Что смотреть на «Золотой маске»: номинация «Эксперимент» и программа «Маска плюс»

Что смотреть на «Золотой маске»: номинация «Эксперимент» и программа «Маска плюс»

Алла Шендерова   26 февраля 2016
5 мин
Что смотреть на «Золотой маске»: номинация «Эксперимент» и программа «Маска плюс»

Для тех, кто не любит традиционный театр, «Маска» припасла номинацию «Эксперимент». Деление по номинациям, конечно, условно, да и вообще любой хороший спектакль — сам по себе эксперимент. Но все же самые необычные постановки стоит искать здесь.

На прошлой неделе Time Out писал о лучших спектаклях в номинациях «Большая форма» и «Малая форма». В новом обзоре мы рекомендуем еще семь постановок — в том числе и те, что по разным причинам не вошли в основной конкурс.

«Remote Moscow», группа Rimini Protokoll, Германия, и Федор Елютин, Москва

Группа радикалов, отменяющих все существующие клише о том, что такое театр и каким он может быть, выпустила в Москве версию своего квеста, который прежде проводился в Авиньоне, Вильнюсе и Питере. Однажды вас приглашают на кладбище, у входа выдают наушники — с этого момента вас ведет механический женский голос (ближе к финалу он превратится в мужской). Голос то и дело напоминает, что у него нет тела — а значит, ему, в отличие от вас, не страшно угодить под машину. Он предлагает лавировать по московским улицам, следуя за группой таких же, как и вы, зрителей-участников. А потом голос заставляет по-новому взглянуть не только на город («Смотрите, какие хмурые лица на эскалаторе»), но и на многие происходящие в нем социальные процессы. «Remote Moscow» рекомендуется и тем, кто устал от традиционного театра, и тем, кто им вполне доволен — нужно же хоть раз убедиться, что есть на свете кое-что интересное, кроме сцены-коробки.
9 апреля, 15:00

 

«Звуковые ландшафты», театр «Школа драматического искусства»

Музыкант Петр Айду восстанавливает аппараты, предназначенные для шумового оформления в театре. Собственно, эти аппараты уже давно устарели — с появлением звукозаписи шум дождя, раскаты грома и пение птиц заменила граммофонная, а потом и магнитная пленка, но Айду вернул их к жизни. В «Звуковых ландшафтах» это не подсобная техника или реквизит, а музыкальные инструменты и герои перформанса. С помощью научившихся играть на звуковых аппаратах артистов и хора театра «Школа драматического искусства» Петр Айду создает четыре шумовых пейзажа одного давнего летнего дня.
27 и 29 марта, 19:00


 

«Земля», Александринский театр, Санкт-Петербург, на сцене ЦИМа

Вышедший из шинели театра «АХЕ» Максим Диденко поставил спектакль по мотивам классического советского фильма Александра Довженко. Немое кино пересказано языком физического театра. Одетые как спортсмены актеры заняты боксом, волейболом и гимнастикой, а классовая борьба напоминает очередное состязание. В какой-то момент деревянный спортивный помост сломается — под ним будет настоящая земля. Та самая, в которую закапывали друг друга «красные» и «белые»: рифмы с событиями столетней давности, к сожалению, напрашиваются сами собой.
5 апреля, 19:00, 6 апреля, 12:00 и 19:00

 

Формируя собственную фестивальную афишу, не стоит забывать о «Маске плюс» — программе спектаклей, по разным причинам не вошедших в основной конкурс. Например, потому, что премьера состоялась уже после того, как закончилось формирование основной афиши фестиваля.

«Топливо», «Pop-up театр», Санкт-Петербург, на сцене ЦИМа

Спектакль Семена Александровского основан на «научном» монологе физика и IT-предпринимателя Давида Яна, записанном драматургом Евгением Казачковым. Игра со зрительским восприятием и поиск новых способов донесения текста — вот что занимает Александровского. Будущие лауреаты Нобелевки страдают от депрессии, ищут на вывесках три семерки подряд, открывают законы, по которым существует мир, — и истово верят в магическую силу цифры 8. Рассказывая об этом, актер Максим Фомин время от времени вступает в диалог со своим изображением на экране. Содержание спектакля незаметно становится его формой и наоборот — «Топливо» превращается в остроумнейшую ленту Мебиуса.
6 апреля, 19:00


 

«Лекция о нечто», театр Post, Санкт-Петербург, и «Открытая сцена», в помещении ММСИ

Спектакль-рифма к «Лекции о ничто», представленной Дмитрием Волкостреловым на прошлой «Маске», на самом деле отличается от нее так же, как разнятся тексты Джона Кейджа, по которым эти спектакли поставлены. Как утверждает сам режиссер, главный герой «Лекции о нечто» — зритель. Всего зрителей на каждом представлении двенадцать. Их делят по трое, сажают перед экранами, раздают аудио- и видеопульты — и дальше каждая группа видит свой неповторимый спектакль.
4 и 5 марта, 20:00 и 22:00

 

«Победители», Томский ТЮЗ, на сцене ЦИМа

Питерский режиссер Дмитрий Егоров объединил две книги нобелевского лауреата Светланы Алексиевич — давнюю «У войны не женское лицо» и более позднюю «Цинковые мальчики» — в один документальный спектакль. В первой части артисты в шинелях и ситцевых платьях рассказывают о боях Великой Отечественной в сопровождении документальной хроники военных лет. А во второй зачитывают воспоминания тех, кто служил в Афганистане. Контрастом к описаниям бойни служат бравурные кадры позднесоветских агиток. Самое удивительное, что и в первой, и во второй части актеры умудряются не сфальшивить.
9 марта, 19:00

 

«Горькие слезы Петры фон Кант», Красноярский ТЮЗ, на сцене ЦИМа

Киносценарий фильма Райнера Вернера Фассбиндера, поставленный талантливой московской актрисой Юлией Ауг для ансамбля из пяти актрис Красноярского ТЮЗа. Это страстная, отчаянная, но одновременно стильная история о женщине, которой в сегодняшнем обществе все чаще приходится брать на себя мужские функции. А раз так, то и влюбляется она не в мужчину, а в представительницу своего же пола.
7 марта, 19:00