Enfant terrible нового корейского кино: 60-летнему юбилею Ким Ки-дука посвящается | Кино | Time Out
Кино

Enfant terrible нового корейского кино: 60-летнему юбилею Ким Ки-дука посвящается

Анастасия Лабурец 22 декабря 2020
8 мин
Enfant terrible нового корейского кино: 60-летнему юбилею Ким Ки-дука посвящается
Фото: Depositphotos
20 декабря одному из главных представителей нового корейского кино Ким Ки-дуку могло бы исполниться 60 лет. Time Out вспоминает историю становления режиссера и рассказывает о его лучших работах.

Ким Ки-дука с уверенностью можно назвать enfant terrible нового корейского кино. Его фильмы нередко подвергались нападкам за жестокие образы и скандальное изображение отношений между мужчиной и женщиной. В одной из немногих стран, где отечественные фильмы пользуются большей популярностью, чем голливудская продукция, Ким стал тем самым режиссером, работы которого желаннее принимаются в Европе и Америке.

О детстве и юношестве

Режиссер родился 20 декабря 1960 года в деревне Собенни в уезде Понхва южнокорейской провинции Кенсан-Пукто. Мальчик вырос в бедной христианской семье. Его отец, ветеран Корейской войны (1950-1953), был инвалидом и нередко проявлял жестокость по отношению к жене, в результате чего мать Ки-дука ослепла.

По окончании начальной школы юный Ким бросил школу и ушел работать на завод. Затем он отслужил пять лет в морской пехоте, после чего стал работать евангелистом в церкви для людей с нарушением зрения, намереваясь стать священником..

Параллельно Ким Ки-дук занимался живописью. После того, как Ким прочитал статью о пионере видеоарта Нам Джун-пайке, он, не раздумывая, купил билеты в Париж и уехал изучать изобразительное искусство. К занятию кинематографом его подтолкнуло знакомство с лентами «Молчание ягнят» Джонатана Демми и «Любовники с Нового моста» Леоса Каракса.

Вернувшись в 1993 году обратно в Корею, он написал несколько сценариев, а в 1996 снял свой первый фильм «Крокодил».

О творчестве

Опираясь на свой опыт взросления в обществе с явно выраженными классовыми различиями, в своих фильмах Ким Ки-дук исследует источники человеческой жестокости.

Насилие – одна из самых повторяющихся тем в его лентах. Настойчивое стремление раскрыть жестокость человечества во многих его фильмах позволяет по-настоящему исследовать человеческие отношения и зависимость.

Молчание в его работах превалирует над речью. Вместо словесного общения главные герои устанавливают связь посредством телесной боли и физического насилия. Грамотно подобранные декорации фильмов подчеркивают контрасты между возвышенным и миром природы и суровостью материального мира человека.

Двусмысленные концовки лент Ки-дука нередко имеют фантастический окрас, который, по словам самого режиссера, «помогает сделать жизнь более сносной». Так кинематограф сам по себе может оказаться спасательным кругом из этой не слишком радушной реальности.

Фото: Depositphotos

О лучших фильмах

«Крокодил» (1996)

Дебютная лента Ким Ки-дука исследует жизнь бездомных людей, живущих на задворках общества под мостом рядом с рекой Хан в Сеуле. Главный герой, мужчина по прозвищу Крокодил спасает девушку Хен Чжун от самоубийства, насильственно овладевает ею и приковывает к себе, чтобы та не сбежала.

Для малобюджетного фильма «Крокодил» удивительно эффектен в своем визуальном стиле. Ким Ки-дук уделяет особое внимание свету и его отражениям — в частности, повторяющимся кадрам воды: от красивых мягкофокусных панорам до съемок в самой реке. Присутствие в ленте водной стихии оказывается символом надежды и искупления, которого герой и его товарищи никогда не смогут достичь. Для них река — это жизнь и смерть, начало и конец.

Совершенно бескомпромиссный в своем изображении корейского общества, «Крокодил» — это грубый и честный рассказ о жестоком, но хрупком и разочарованном человеке.

Полюбить главного героя невозможно, но благодаря фантастической игре Чо Жэ-хена, мастерски прописанному сценарию Ким Ки-дука и поэтической развязке фильма зритель проникается к нему сочувствием. Именно умение находить свет даже в самых темных уголках человеческого существа делают Ким Ки-дука мастером своего дела.


«Остров» (2000)

Фильм «Остров» во многом приобрел свою известность после того, с каким ужасом и отвращением зрители смотрели на экраны на кинофестивале в Венеции и Сандэнсе. Действительно, кадр с рыболовным крючком в горле мог бы стать самым отталкивающим образом в кинематографе, хотя и задолго до этой ленты выходило немало шокирующих работ — ну хотя бы «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини.

«Остров» рассказывает о немой хозяйке плавучих домиков на озере, куда ее гости приезжают порыбачить. Хиджин перевозит клиентов с одного берега на другой, готовит им еду и периодически предлагает сексуальные услуги. Однажды в одном из домов поселяется Хенсик — скрывающийся от закона полицейский, с которым у девушки завязывается болезненный роман.

В фильме есть убийства, членовредительство и жестокое обращение с животными (по утверждению самого режиссера, эти сцены не были постановочными): даже поклонники творчества Ким Ки-дука могут подумать, что режиссер зашел слишком далеко. Тем не менее, прекрасно сопоставленные в ленте безмятежность окутанного туманом острова и насилие, происходящее на его берегу, принесли Ки-дуку широкую известность за рубежом, а на одном из фестивалей в России «Остров» получил специальное упоминание «за самую шокирующую любовь».


«Плохой парень» (2001)

Жизнь 21-летней студентки колледжа из привилегированного класса резко меняется, когда в Сеульском парке к ней подходит мужчина со страшным шрамом поперек горла. Очарованный девственной красотой девушки, он жестко целует ее в губы и подвергает публичному унижению. После этого «Плохой парень» начинает воплощать в жизнь план по превращению юной Сун-хва в проститутку, желая преподать ей урок.

Ким Ки-дук, помешанный на визуальных знаках и символах в своих фильмах, явно использует свою ленту в качестве аллегории о непростой корейской классовой войне: Хан-ги беден и маргинален, Сун-хва богата и избалована.

Вместо того, чтобы помочь героине эволюционировать, «Плохой парень» заставляет девушку регрессировать, чтобы она, в конце концов, интегрировалась в его преступный мир — и барьеры, разделяющие две их абсолютно противоположные вселенные, наконец, рухнули.


«Весна, лето, осень, зима….и снова весна» (2003)

Фильм Кима, в котором он также играет главную роль, представляет собой поэтическое исследование молодости и возраста и битвы между духовностью и плотью. Действие происходит в плавучем монастыре посреди Корейского горного озера под названием пруд Джусан. Здесь мы наблюдаем пожизненный обряд посвящения, проводимый двумя монахами.

Вневременная басня Кима опирается на природу и вечность: глубокие холмистые леса и горные вершины, полупрозрачное озеро и высокое голубое небо. Мы впервые встречаемся с двумя главными героями весной, когда один из них — О Ен Су — уже старик, а другой — Ким Чжон Хо — еще ребенок. В течение пяти времен года старый монах спокойно движется к смерти, а дитя проходит через похотливое отрочество к сердитому юношескому мужеству и, наконец, к осознанной зрелости.

Буддистская религиозная основа здесь сочетается с универсальностью человеческих чувств благодаря идеальному равновесию, в котором Ким Ки-дук держит все повествовательные элементы. Если его предыдущие работы беспощадно погружали зрителя в жизнь современной Кореи с ее конфликтами, похотью и преступлениями, то здесь режиссер исследует те же самые темы, но уже с другой — более высокой точки зрения.

Персонажи движутся к трансцендентному буддийскому принятию, которое часто возникает в лентах японского классика Ясудзиро Одзу.

Как и его герои, персонажи Кима проходят через бесконечно повторяющийся цикл времен года самой жизни с ее искушениями, трагедиями и неурядицами и все равно возвращаются к весне.


«Самаритянка» (2004)

Старшеклассницы Ечин и Чэен копят деньги на переезд в Европу с помощью проституции. Пока Ечин охраняет номер в отеле, ее подруга занимается с мужчинами сексом за деньги. Все идет своим чередом до тех пор, пока полиция не совершает налет на квартиру Чэен и та в попытке спастись не выпрыгивает из окна. В стремлении покаяться Ечин находит всех бывших клиентов и предлагает им свое тело совершенно бесплатно, желая таким образом вернуть деньги обратно.

«Самаритянка» — это еще один шаг в эволюции Ким Ки-дука к отображению существенных общественных проблем.

Режиссер в излюбленном провокационном ключе обращается к вопросу о том, как люди все чаще склоняются к банализации сексуальности. Особенно это заметно среди молодежи, которая стремиться вырваться из мира детства и достичь статуса взрослого.


«Пьета» (2012)

Неудивительно, что, учитывая название фильма, история сосредотачивается на детско-материнской связи: в данном случае — между злобным ростовщиком-насильником и таинственной женщиной. Героиня появляется в жизни героя, утверждая, что она его мать. Ли Кан-до подвергает ее унижениям и испытаниям, но обретение семьи в конечном счете заставляет его изменить свое отношение к жизни.

Несмотря на вызывающее ужас описание, «Пьета» визуально сдержанна. Пугают здесь не крупные планы отрубленных конечностей или запекшаяся кровь, а мучительное исследование характеров персонажей, представляющих собой две сломленные души, которые обретают друг друга для того, чтобы вновь пасть.

Создав аллюзию на христианский образ Девы Марии, баюкающей безжизненное тело Христа, и воплотив эти темы в жестоком ключе, Ким Ки-дук шел на большой риск. Так или иначе, путь к праведности, по утверждению режиссера, усеян минами.