Звезда мамблкора и главная женщина Голливуда прямо сейчас. 5 ипостасей режиссера «Барби» Греты Гервиг | Кино | Time Out

Звезда мамблкора и главная женщина Голливуда прямо сейчас. 5 ипостасей режиссера «Барби» Греты Гервиг

Дмитрий Евстратов   4 августа 2023
10 мин
Звезда мамблкора и главная женщина Голливуда прямо сейчас. 5 ипостасей режиссера «Барби» Греты Гервиг
Фото: legion-media.ru
4 августа Грете Гервиг исполняется 40 лет. Совсем недавно ее комедия «Барби» преодолела рубеж в 850 миллионов долларов сборов и стала самой кассовой картиной, когда-либо снятой женщиной, обогнав «Чудо-женщину» Пэтти Дженкинс. К такому успеху Гервиг шла долго и упорно – она пробовала себя в актерском ремесле, писала сценарии, а когда-то мечтала стать танцовщицей. Time Out рассказывает о пяти ипостасях Греты Гервиг.

Женщина

Фото: legion-media.ru

Грета Гервиг родилась 4 августа 1983 года в Сакраменто, штат Калифорния, в семье акушерки и банковского работника. В детстве она была активной девочкой. Поскольку в семье телевизор был под запретом, юная Грета, помимо обучения в женской католической школе, посещала танцевальные занятия и даже мечтала стать танцовщицей. С ними не сложилось, точно так же, как и завершилось ее сиюминутное увлечение фехтованием.

Выбор девочки пал на литературу и искусство. Вместо лавины передач и сериалов по телевизору, которые поглощали многие американцы, Грета всегда выбирала книги и походы в местный кинотеатр. В одном из интервью она поделилась списком из десяти своих любимых книг: 10 из 10 написаны женщинами. Женский взгляд писательниц на мир сформировал и ее голос в искусстве, который позднее услышит весь мир.

В кинотеатрах же Грета с упоением ждала новых фильмов ее любимого Вуди Аллена. В своем дневнике она однажды написала: «Хочу во что бы то ни стало сняться в его фильме». Забегая вперед, воплотить мечту в реальность ей удалось в 2012 году – она появилась в небольшой роли в «Римских приключениях».

Кадр из фильма «Леди Берд»

После окончания женской школы ее ждало трудное испытание. Продолжать свое обучение она хотела в Нью-Йорке: лучшие театральные школы, мечты о Бродвее. Но все уперлось в материнские страхи. Мама боялась отпускать девушку одну в большой город, что стало причиной их разногласий. Впрочем, спустя время та все-таки отступила и прислушалась к желаниям дочери. Кстати, именно этим конфликтом и была вдохновлена дебютная режиссерская работа Гервиг, «Леди Берд».

С финансовой поддержкой семьи она поступила в Барнардский колледж на Манхэттене, где изучала английский язык и философию, а параллельно посещала кастинги низкобюджетных фильмов и писала собственные пьесы, чтобы попасть на магистрскую программу по драматургии. Однако драматургия придет в ее жизнь немного позже и вовсе без академических оттенков. Окончив колледж, она сосредоточится на съемках в мамблкоре. Так тихо и вроде бы неприметно начиналась карьера женщины, которая за два неполных десятка лет превратилась из немного зажатой выпускницы колледжа в большого автора, который меняет кино на наших глазах, одаривая его новым женским взглядом.


Актриса

Кадр из фильма «Ханна берет высоту»

Актерский дебют в кино Гервиг состоялся в 2006 году – на экраны вышел мамблкор Джо Сванберга «ЛОЛ» о влиянии технологий на отношения между людьми, снятый всего за три тысячи долларов и участвовавший сразу в нескольких американских фестивалях независимого кино. В каком-то смысле Грета впервые воплотила мечту сняться у Аллена уже тогда, ведь предтечей мамблкора (низкобюджетных натуралистичных фильмов с непрофессиональными актерами) стали именно его работы («Манхэттен», 1979).

Будущие героини Гервиг в фильмах «Ханна берет высоту» (2007), «Пакетоголовый» (2008) и многих других оказались очень похожими на нее саму. Она играла выпускницу колледжа, амбициозную актрису и сценаристку, феминистку, не стесняющуюся громогласно говорить о женской физиологии («Женщины XX века») и мечтательную танцовщицу в «Милой Фрэнсис», где ее отцом и матерью в кадре стали настоящие родители. Все героини, особенно те, к которым она прикладывала собственную сценарную руку, получались живыми, мечтательными и не слишком-то влюбчивыми – на первом месте почти всегда стоял поиск себя и самореализация. А сама Гервиг играла непринужденно и часто импровизировала, как этого и требует мамблкор. В этом ее сравнивали с Дайан Китон.

Фото: legion-media.ru

Сценаристка

Кадр из фильма «Милая Фрэнсис»

Мамблкор, в котором снималась Гервиг, – кино маленькое, незаметное, поэтому и о таланте Греты знали немногие, хотя ее имя время от времени появлялось на радарах престижных премий: номинации на «Независимый дух» за «Гринберг» (2011), «Выбор критиков» за «Милую Фрэнсис» и «Женщин XX века» и даже «Золотой глобус» в 2014 году (тоже «Милая Фрэнсис»). Однако по-настоящему заявить о себе ей удалось благодаря сценарной и, впоследствии, режиссерской работе.

Сценарии Гервиг писала с самого начала своей карьеры. Помогала Джо Сванбергу с его проектами, а потом познакомилась с Ноа Баумбахом, своим будущим мужем и соавтором. Если взглянуть на список сценарных работ Греты, уже на уровне названий станет ясно, какие проблемы волнуют ее в творчестве и какую оптику она выбирает для зрителя: «Милая Фрэнсис», «Госпожа Америка», «Леди Берд», «Маленькие женщины», «Барби» и будущая диснеевская лайв-экшен адаптация «Белоснежки». Во главе угла – женщины. Почти все ищут свое место в мире, противятся патриархальным устоям и разбивают стереотипы о женской роли в обществе.

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Показательны успехи «Леди Берд» и «Маленьких женщин». Гервиг, вышедшая из мамблкора, наделяет своих героинь удивительными способностями общаться самым естественным образом – перебивать друг друга, срываться и не пытать зрителя театральными паузами. В сценариях ей одинаково здорово удается помещать действие в сегодняшние реалии, как в «Леди Берд», и бережно освежать литературную классику Луизы Мэй Олкотт («Маленькие женщины»), превращая ее в нелинейный и, что самое важное, актуальный coming-of-age хит, понятный современному зрителю.


Режиссер

Кадр из фильма «Леди Берд»

К режиссерскому ремеслу Гервиг тоже приходила постепенно. На заре карьеры параллельно с первыми актерскими работами она активно изучала режиссуру, вникая во все тонкости и поглощая большое количество фильмов. Первая попытка случилась в 2008 году – она стала сорежиссером Джо Сванберга в ленте «Ночи и выходные» и сыграла одну из главных ролей. Опыт пригодился, но продолжать Грета не стала – сценарии и работа в кадре влекли ее куда больше.

Впрочем, к режиссуре она все-таки вернется спустя десять лет и уже в совершенно ином статусе – известной актрисы и сценаристки инди-кино с внушительным опытом и бэкграундом. Дебют (а «Ночи и выходные» Грета не считает своим дебютом) мог случиться в любой момент, будь Гервиг более уверенной в себе. Произошло это лишь в 2018 году. Пожалуй, вовремя и с удачным материалом. Трехсотстраничный сценарий к «Леди Берд» она писала, основываясь на мироощущениях своего взросления, – и кому, как не ей самой, переносить этот личный, пусть и не автобиографичный опус на экраны?

«Я даже не задумывалась над режиссурой до того, как у меня на руках был готовый сценарий, за который мне было нестыдно. Уже после этого я начала робко примеряться к нему как к своему режиссерскому дебюту. Конечно, я часто думала, что, может, лучше отдать его какому-нибудь другому режиссеру. Сценарий-то хороший, но разве я самая подходящая кандидатура, чтобы его поставить? Было бы обидно собственноручно запороть проект. Но я давно хотела сесть в режиссерское кресло, эта идея во мне зрела годами, и в какой-то момент я задала себе вопрос: “Если не сейчас, то когда?”. Сколько у меня еще шансов будет дебютировать со своим сценарием, учитывая, что я пишу их раз в столетие? А экранизировать чужие сценарии мне никто бы не доверил. Так я поняла, что время пришло».

Картина с Сиршей Ронан в главной роли долгое время держалась в топе агрегатора кинорецензий Rotten Tomatoes с гроссмейстерским показателем «100% положительных рецензий», а Гервиг стала всего лишь пятой женщиной в истории, которая получила номинацию на «Оскар» в режиссерской категории. И это в своем дебютном фильме, вбирающем все, о чем Грета писала и ранее: поиск себя, взросление, отношения с матерью.

Кадр из фильма «Маленькие женщины»

После успеха «Леди Берд» многим казалось, что Гервиг – та самая женщина, которой легко может покориться режиссерский «Оскар» (вторая после Кэтрин Бигелоу). Во многом Грета стала оправдывать ожидания уже спустя пару лет, когда вновь попала на премии с удивительной экранизацией «Маленьких женщин». Помимо того, что Гервиг принадлежит блестящая адаптация романа, она же заметно выросла и как постановщица. Она пользуется внятным и зрелым визуальным языком, переключаясь от светлых воспоминаний о беззаботной юности героинь к холодной и мрачной действительности, в которой все же можно отыскать лучики надежды на счастливое будущее.

Тем не менее в гонку за режиссерским «Оскаром» Гервиг неведомым образом не попала. Она осталась лишь с номинацией за сценарий. Место второй женщины с режиссерским «Оскаром» заняла Хлоя Чжао с «Землей кочевников» (а годом позже – Джейн Кэмпион с «Властью пса»). Впрочем, сомневаться не приходится – Грета еще обязательно поборется за свою награду. Быть может, это случится уже в 2024 году с «Барби». В любом случае становиться автором, загнанным в рамки студийной системы, Гервиг точно не собирается. Отказ от сиквелов «Барби» – яркое тому подтверждение.


Жена Ноа Баумбаха

Кадр из фильма «Гринберг»

Гервиг отмечает, что огромную роль в ее творческом становлении сыграли авторы, работавшие и учившиеся с ней во второй половине 2000-х: Барри Дженкинс («Лунный свет»), Тай Уэст («Х» и «Перл»), братья Сэфди («Неограненные алмазы»). Однако куда более определяющее знакомство произошло позже.

Режиссер независимых фильмов Ноа Баумбах увидел Грету в одной из ее ролей и понял, что она – идеальная кандидатура для воплощения образа эмпатичной и отчаянной подруги главного героя в «Гринберге» (2010). Сотрудничество оказалось продуктивным настолько, что после него ни Гервиг, ни Баумбах не представляли творчества и жизни друг без друга: они вместе работали над сценариями, Грета снималась, а Ноа помогал ей с режиссерскими дебютами.

Фото: legion-media.ru

Вот что говорил Баумбах о писательском таланте Гервиг:

«Чего я не знал до нашего сотрудничества, так это того, что Грета – невероятная писательница. У меня было чувство, что она могла бы стать отличным творческим партнером, но писательство было ее настоящим призванием, еще когда она училась в колледже. Мне действительно повезло, это потрясающе», – признавался Баумбах.

Их романтические отношения начались вскоре после съемок «Гринберга». Баумбах, только что ставший отцом, развелся со своей предыдущей супругой Дженнифер Джейсон Ли и спустя год женился на Грете. С тех пор их отношения – и семейные, и творческие – стали лишь укрепляться. Сегодня пара воспитывает двух сыновей и работает над будущими, в том числе и совместными, проектами.