Танцы до упаду и кровавое пари: как встречают новый год герои известных фильмов | Кино | Time Out
Кино

Танцы до упаду и кровавое пари: как встречают новый год герои известных фильмов

Анна Афанасьева 29 декабря 2020
7 мин
Танцы до упаду и кровавое пари: как встречают новый год герои известных фильмов
«Карнавальная ночь»
Персонажи новогодних фильмов проводят праздничную ночь в самых разных обстоятельствах. Герои ссорятся и мирятся под бой часов, пытаются успеть все свои дела до торжественного дедлайна и попадают в переделки разной степени трагичности. Time Out пересмотрел любимые ленты, действие которых происходит в Новый год, и выбрал 7 способов незабываемо встретить главный праздник.

Меркантильный Новый год

«Зигзаг удачи», 1968, реж. Эльдар Рязанов

Накануне Нового года коллектив фотоателье назначает фотографа Владимира Орешникова (Евгений Леонов) председателем кассы взаимопомощи. Тот решает воспользоваться новой должностью в личных целях и покупает на деньги товарищей облигацию трехпроцентного займа. Неожиданно Орешников выигрывает космическую для того времени сумму в 10 000 рублей. Новообретенное богатство меняет и Володю, который ссорится с невестой из-за шубы, и коллектив фотоателье — коллеги Орешникова рассчитывают получить часть выигрыша.

Фильма критиковался и с художественной, и идейной точки зрения. Многие, в том числе режиссер Леонид Гайдай, указывали на непроработанность персонажей. А советским профсоюзам не понравился негативный образ рабочих коллективов. Однако в этой истории можно увидеть намеки на будущие шедевры Рязанова: та же комедия ситуаций с перепутанными квартирами, когда Орешников ведет ничего не подозревающего мужа знакомиться со своей женой, та же несимпатичная «мымра» Алевтина Васильевна, которую в конце фильма ждет тотальное перерождение.


Кровавый Новый год

«Четыре комнаты», 1995, реж. Квентин Тарантино, Роберт Родригес, Александр Рокуэлл, Эллисон Андерс

Накануне новогодней ночи Сэм, портье отеля «Монсеньор», отдавший своему делу 50 лет, покидает свое место. Ему на замену приходит молодой Тед (Тим Рот), не подозревающий о сумасшествиях новой работы. Вечер начинается в люксе для новобрачных, где шабаш ведьм, одну из которых играет Мадонна, пытается расколдовать свою подругу. Для успешного завершения обряда девушкам не хватает одного-единственного элемента — спермы. С этой проблемой они и обращаются к ответственному портье. Затем Тед оказывается вовлечен в сексуальную игру между супругами в комнате 409, где его «назначают» любовником жены. Следующее приключение ждет портье в номере 309: устрашающий гангстер (Антонио Бандерас) поручает ему смотреть за детьми. Оканчивается новогодний вечер в пентхаусе, где голливудский режиссер Честер Раш (Квентин Тарантино) и его друзья развлекаются кровавым пари. Они неожиданно просят портье… отрубить палец одному из них.

Каждый из эпизодов принадлежит отдельному режиссеру: о ведьмах снимал Эллисон Андерс, о супругах — Александр Рокуэлл, о непослушных детях — Роберт Родригес, а эпизод с пари создал Квентин Тарантино. Интенсивность сюжета повышается по мере хронометража. Сцены с ведьмами выглядят легкой разминкой перед вакханалией грядущих событий, разборки супругов привносят первое напряжение в комедию. Отрывок о детях, снятый Робертом Родригесом, дарит головокружительный треш-поворот. Комната Тарантино изящно заканчивает фильм гениальными фирменными диалогами режиссера и длинными сценами, снятыми одним дублем.


Романтичный Новый год

«Квартира», 1960, реж. Билли Уайлдер

Си Си Бакстер не похож на типичного представителя бизнес-мира шестидесятых: он вовсе не мачо с бокалом виски в одной руке и любовницей в другой, как Дон Дрейпер из «Безумцев». Скорее это западный вариант скромного Новосельцева из «Служебного романа». Однако коллеги главного героя относятся к первому типу: они пользуются квартирой холостого Бакстера, чтобы устраивать там встречи с любовницами. К несчастью, одной из посетительниц жилища героя становится лифтерша Фрэн Кубелик, меланхоличная девушка с короткой стрижкой и выразительными глазами, в которую Си Си влюблен. Она пала жертвой обаятельного директора предприятия, мистера Шедлрейка: тот затевает служебный роман уже не в первый раз и вряд ли планирует серьезно относиться к Фрэн.

Финальные сцены фильма происходят в канун Нового года, а главный поворот случается под отсчет последних секунд. В 2017 году Independent назвал «Квартиру» лучшим новогодним фильмом в истории. Интересно, что эпизод рождественской вечеринки в офисе снимался 23 декабря, чтобы создать у актеров соответствующее настроение. Билли Уайлдер утверждал, что все было снято за один дубль. «Я бы хотел, чтобы всегда было так. Сегодня я просто крикнул “мотор” и наблюдал», — рассказывал режиссер.


Меланхоличный Новый год

«Джентльмены удачи», 1971, реж. Александр Серый

Заведующему московским детским садом Трошкину крупно не повезло — он невероятно похож на опасного преступника по кличке Доцент. И теперь коммунистическое самосознание обязывает его притвориться Доцентом и помочь профессору Мальцеву вернуть украденный золотой шлем Александра Македонского. К сожалению, на внешности сходство между двумя мужчинами заканчивается: Трошкин — добрый и благородный, а Доцент — жестокий и аморальный. Герою непросто вжиться в роль, но опыт работы с дошкольниками помогает ему эффективно управлять шайкой преступников, которая принимает его за Доцента.

Фильм стал лидером советского проката в год выхода — его посмотрели более 65 миллионов зрителей. Сегодня кто-то смотрит «Джентльменов удачи» как уморительную комедию с крылатыми фразами, кто-то — как меланхоличную драму о сложностях человеческой жизни. Новогодняя сцена происходит в финале картины и позволяет по-новому взглянуть на членов шайки Доцента, которые демонстрируют свои уязвимые стороны. Один из них, Хмырь, пытается даже покончить жизнь самоубийством, получив письмо от родных.


5 русских новогодних комедий, за которые нам стыдно

Time Out выбрал 5 фильмов, которые гарантированно лишат вас праздничного настроения.

Читать статью


Судьбоносный Новый год

«Как Гарри встретил Салли», 1989, реж. Роб Райнер

Оптимистичная Салли (Мег Райан) и циничный Гарри (Билли Кристал) случайно встречаются в путешествии в Нью-Йорк. Несмотря на различия в характерах, им легко друг с другом: они обсуждают множество тем, в том числе размышляют, могут ли мужчины и женщины дружить. По иронии судьбы, ответом на этот вопрос Гарри и Салли будут заниматься десяток лет — ведь они станут близкими людьми после того, как личная жизнь обоих не сложится. От Гарри уйдет жена, а бойфренд Салли не захочет иметь с ней детей. Друзья делятся друг с другом мыслями так открыто, что отношения с романтическими партнерами теперь кажутся им неполноценными.

Фильм более всего известен не новогодней сценой, а той, в которой Салли правдоподобно имитирует оргазм в ресторане. Исполнительница роли Мег Райан сама предложила включить ее в фильм. Изначально сценарий предполагал, что герои лишь обсуждают то, что женщины могут идеально имитировать сексуальное наслаждение. Новогодних же эпизодов в фильме два. В начале Салли и Гарри, еще находящиеся в дружеских отношениях, понимают, что их тянет друг к другу — но не знают, что делать с этими чувствами и как сочетать страсть с искренней дружбой. Во второй Новый год фильма разрешается его главный конфликт.


Стильный Новый год

«Призрачная нить», 2017, реж. Пол Томас Андерсон

Жизнь модельера Рейнольдса Вудкока (Дэниэл Дэй-Льюис) такая же сложная и изощренная, как и платья, которые он шьет для кинозвезд, богатых светских дам и королевских семей. В нее врывается Альма, которая в очередной раз занимает редко пустующее место музы и любовницы творца: теперь она живет в доме Вудкока, где он принимает клиентов и создает свои шедевры. На первый взгляд, Альма — простая девушка, которая вряд ли выживет в многослойном мире Рейнольдса, но постепенно она становится неотъемлемой его частью. На критику, холодность, требования гения она отвечает эмоционально, уверенно и даже жестоко.

Потрясающая сцена лондонской новогодней вечеринки 50-х не дает представления о притягательной атмосфере веселья того времени: все потому, что даже праздничные отрывки сочетаются с тоном и стилистикой картины. Критики признавались в любви к этому фильму, он был номинирован на «Оскар» и другие премии — однако мало кто может однозначно сказать, о чем он. Ограничимся тем, что идея сюжета пришла к Полу Томасу Андерсону, когда его жена с особой нежностью заботилась о нем во время болезни.


Рабочий Новый год

«Карнавальная ночь», 1956, реж. Эльдар Рязанов

Молодой коллектив Дома культуры готовится к веселому и беззаботному — насколько это возможно в 1956 году — празднованию Нового года. Запланированы цирк, маскарад, джаз, танцы, фокусы и клоуны. Но недовольный программой директор Серафим Иванович Огурцов предлагает заменить подготовленный и отрепетированный материал классической музыкой, официозным ансамблем и выступлением академика. Вместо того, чтобы открыто спорить с Огурцовым, работники Дома уловками и хитростями пытаются сохранить свою веселую программу.

Первому самостоятельному художественному фильму Рязанова предрекали провал. После окончания съемок первой половины «Карнавальной ночи» ее посмотрели несколько кинодеятелей и остались недовольны увиденным. Однако фильм стал лидером проката в 1956 году и одной из самых точных метафор изменений, происходивших в советском обществе — оттепели, когда молодое беззаботное поколение пыталось без насилия избавиться от угрюмых ценностей прошлого.

  • Спецпроект