8 профессий, востребованных в кризис | Главное | Time Out
Главное

8 профессий, востребованных в кризис

Антон Гальцев   27 апреля 2009
19 мин
8 профессий, востребованных в кризис
Time Out нашел представителей профессий, которые не только не пострадали во время кризиса, но и смотрят в будущее с оптимизмом.

Каждая позитивная новость воспринимается в наши дни как маленькая победа. Так вот, оказывается, существуют сферы и профессии, которым не страшны никакие экономические обвалы.




Егор Торопов, бармен и бар-менеджер ночного клуба Che Guevara
«В кризис особым спросом пользуется водка»

Елена Андриевская, менеджер по региональным продажам компании «Чайный мир»
«Хороший «продажник» ценится в любые времена»

Елена Кудря, администратор магазина Benetton

«С кризисом у меня в жизни ничего не поменялось»

Максим Дубовец, психолог медицинского центра «Леге Артис»
«Бесплатные консультации стала очень востребованными»

Сергей Лебедев, владелец ресторана «Мимино», кафе «Чудесница»
«Нашему человеку всегда хочется хорошо отдохнуть»

Андрей Бронецкий, генеральный директор mamba.ru 
« Наш сайт знакомств всегда будет востребован»

Василиса Володина, астролог
«Кризис достигнет дна осенью 2009 года»

Егор Торопов

Бармен и бар-менеджер ночного клуба Che Guevara.

У барменов всегда все будет хорошо — в благополучные времена люди пьют от радости и избытка денег, в неблагоприятные — по противоположной причине. Егор Топоров работает ежедневно, но не по причине отсутствия кадров, — ему просто очень нравится своя профессия. Именно такие бармены, на его взгляд, всегда будут пользоваться спросом.

— Эксперты называют вашу профессию одной из самых востребованных сегодня. Вы согласны?

— Эта профессия востребована во всем мире. Хорошие и опытные бармены — большая редкость. В нашем регионе, допустим, их очень мало. В нашу профессию попадает много барменов-дилетантов, которые и попадают под сокращение в первую очередь, но их опытных коллег это никак не касается. Думаю, что во внекризисное время в этой профессии нуждаются больше. А сейчас остаются только наиболее стойкие и опытные. Я придерживаюсь такой политики среди нашего персонала. По- другому никак.

— Много известно случаев сокращений барменов в нашем городе?

— Да, очень много. Есть примеры закрытия заведений, кто-то не может дальше существовать из-за финансовой ситуации в мире. Цены на алкоголь растут, а продажи не увеличиваются. Деньги нужны, а сокращать кого? В первую очередь барменов. Подобные ситуации в Красноярске, Новосибирске, Омск не исключение. Опять же замечу, что увольняют либо неопытных барменов, либо профессионалы сами уходят из-за низкой зарплаты. Каждый в этой профессии знает себе цену. Человек за стойкой зарабатывает деньги не только себе, но и в первую очередь заведению. Наша первоначальная задача — красиво преподнести себя, чтоб на нас шел народ.

— А в чем профессионализм бармена проявляется?

— Хороший бармен всегда спокоен, у него нет кипиша, суеты. Уверенный в себе, он всегда улыбается, потому что ему нравится то, чем он занимается. Очень многое здесь значит опыт и психология. Со временем ты по первому движению клиента понимаешь, что он хочет, даже если посетитель сам этого не знает. Если клиентов много, то бармен должен уделить внимания всем, послушать каждого, пообщаться с ними. В этом, наверное, и проявляется опыт и профессионализм бармена. Например, есть посетители, которые приходят именно ко мне. Они знают, что я работаю здесь, они заходят пообщаться, выпить какой-нибудь коктейль.

— В вашу профессию может прийти человек с улицы, но который хочет стоять за барной стойкой?

— Конечно, тут главное стремление. Я сам человек с улицы, учился не по этой специальности. Впрочем, как и многие другие бармены. Не знал ничего о ресторанном бизнесе. Но попались хорошие люди, обучили меня всему. Плюс опыт накопился: прожил год в Сочи, где работал бар-менеджером. Приехал сюда, здесь сразу устроился хорошо. Влиться в коллектив барменов можно, главное — захотеть.

— В кризис люди стали больше пить?

— В кризис люди стали больше пить дешевые напитки. Водка в кризис стала очень популярна. Но количество посетителей в барах не упало. Как ходили, так и ходят. Разве что тратят скромнее. Если раньше клиенты могли прийти посидеть на 10 тысяч, то сейчас они же уже отдыхают на сумму вдвое меньшую. Но как ни странно, на чаевых это не отразилось.

— Как в итоге, на твой взгляд, повлияет ли кризис на барменов?

— Профессия бармен, естественно, выживет. Но, думаю, некоторые ее представители уйдут из этой сферы — пойдут работать по полученному образованию.

Елена Андриевская

менеджер по региональным продажам компании «Чайный мир»

Чай — недорогой напиток, люди будут его пить, даже если не хватит на «бутерброд в придачу». По признанию Елены Андриевской, количество партнеров у компании «Чайный мир» за последнее время только увеличилось.

— Эксперты называют вашу профессию одной из самых востребованных во время кризиса. Вы согласны?

— Да, я считаю, что это верно. Сейчас сфера востребована, потому что каждый производитель пытается найти свои регионы сбыта для своей продукции. И вообще в любые времена хороший «продажник» всегда ценился.

— Как изменился ваш бизнес с началом кризиса?

— Поставлена цель расширить территорию продаж. У нас грандиозные планы в этом вопросе. Кроме того, я думаю, наш бизнес стал более динамичным.

— Как изменился состав людей, с которыми вы работали до кризиса и сейчас?

— У нас в компании состав не изменился. Если говорить о предприятиях-клиентах, с которыми мы сотрудничаем, то в некоторых произошло сокращение. Но я думаю, это произошло только в тех компаниях, где штаты были заведомо раздуты. Конечно, в данных условиях, собственник не готов платить людям, которые отрабатывают только 50 % своей зарплаты.

— Количество партнеров уменьшилось?

— Некоторые партнеры действительно не выдержали первую волну кризиса, но появились новые. То есть этот процесс динамичный. В последние месяцы у нас появилось даже больше партнеров чем было.

— Может быть, не в кризисе дело, а в профессионализме и чутье, и в бизнесе остаются только сильные?

— Сильные тоже должны быть начеку, потому что слабые активизировались. Здесь нельзя расслабляться.

— Есть какие-нибудь антикризисные предписания от руководства?

— Какого-то определенного регламента у нас нет. Единственное, что четко отслеживаются все затраты.

— В кризисе можно найти какие-нибудь положительные моменты?

— Думаю, да. Появляется жесткая конкуренция среди сотрудников. Работник всегда должен быть в форме. Ты развиваешься, а не стоишь на месте. Появляются новые задачи, открываются новые горизонты. Кроме того, есть шанс даже у небольшой компании найти свою нишу. Потому что сейчас рынок динамичен, и он меняется. Если сейчас собственник и его сотрудники смогут выстроить свою работу правильно, они могут выиграть.

Елена Кудря

администратор магазина Benetton

До кризиса торговые центры открывались на каждой остановке, поэтому казалось, что туда в сотрудники берут любого безработного прохожего. Сейчас, когда штаты сокращаются, профессиональные продавцы-консультанты по-прежнему нужны; не менее востребованы и администраторы, которые контролируют работу других сотрудников.

– Эксперты называют вашу профессию одной из самых востребованных во время кризиса…

– Я думаю да, профессионалы будут всегда необходимы.

– Что изменилось в вашей работе после начала кризиса?

– Мы являемся представителями известного итальянского бренда в г.Омске «United Colors of Benetton», который любят и знают покупатели, поэтому изменений в нашей работе нет. Изменились покупатели: они стали более требовательными, знающими, что именно хотели бы приобрести.

– Были ли со стороны вашего руководства какие-нибудь целенаправленные антикризисные шаги?

– Нашей компании в этом году 15 лет и за все эти годы со стороны нашего руководства отношение к труду сотрудников не изменилось. Заработная плата и объем работы у сотрудников с начала кризиса остались прежними, все премии и поощрения сохранились в прежнем объеме.

– Как изменится отрасль из-за кризиса?

– Выживут сильнейшие, а малоизвестные и менее востребованные марки уйдут с рынка.

– На себе ощутили присутствие кризиса?

– Да, много что произошло. Естественно, кризис отражается и на тебе и на близких. Но в принципе, у меня в жизни ничего не изменилось.

Максим Дубовец

психолог медицинского центра «Леге Артис»

Люди ходят к психологам в двух случаях — когда у них есть или свободное время, или проблемы. Во время кризиса и того, и другого хоть отбавляй.

— Стала ли ваша профессия более востребованной с началом кризиса?

— Отчасти — да, отчасти — нет. Стала востребованной профессия бесплатных психологов-консультантов. Все, что касается денег, на сегодняшний день людьми отторгается. Равно как и ответственность за принимаемые решения и итоговый результат. Люди находятся сейчас в растерянном состоянии и любое взятие на себя ответственности пытаются с себя снять.

— Больше или меньше стало людей, пришедших в вашу профессию?

— Если судить по выпуску наших вузов, то стало гораздо больше. Причем это началось еще в «сытое» время. Пик выпускников и еще учащихся студентов специальности «психология» пришелся как раз на кризис. Между тем реальная востребованность в подобных специалистах резко снизилась, особенно с наступлением такой экономической ситуации. В первую очередь освобождаются те специалисты, которые не приносят особенной прибыли компаниям. Поэтому психологи нынешнего выпуска столкнутся с проблемой: куда пойти работать. В школах, как я знаю, тоже много ставок сокращают. Поэтому психологов сейчас выйдет много, но все они пойдут, как говорится, в торговлю.

— Как изменились с кризисом жалобы людей?

— На самом деле, люди стали обращаться, когда уже совсем все плохо. Это характерная черта. Доводят свои ситуации до предела и приходят. Если год назад люди приходили, пока у них все хорошо, с желанием, чтобы это «хорошо» длилось как можно дольше, то сейчас уже приходят, когда все очень плохо. Связано это, во-первых, с состоянием неопределенности людей. Ведь даже наши многоуважаемые политики говорят с экранов, что кризис непредсказуемый, что ожидать от него — неизвестно. Поэтому состояние оцепенения у людей может продлиться долго, по крайней мере до осени точно.
Резко снизилась обращаемость с детьми. Взрослые стали экономить на них и время, и деньги. Если в прошлые каникулы по заиканию приходилось работать целыми днями, в том числе и в выходные, то нынешней зимой даже ни одного звонка не было по этому поводу. Более того, на бесплатные консультации тоже перестали приводить детей.

— Кто выиграет от кризиса?

— На сегодняшний день в данном кризисе не выиграет никто, кроме узкого круга лиц, вероятно, инициировавших эту финансовую ситуацию и получающих с нее дивиденды. Что касается обычных людей, то они могут выиграть в чем? Кризис оголил очень много проблем, в том числе те проблемы, на которые раньше закрывали глаза. Например, качество профессиональных навыков и образования. В силу произошедших событий, стали необходимы профессионалы высокого уровня. Многие люди, считавшие себя таковыми, вдруг осознали, что им необходимо еще во многом подрасти.
Необходимо пересмотреть свое отношение к получению денег, необходимо начать или научиться что-то делать по крайней мере. На сегодняшний день вероятнее всего будет востребован труд профессионалов, настоящих знатоков своего дела — эти люди будут выделены в обществе. Ну и как после любого кризиса, видимо, будут пересмотрены ценности.

Сергей Лебедев

владелец ресторана «Мимино», кафе «Чудесница»

Кризис приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Насколько меньше стали есть в финансово нестабильный период рядовые посетители, — рассказывает Сергей Лебедев.

— Изменились ли пристрастия покупателей после начала кризиса?

— Да, если честно, то люди стали больше предпочтения отдавать стандартным общелюбимым блюдам и стали меньше экспериментировать. В большинстве своем заказывают традиционные блюда, а не пробуют что-нибудь новенькое.

— Как изменился ваш бизнес с началом кризиса?

— Непосредственное влияние есть. Этот бизнес относится к сфере услуг и не является насущно необходимым как кусок хлеба и стакан молока. В основном ходят постоянные клиенты, а новых людей, конечно, поубавилось. Этот поток сократился процентов на 15.

— Тем не менее, эксперты утверждают, что эта сфера услуг является одной из самых востребованных во время кризиса. Вы согласны с этим?

— Я согласен. К тому же сейчас наступает летний сезон, пора свадеб, торжеств, юбилеев. В этом плане он выручает очень сильно. Ну и опять же: русскому человеку хорошо ему или плохо, отдохнуть нормально всегда хочется. Он лучше урежет себя в покупках, но проведет время в хорошей компании.

— Насколько в нынешний период рентабельно открывать свое кафе?

— Надо будет просчитывать все моменты. Многие думают, что создать свое кафе или ресторан — это очень просто, и деньги пойдут рекой. На самом деле много сложностей и требований к предприятиям именно общественного питания: по санитарным нормам, противопожарным, техническим. Уровень требований очень высокий. В период кризиса я бы подождал, пока снизятся цены на аренду и покупку недвижимости. В нашем городе пока тяжело брать торговый зал площадью 100 квадратных метров плюс подсобные помещения. Все равно в среднем получается ежемесячная аренда около 100 тысяч рублей. Это те статьи накладных расходов, от которых никуда не деться. Не надо забывать и об обычных коммунальных услугах и зарплате персонала.
Все заметили, что в Омске как минимум на 14 % скакнул ценник на продукты питания, но при этом никто из предприятий общепита не повысил стоимость выхода блюд или спиртных напитков. Естественно, рентабельность стала ниже.

— Вы как руководитель принимали в своих заведениях какие-нибудь антикризисные меры?

— Конечно, мы больше работаем с клиентами, «пошли в народ». Постоянно интересуемся у наших клиентов: что им нравится, что нет. Осуществляем идеи по улучшению сервиса, благоустройству торгового зала, чтобы приходящие к нам люди остались довольны.

— Как изменится ваша отрасль, если кризис продлится еще длительный срок?

— Да она уже меняется. Много заведений закрываются, многие — на грани. В основном это касается тех мест, которые находятся в аренде. Более мобильны в кризис предприятия общепита, находящиеся в частной стоимости или длительной аренде у муниципалитета. Они могут идти навстречу людям, так как у них нет обязательства ежемесячно отдавать денежную сумму, после выплаты которой не могут сделать лишнего движения.

— Как вы считаете, какие сферы выиграют от кризиса?

— Я считаю, что никакая сфера не может выиграть, кроме банковской. Кризис есть, они процентные ставки подняли. Люди идут, берут кредиты, а сейчас минимум 24-28 % годовых. Даже если взял кредит в миллион — 240 тысяч в год необходимо отдавать по процентам. Допустим, на том же самом общепите необходимо отработать 700 тысяч, притом это без аренды зарплаты и остального.

Андрей Бронецкий

генеральный директор сайта знакомств mamba.ru

На фоне общей паники и пессимизма Андрей спокоен как удав. Говорит неторопливо и негромко. Потому что, как оказалось, многомиллионных кредитов он не брал, а за конкурентами всегда следил пристально.

— Ваш бизнес вроде не должен страдать во время кризиса. Наоборот, у людей появляется все больше времени на знакомства и вообще на личную жизнь…

— Наш сайт всегда будет востребован. Ведь и тысячи лет назад были свахи, которые знакомили мальчика с девочкой, а теперь их знакомят технологии. А слово «сваха» я, кстати, терпеть не могу.

— Как изменился ваш бизнес с началом кризиса?

— Кризис коснулся нас, но не так, как других. Мы ведь собираем по копеечке с людей, она для них незначительна. Рост аудитории продолжается, но если говорить простым языком, то каждый пользователь стал чуть меньше платить за сервисы. Доходы растут, просто медленнее. Изменилась структура потребления. Например, у нас есть услуга «Лидер» — платишь долларов 30, и твоя фотография на одну минуту появляется на видном месте, а есть фотолинейка, которая стоит 1 доллар. Она сейчас намного популярнее. Конечно, люди на кризис реагируют не только изменением спроса на те или иные услуги. Меняются темы разговоров и анекдоты. Вот, например, из последних шуток: в 1998-м было круто иметь сотовый телефон, а теперь — рабочий.

— Больше или меньше стало людей, пришедших в вашу профессию во время кризиса?

— В целом сейчас люди не особенно стремятся инвестировать в сайты знакомств, хотя появляются совсем маленькие сервисы.

— Как вы считаете, может быть, не в кризисе дело, а в профессионализме и чутье? В любой области остаются только сильные?

— У нас был один очень агрессивный конкурент, вы его знаете, это loveplanet.ru. Так вот что-то они теперь притухли, рекламу поотключали. А мы не создавали кредитного мыльного пузыря, не раздували капитализацию. Мы более эффективны. А они нас слепо копировали, но с опозданием на полгода. Да, мы сильные, но расслабляться сейчас особенно нельзя. Например, нужно постоянно думать о конкурентах: «Одноклассниках» и «Вконтакте». Они, правда, наши косвенные конкуренты, но все же приходится людям больше объяснять, что эти сервисы для друзей, родственников, студентов, а наш сайт — для знакомств. Так что различайте.

— Как изменился состав людей, с которыми вы работали до кризиса и сейчас?

— Мы сейчас не сокращаем людей, в последний раз уволили две трети модераторов. Но связано это было с тем, что мы реализовали новую технологию, которая стала делать ту же самую работу за людей.

— Как изменится вообще ваша отрасль из-за кризиса?

— Количество сайтов знакомств уполовинится, и эта аудитория перейдет к нам. Вообще людей будет больше, но через 3-5 лет. До создания mamba.ru наши люди не верили, что можно в принципе знакомиться через Интернет. Теперь верят, но относятся к этому несерьезно. Все изменится, но это процесс инерционный. Уйдут инвестиционные проекты, будут жить скромные сайты. Продолжится сегментирование, уже станет направленность знакомств. Например, по профессиям, национальностям. Допустим, сайт знакомств для армян, которые живут в России, либо по сексуальной ориентации.

Йован Савович

веб-дизайнер

Приветливый основатель компании Futurico по производству сайтов без работы не сидит — к нему по-прежнему обращаются компании, продвигающие свои продукты и услуги в интернете. В кризис продвижение товаров и услуг именно в Сети — самый дешевый путь для компаний, думающих об экономии.

— Эксперты называют вашу профессию одной из самых востребованных сегодня. Вы согласны?

— Тут есть доля правды. К нам приходит масса заказов и предложений. Люди думают так: деньги уходят из реальной жизни — значит, они есть в Интернете. Начинают активно создавать сайты. Это довольно беспонтовая мотивация, но люди идут.

— Больше или меньше стало людей, пришедших в вашу профессию во время кризиса?

— Бум, когда люди шли в веб-дизайнеры, уже позади, так что их стало много за очень короткое время. Возможность с небольшими способностями делать деньги всегда привлекательна. А сейчас, наверное, таких людей стало еще больше.

— Как вы считаете, может быть, не в кризисе дело, а в профессионализме и чутье? Слабые и так не выдерживают, остаются только сильные?

— Многих увольняют из компаний, и они становятся фрилансерами, работают на себя, даже слабые.

— Стали ли вы зарабатывать больше или меньше во время кризиса?

— Мне кажется, все же меньше. Люди не готовы платить те же деньги, что и до кризиса. Я думаю, кризис вообще только начинается. Так что посмотрим…

— Как вы считаете, какие сферы выиграют в нынешней ситуации?

— Кризис, как ни парадоксально, — ускоритель прогресса, веб-дизайн и вообще Интернет в целом будут развиваться быстрее. Смотрите, на западе бумажная пресса умирает прямо на глазах, с мая английское издание журнала Maxim будет существовать только в электронном виде. Ведь если посчитать затраты и доходы, электронная версия газеты или журнала в любом случае обходится дешевле, чем бумажная.

— Значит, у всех сейчас один выход — идти в Интернет?

— Ну, если у вас есть хорошая идея, вам не нужны ни продюсеры, ни посредники, никто. Просто выкладываете свои идеи в Интернете и ждете…

— Как изменится вообще ваша отрасль из-за кризиса?

— Трудно сказать — может быть, в стране скоро не будет вообще денег. Но ничего, будем пробками расплачиваться! Перспективы довольно туманные. Сейчас у меня ощущение, что деньги как будто куда-то делись!

Василиса Володина

астролог, ведущая программы «Давай поженимся»

Пальцы Василисы не усеяны громоздкими перстнями, а в ее приемной вместо магических шаров стоит ноутбук. К астрологам в кризисные времена всегда выстраивались очереди — люди резко начинают интересоваться эзотерикой и пытаются заглянуть в будущее.

— Эксперты называют вашу профессию одной из самых востребованных во время кризиса. Вы согласны?

— Профессия как была востребована, так и осталась. Может быть, количество обращений уменьшилось. Это же сфера услуг. Например, и такси стали меньше вызывать, и в ресторан ходить.

— Как изменился ваш бизнес с началом кризиса?

— С моей личной карьерой астролога все в порядке. У меня наработанная клиентская база. Для моих постоянных клиентов астролог — часть жизни. Тот, кто дает им прогнозы, ограждает от опасностей. Поднимается спрос на книги по астрологии, число людей, которые хотят заниматься ей факультативно, увеличится. Много будет любителей попрактиковаться на ближних, друзьях, но не для работы.

— Как распознать хорошего астролога?

— Если он вместо внятных рекомендаций и расчетов показывает глаз тритона в чашке, сушеные лапки паука, то это плохой астролог. Я не люблю антуража. Астролог должен говорить не абракадаброй, не про Сатурн и экзальтацию Венеры. А внятно, по-современному. Хотя проверить полезность астролога можно только по итогам, что улучшилось в жизни, насколько он помог избежать плохого.

— Стали ли вы зарабатывать больше или меньше во время кризиса?

— Я зарабатываю больше, потому что у меня вырос уровень цен, и я становлюсь специалистом для очень богатых людей. В среднем в кризис астрологи зарабатывают меньше.

— Какие сферы выиграют от кризиса?

— Кардиохирурги. Это ужасно, потому что ужасно жить. Вообще выиграют общественный транспорт, производство булочек, хлеба.

— Можете дать астрологический прогноз насчет того, когда мы достигнем дна?

— Мой прогноз подкрепляется еще и экономическим образованием. Кризис достигнет дна осенью 2009-го, и через год осенью 2010-го начнем выползать.