится меньше, потому что возникает ощущение, как будто ты в гробу», — говорит Дарья Агаджанян. «Развитие флоатинга тормозилось тем, что люди не понимали, зачем им лезть в гроб с водой, — вторит ей Владимир Котенев, в чьем центре появились первые в РФ флоат-бассейны. — Современный формат флоатинга подразумевает адаптивные резервуары, в которых можно включать музыку и подсветку. Это нарушение депривационного режима, но в то же время это создает комфортные условия для человека, не готового к полной изоляции. Это не значит, что с ним не произойдут глубокие расслабляющие процессы. В Европе наблюдается такая тенденция: капсулы вымирают».

«Современный формат флоатинга подразумевает адаптивные резервуары, в которых можно включать музыку и подсветку. Это нарушение депривационного режима, но в то же время это создает комфортные условия для человека, не готового к полной изоляции.»

С ними не согласен Наиль Гареев, который привез в Россию первую флоат-капсулу, спроектированную еще самим Джоном Лилли. По его словам, в больших резервуарах открытого типа трудно добиться полной темноты и тишины, а также комфортной температуры воздуха и воды. К тому же там возникает акустика, которая мешает человеку избавиться от ощущения своей телесности. «Насколько там удается пережить глубокий эффект флоатинга, для меня большой вопрос», — отстаивает свою точку зрения Гареев.

«...в больших резервуарах открытого типа трудно добиться полной темноты и тишины, а также комфортной температуры воздуха и воды. К тому же там возникает акустика, которая мешает человеку избавиться от ощущения своей телесности.»

Сторонники классического флоатинга так же скептически относятся к парному погружению, которое сегодня пользуется большим спросом. «В этом я вижу некоторый отход в сторону, потому что изначальный смысл — разгрузиться, войти в контакт с собой, испытать глубокое переживание своего «Я» — здесь заменяется сексуализированным развлечением: полуобнаженные люди вместе принимают душ, лежат в темноте и тишине... Парами можно работать в рамках семейной психотерапии и развивать восприимчивость друг друга в рамках парного флоатинга, но это отдельная серьезная тема. То, как это преподносится сейчас — просто прийти и вместе полежать, — это не про флоатинг», — считает Гареев.

«Парный флоатинг отвлекает от создания идеальной пустоты», — соглашается с ним Данила Мещеряков. Вместе с тем он признает, что такие романтические мероприятия приносят выгоду бизнесу, а для людей, которые боятся плавать в одиночку, это может стать первым шагом на пути к полноценному флоатингу.