«Художник-график —> дизайнер. Рождение профессии» | Арт | Time Out

«Художник-график —> дизайнер. Рождение профессии»

0+
«Художник-график —> дизайнер. Рождение профессии»
Фото: архив пресс-службы
16 июля — 9 сентября
Пн-Вт выходной Ср-Пт с 13:00 до 21:00 Сб-Вс с 12:00 до 20:00 Льготные билеты, билеты 150–300 ₽
Третьяковская
ул. Большая Ордынка, 46 строение 3

О выставке

16 июля в Центре Вознесенского откроется выставка «Художник-график —> дизайнер. Рождение профессии», которая представит архив Валерия Акопова — легенды советского графического дизайна, с чьим именем связано становление промграфики в СССР, художника и оформителя Олимпиады-80, лауреата Международной биеннале графического дизайна в Брно и других отечественных и международных наград. 

Советская промграфика — уникальное направление, которое занимает особое место в пространстве между утилитарным искусством и художественным экспериментом. Этикетки, плакаты, знаки и логотипы, фирменные стили и графические системы были неотъемлемой частью визуальной реальности советского человека. Над их созданием трудились художники, стоящие у истоков прикладной графики в СССР и сумевшие прикладную дисциплину сделать частью большого художественного высказывания. 

Роль Валерия Акопова в этом процессе сложно переоценить: он был символом профессионализма и сумел утвердить на советской почве студийный подход к графическому дизайну, в котором сочетались прорывные открытия конструктивизма с функциональностью в духе своего времени. Собственно говоря, в начале 1980-х было сформулировано и само понятие «профессия — графический дизайнер». Созданные дизайнерами графические системы служили маркером советских ценностей и эстетических ориентиров за рубежом и формировали визуальный язык повседневности внутри страны. 

Центр Вознесенского рассматривает прикладной дизайн как часть культурного наследия и последовательно работает над его музеефикацией. Новая выставка станет очередной главой этого программного направления и расскажет об опытах Валерия Акопова, который разработал визуальную грамматику советского графического дизайна — от знака Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР в 1967 году, до логотипа Большого театра, выполненного им — в 1991-м. Проект поможет проследить путь художника и дизайнера от учебы, когда Акопов, будучи студентом Полиграфа, участвовал в создании графических объектов к Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года, до разработки полноценных графических систем к Олимпиаде-80 и фирменного стиля внешнеторгового объединения «Проммашэкспорт», получившего гран-при в Брно. 

Во время подготовки к Олимпиаде в Москве Акопов вместе с коллегами из Мастерской прикладной графики создал более 200 пиктограмм. Была разработана строгая графическая система справочной навигации. дизайнер участвовал в утверждении визуальной стратегии проекта как член художественного совета. Даже знаменитая эмблема из пяти колец, созданная Владимиром Арсентьевым, была профессионально доработана Валерием Акоповым и Василием Дьяконовым: они отшлифовали композицию, сбалансировали форму и создали все графические варианты для медалей, официальных бланков и других материалов. Впоследствии графическая система дизайнера получила международное признание и была отмечена золотой медалью Биеннале прикладной графики в Брно в 1982 году.

Валерий Акопов (род. 1938) родился в Кисловодске. В конце 1950-х приехал в Москву и поступил в Московский полиграфический институт, а потом — в Мастерскую прикладной графики МОСХ РСФСР, центр советского графического дизайна, где художник проработал более 40 лет. Создал немало символов эпохи — знак Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР (1967), фирменные стили крупнейших театров и корпораций — от Большого театра до Госстраха. Участвовал в разработке пиктографической системы навигации для Олимпиады-80. С 1990-х преподавал в Строгановке. Заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии, участник международных биеннале, член Российской Академии художеств. 

Билетов не найдено!

Закрыть