Танцевальный марафон | Театр | Time Out

Танцевальный марафон

Анна Гордеева   5 марта 2009
8 мин
Танцевальный марафон
В ближайшие дни на лучших сценах Москвы покажут больше качественных танцев, чем за целый год.

В ближайшие дни на лучших сценах Москвы покажут больше качественных танцев, чем за целый год. Time Out выбрал лучшие.

Мариинский фестиваль
Новые звезды мирового балета

Читайте также:
Москва танцующая: где учат свингу, танго и капоэйре
Танцы на все случаи жизни

Сильви Гиллем

Одна из самых знаменитых балерин Франции стала этуалью в 19 лет. «Этуаль», «звезда» — это не комплимент прессы, а рабочее название позиции в штатном расписании Парижской оперы, высшая ступенька. Обычно сверходаренные танцовщицы проходят путь по всем ступенькам за 5—7 лет, менее одаренные, но упорные докарабкиваются к пенсии. Гиллем — этуаль в 19, такого не было за 400 лет истории французского балета. Мгновенную карьеру ей обеспечил правивший тогда театром и разглядевший ее в кордебалете Рудольф Нуреев. После ее дебюта в «Лебедином озере» знаменитый беглец вывел девушку на авансцену и объявил, что назначает этуалью. Публика ахнула: с момента, как Гиллем заняла предыдущую ступеньку («первая танцовщица»), прошло пять дней.

Нуреев сочинил для Гиллем балет «Золушка», действие которого происходит в Голливуде, и явно представлял себя феей-крестной. Он говорил, что она единственная женщина, на которой он согласился бы жениться. Уже очень больной, он планировал вручить ей Парижскую оперу в правление как завоеванную страну — без оглядки на всякие глупости вроде кадровых решений министерства культуры. Но, не дожидаясь ухода Нуреева, Гиллем покинула его сама — ушла в Английский королевский балет. По ее словам, ей не хватало свободы. Газета Le Monde назвала этот уход «национальной катастрофой», а министр культуры Жак Ланг вынужден был отбиваться от запросов депутатов Национальной Ассамблеи — они допытывались, как это могло случиться.

В Лондоне она покусилась на все святое: на правила общения с прессой, на традицию английского застольного разговора, на распорядок дня и Кеннета Макмиллана. Поселившись с фотографом Жилем Тапи, она до сих пор отказывается зарегистрировать их отношения, хотя живет с ним уже 17 лет. Зато она запрещает снимать себя всем фотографам, кроме Тапи, и соглашается на интервью не более раза в год. Когда она только приехала в Лондон, коллеги пожаловались в газеты, что она отказалась обедать с ними в театральной столовой, а ее раздражала перспектива чинного разговора («Если я захочу узнать, какова погода, я просто выгляну в окно»). «Сова», она не стала себя ломать — и назначает утренний класс в полдень, что кажется выдрессированным англичанам чудовищным развратом. Гиллем не стала участвовать даже в благотворительном аукционе — все балерины предоставили старые пуанты с автографами, Сильви же заявила, что не собирается поощрять фетишистов. И когда главный английский балетмейстер Макмиллан выразил свое неудовольствие тем, как деловито балерина выдает указания дирижеру о темпах в его спектакле, запросто сообщила, что люди приходят смотреть на нее, а не на его хореографию. И это было правдой.

Люди приходили и приходят смотреть на Гиллем в любых спектаклях. В оставленном уже «Дон Кихоте», где Гиллем ввела в мировую моду свои вертикальные шпагаты. В острых геометрических сочинениях Форсайта, где 180 градусов шпагата превратились в 240 и коленка стала загибаться над головой в противоположную от запланированной природой сторону. В мелодраматической «Манон», где сорокалетняя балерина изображает безмозглую девчонку. В бежаровском «Болеро», которое автор разрешил ей танцевать, что было позволено очень немногим женщинам. Сейчас, когда она рассталась с Английским королевским балетом и стала сама заказывать себе спектакли, она выбирает сочинителей отъявленно радикальных. Сотрудничает с гуру танца катхак Акрамом Ханом, например, и с Расселом Малифантом, увлекающимся айкидо и капоэйрой. В последнем спектакле Малифанта «Оннагата», сделанном в сотрудничестве с Робером Лепажем, Гиллем играет шевалье де Еона, знаменитого шпиона-трансвестита XVIII века.

В Москву же привозят сделанный несколько лет назад «Push» — спектакль бессюжетный и представляющий, как говорит Малифант, портрет балерины как она есть, без театральных масок. Для первого знакомства — а главная (и самая высокооплачиваемая) балерина мира еще никогда у нас не танцевала — выбор строгий и разумный.

Push
Сб 14, вс 15 марта, 19.00, на сцене МХТ им. А. П. Чехова

«Коппелия»

Восемь лет назад в Новосибирске петербургский хореограф-реставратор Сергей Вихарев вытащил из архивной пыли этот дивный балет — с крестьянами, галантными, как придворные Людовика XVI, с аллегорическими танцами (спляшут и Заря, и Работа), со старинной пантомимой (балерина сообщает публике жестами, что « та — девушка — в окошке — совсем странная — весь день — книжки читает»). Семь лет назад сибирский театр получил за него «Золотую маску», победив родную Вихареву Мариинку. Тогда Большой и задумался о том, что надо бы спектакль приобрести — что нынче и сделано. В главной роли ожидается Мария Александрова — именно ей придется пробираться в дом к волшебнику — кукольному мастеру, чтобы спасти своего жениха от влюбленности в заводную куклу. На спектакль точно стоит выбраться тем, кто ценит балет как стильную игрушку.

Большой театр
Чт 12, пт 13 марта, 19.00, сб 14 марта, 12.00, 19.00, вс 15 марта, 12.00

Мариинский фестиваль

В этом году благодаря приезду Сильви Гиллем балетное событие года состоится в Москве. Но про петербургский Мариинский фестиваль, обеспечивавший такие события последние десять лет, забывать не стоит. Он открывается 14 марта премьерой «Конька-Горбунка» в постановке Алексея Ратманского (15 марта будет повтор для тех, кто кинется из Москвы в ночь после «Push») и, как всегда, привозит западных звезд — их приглашают в репертуарные спектакли Мариинки. Матье Ганьо из Парижской оперы станет Принцем в «Лебедином озере», а стремительно рвущаяся в первую десятку балерин жительница Берлина Полина Семионова — Никией в «Баядерке». До Петербурга все же ближе, чем до Парижа и Берлина, и если вы хотите знать, кто будет скоро править в мировом балете, пропускать фестиваль нельзя.

Петербург, Мариинский театр
Сб 14 — вс 22 марта

«Огонь Анатолии»

Сочинивший это шоу Мустафа Эрдоган называет своим кумиром Игоря Моисеева и следует заветам мастера, запросто придумывая национальные танцы своего региона и добавляя в них ирландский степ и фрагменты классической хореографии. «Огонь Анатолии» — это клиповый монтаж (вот только что хрупкий паренек вращал на шее гигантский барабан, а вот уже идет диалог Прометея и воплощенного Добра), замечательная синхронность работы девяноста человек кордебалета и темперамент, знакомый каждому, кто хоть раз выбирался на отдых в Турцию. Чрезвычайно бодрящее зрелище — для тех, кто соскучился по лету.

Государственный Кремлевский дворец
Пн 16 марта, 19.00

«Болеро», «Дождь»

Хореограф Раду Поклитару сочинил с Декланом Донелланом «Ромео и Джульетту» в Большом, переодел Меркуцио в женское платье, впервые снял с московских балерин пуанты и заставил биться в истерике Прокофьевский фонд, переместив действие сочиненной им в Риге «Золушки» в публичный дом. Этот самый хулиган три года назад создал в Киеве свой театр. Сейчас он впервые приезжает на гастроли в Москву с двумя одноактными балетами, и на спектакле ждут тех, кто не считает, что балет прежде всего обязан быть зрелищем благопристойным.

«Киев модерн-балет», на сцене РАМТа
Вт 10 марта, 19.00

«2nd_ID»

Танцгруппу из Дюссельдорфа E-motion привозят Немецкий культурный центр имени Гете и фестиваль NET. Артисты E-motion танцуют хип-хоп и ухитряются добавлять в свои взрывные танцы еще и культурную рефлексию. В труппе народ из Испании, Филиппин, Японии, Турции — и все они пытаются мимоходом разобраться, сколько в них осталось от их прежней культуры, а сколько добавилось от того «плавильного котла», которым стала Германия. Но можно над этим не задумываться, а просто смотреть на гуттаперчевые тела и блестящую акробатику.

На сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Вс 15, пн 16 марта, 20.00

«Сансара»

Нам обещают «мистический балет из жизни тибетского гуру», поставленный на музыку «лучших психоделических коллективов современности», «бархатную революцию в балете» и «мощные потоки звука и света». Те, кто знает о суровом стиле существования Русского камерного балета «Москва», последнее обещание оценят отдельно. А те, кто знаком с хореографией Никиты Дмитриевского (начинавшего со стройного «Зеркала», а в качестве предыдущей премьеры выпустившего «Терраклиниум» — гибрид обкуренной дискотеки с дискотекой пьяной), вздохнут и пожелают удачи небездарному молодому человеку, выбирающему все более странные темы для балетов.

На сцене РАМТа
Пн 9 марта, 20.00