50 лет со дня рождения Ривера Феникса: жизнь и смерть главного таланта поколения | Кино | Time Out
Кино

50 лет со дня рождения Ривера Феникса: жизнь и смерть главного таланта поколения

Дмитрий Евстратов 24 августа 2020
9 мин
50 лет со дня рождения Ривера Феникса: жизнь и смерть главного таланта поколения
23 августа могло бы исполниться 50 лет талантливому Риверу Фениксу, старшему брату оскароносного Хоакина Феникса. На заре своей карьеры Ривер считался одним из самых перспективных молодых актеров: критики пророчили ему большое будущее, полное ярких ролей и заслуженных наград. Жизнь распорядилась иначе — сердце Ривера перестало биться 31 октября 1993 года. Time Out вспоминает ключевые отрезки на жизненном и творческом пути Ривера Феникса.

Ривер Феникс (при рождении — Ривер Джуд Боттом) родился 23 августа 1970 года в США, в небольшом городке Мадрас в штате Орегон. Он стал первым ребенком в молодой семье, которой пришлось пройти через множество испытаний.

Родители Ривера познакомились в Северной Калифорнии за два года до рождения мальчика. Его мать Арлин родилась в Нью-Йорке и имела еврейские корни: бабушка и дедушка актера — эмигранты из Венгрии и России.

Будучи совсем юной, девушка покинула отчий дом и примкнула к популярной в те годы культуре хиппи, а затем отправилась в путешествие по США автостопом.

В Калифорнии она познакомилась с будущим отцом Ривера Джоном Боттомом, ярым католиком, уже имевшим опыт супружеской жизни и воспитания ребенка.

Ривер родился в 1970-м году, а спустя всего три года Арлин и Джон вступили в секту «Дети Бога» и занялись распространением ее идей по латиноамериканским странам. Семья постепенно разрасталась: у Ривера стали появляться братья и сестры, в том числе и Хоакин, родившийся в 1974-ом. Боттомы продолжали жить в нищете — секта их никак не поддерживала, и детям приходилось зарабатывать на жизнь музыкой, играя на улицах. Именно в этот период все члены семьи стали веганами из-за впечатлительных Ривера и Хоакина, ошарашенных тем, как убивал свою добычу местный рыбак. Впоследствии этот эпизод станет главной предпосылкой общественной деятельности братьев Фениксов — участия в кампаниях по защите животных.

Семейство Фениксов, Ривер — крайний слева.

Вскоре Арлин и Джон разочаровались в деятельности секты, отказались от миссионерской работы в Венесуэле и вернулись в США. Новая жизнь началась символически — семья изменила фамилию с Боттомов на Фениксов в честь птицы, возродившейся из пепла. Однако возвращение в родную страну тоже не обещало счастья: за несколько лет Фениксы сменили не один десяток мест проживания, остановившись в конце концов в Лос-Анджелесе. Дети тем временем продолжали интересоваться музыкой и учились играть на самых разных инструментах.

Примерно в это же время отец семейства работал на одном из телеканалов и сумел организовать кастинг сразу для всех своих детей. Агенты были поражены юными Фениксами, а больше всего — Ривером. Он немедленно начал сниматься в рекламе и получил несколько предложений поучаствовать в телевизионных проектах. В первой половине 80-х Ривер уже зарабатывал солидные деньги за свои небольшие роли на телевидении, параллельно развиваясь в качестве музыканта. Именно музыка, по признанию друзей и родственников актера, была его настоящей страстью. Позднее он даже создал собственную группу и написал песни, включенные в саундтрек фильмов с его участием.

Рейн, Ривер и Хоакин Фениксы

Успешные работы Ривера на телевидении не остались незамеченными. Дебют Феникса в полнометражном кино состоялся в 1985-ом году в научно-фантастической ленте «Исследователи». Талант и человеческие качества Ривера отмечали все, с кем он работал — и в кино, и в музыке.

Свою первую знаковую роль Феникс сыграл в фильме Роба Райнера «Останься со мной», экранизации рассказа «Труп» Стивена Кинга. Ривер создал точнейший психологический портрет мальчика, который мечтает стать взрослым.

Коллеги и друзья Феникса по фильму «Останься со мной» восхищались актером: «Он был настоящим, а не расфасованной кучей рекламы и маркетинга. Естественный и простой парень. В нем было действительно что-то духовное. Он излучал мудрость», — говорил о Фениксе его друг Уил Уитон. А Ричард Дрейфусс и вовсе называл Ривера одним из главных актеров своего поколения: «Он был, без сомнения, самым лучшим из той группы актеров, которая появилась в его время. Кинозвезда — это просто статус. У него же был огромный талант. Он легко мог зацепить аудиторию и сочетал в себе многие другие важные вещи. Его смерть — это ограбление кинематографа».

Свой успех Феникс подкрепил и другими работами — в своих первых фильмах он был настоящей звездой второго плана. Кроме «Останься со мной», в том же 1986-м на экранах появилась драма Питера Уира «Берег Москитов», а уже спустя два года Ривер добрался до своей первой и единственной номинации на премию Оскар.

Роль в фильме «На холостом ходу» стала отражением внутренних переживаний актера. Его персонаж — сын антивоенных активистов, попавших в черные списки. Семья вынуждена кочевать и скрываться от правительства под вымышленными именами. Мальчик блистательно одарен: он талантливый музыкант и мечтает о большой карьере, поэтому ему неизбежно придется сделать сложный выбор между семьей и свободой самовыражения. Пожалуй, вряд ли кто-нибудь мог справиться с такой ролью лучше Феникса — он действительно жил в кадре, Ривер и его образ стали одним целым. И неудивительно: сюжет фильма слишком напоминает биографию юного актера.

Несмотря на то, что Оскар ускользнул от актера в тот год, о Фениксе стали говорить повсюду, предрекая ему великую карьеру. Восемнадцатилетнего парня заметил сам Стивен Спилберг, доверивший Риверу роль молодого Индианы Джонса в «Последнем крестовом походе».

На съемках следующего фильма, «Я люблю тебя до смерти» (1990), Ривер сдружился с Киану Ривзом, вместе с которым ему еще предстояло сыграть свою культовую роль. В ленте Гаса Ван Сента «Мой личный штат Айдахо» (1991) Феникс предстает в образе нищего гея, страдающего нарколепсией. Вместе с эпатажным героем Ривза они пускаются в путешествие, которое изменит их жизни навсегда. Американские критики были восхищены игрой талантливого актера: «Феникс погружается так глубоко в своего персонажа, что вы почти забываете, что видели его раньше: это потрясающе чувствительный спектакль, острый и комичный одновременно».

Ривер Феникс в фильме «Мой личный штат Айдахо»

За эту роль Феникс был награжден сразу несколькими международными и национальными наградами, включая «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале. После картины «Мой личный штат Айдахо» у Ривера попросту не было пути назад — впереди маячило множество воплощенных на экранах сложных образов и совместная работа с лучшими режиссерами планеты… Если бы не тот злополучный последний день октября 1993-го года, оставивший мир без главного таланта поколения.

Мировая известность, большие гонорары и связи в индустрии — это не только награда за плодотворную работу и талант, это еще и огромная ответственность, не позволяющая проявлять сиюминутные слабости. Для многих молодых актеров этот груз становится непосильной ношей, которая может сломить человека в любой момент. Образ Ривера в обществе был положительным — актер был приверженцем здорового образа жизни, защищал животных вместе с братом, был открыт для новых идей и знакомств. Однако многие его друзья знали, что Феникс был наркозависимым. Иногда он вспоминал об этом и погружался в «другой мир».

30 октября 1993 года Ривер планировал выступить вместе со своим близким другом Фли из группы Red Hot Chili Peppers в одном из лос-анджелесских ночных клубов, которым владел Джонни Депп. В город ангелов вместе с ним приехали сестры и Хоакин. Перед выступлением Ривер ненадолго отлучился, чтобы встретиться со знакомыми наркоторговцами. После роковой встречи, за несколько часов до начала концерта, Ривера видел Леонардо Ди Каприо. Позднее он рассказывал о той ночи и о состоянии Феникса: «Он выглядел не просто бледным — он был белым».

Вернувшись к своей компании, Ривер почувствовал себя плохо. В этот момент на сцене выступал Джонни Депп со своей группой, Феникс должен был выступать следом: он выбежал на улицу вдохнуть свежего воздуха и тут же упал наземь. Его трясло больше пяти минут, Хоакин в панике пытался набрать «911», но все попытки спасти жизнь Ривера обернулись неудачей. Смерть констатировали в ночь с 30 на 31 октября. На следующей день к клубу стали приносить цветы тысячи поклонников молодого дарования.

Ривер и Хоакин Фениксы

Хоакин Феникс, вспоминая брата, не раз признавался, что ему больно вновь и вновь обращаться к тому тяжелому дню. Ривер действительно сыграл огромную роль в будущем успехе Хоакина. Он всегда поддерживал брата и верил в его успех.

«Мне было лет шестнадцать, когда брат сказал, что я стану куда более известным актером, чем он… Я помню, как мы с мамой посмотрели друг на друга с недоумением. Что это Ривер такое несет? Понятия не имею, почему он сказал это тогда. Да еще с такой уверенностью», — вспоминал впоследствии Хоакин, отмечая первоочередную роль Ривера в своем успехе.


«Я хотел, чтобы Джокер катился ко всем чертям»

Time Out взял интервью у Хоакина Феникса: оскароносный актер рассказывает о том, что привело его к роли суперзлодея DC.

Читать статью


На протяжении почти тридцати лет коллеги и друзья Ривера Феникса оценивают его влияние на индустрию и с горестью размышляют о том, каких вершин он мог бы достичь, не уйдя так рано из жизни. Главный лейтмотив подобных воспоминаний — мысль о том, что своим уходом Ривер освободил дорогу для своего брата и других важных актеров поколения, в том числе Леонардо Ди Каприо и Брэда Питта. Вот так, к примеру, о Фениксе говорил его партнер по фильму «Останься со мной» Джерри О’Доннел: «Каждый раз, когда я вижу Брэда Питта или другого знаменитого актера на экране, я думаю, что они бы не стали теми, кто они есть, если бы Ривер был еще жив. Ривер Феникс был настоящим, он был искренним. Он мог дать нам всем намного больше, чем все остальные».

Жизнь и карьера Ривера Феникса стала примером для молодого поколения актеров. Будучи талантливым во всех ипостасях — будь то музыка, кино или общественная деятельность — Ривер потерял все в один миг. А кинематограф, в свою очередь, лишился яркого бриллианта, способного ослеплять зрителя своей глубиной.

  • Спецпроект