«Время риска ушло». Сценарист сериала «The Телки» — о том, что ждет российскую сериальную индустрию | Кино | Time Out

«Время риска ушло». Сценарист сериала «The Телки» — о том, что ждет российскую сериальную индустрию

Юлия Ельцова   26 мая 2022
3 мин
«Время риска ушло». Сценарист сериала «The Телки» — о том, что ждет российскую сериальную индустрию
Сериал «The Телки»

В прошлом году российский сериальный бум достиг своего пика: состоялось более двухсот больших премьер, половина из которых пришлась на стриминги. Сегодня, в условиях санкций и ухода с отечественного рынка западных гигантов, российская индустрия сериалов серьезно меняется. Time Out поговорил со сценаристом хита «The Телки» Дмитрием Абезяевым о том, что ждет российские шоу в ближайшем будущем.


Дмитрий Абезяев

Сценарист, автор сериала «The Телки»


Вопрос я бы разделил на две части. Первая о том, что ждет нашу индустрию; вторая — о том, что ждет творческий цех — например, сценаристов вроде меня. Сейчас премьерятся сериалы, которые были запущены год-два назад. С новыми ситуация неоднозначная: много проектов заморожено, но что-то продолжают снимать, какие-то еще находятся на этапе сценария. В целом, индустрия живет, хотя из-за сильного новостного фона и возникает ощущение, что она вот-вот влетит в стену.

По разным оценкам, в этом году онлайн-кинотеатры потеряют более половины выручки. Несмотря на это владельцы смотрят в будущее с осторожным оптимизмом. Они уверены, что после исчезновения западного контента у российского зрителя ожидаемо вырастет запрос на отечественный. Это значит, что окно возможностей для запуска новых сериалов станет шире.

Предполагаю, сериалов меньше не станет — возможно, их даже станет больше. Другое дело, что они станут проще и дешевле. Зачем снимать один большой сериал, если на эти же деньги можно снять три поменьше? Продюсеры больше не будут рисковать.

Из-за снижения бюджетов платформы наращивают сотрудничество с телеканалами. Если раньше на рынке появлялись сериалы сугубо для интернет-просмотра, теперь большинство новых сериалов будут изначально рассчитаны и на интернет, и на телевизор. Эта тенденция была и раньше, но теперь она станет нормой.

Из-за этого будут снимать сериалы, которые смогут охватить самую широкую аудиторию. Это, безусловно, приведет к общему «упрощению» контента: будут рулить старые добрые ситкомы, детективы и криминальные драмы. Авторских, «бутиковых» сериалов станет меньше. Время риска ушло, наступило время оптимизации.

Все это — не самая лучшая новость для нас, сценаристов. Появление стримингов пять лет назад дало нам надежду на то, чтобы вырваться из жесткой жанровой линейки федеральных каналов. Стали возможными авторские сериалы для узкой городской аудитории. В индустрию сериалов пришли лучшие режиссеры и драматурги, работавшие раньше на территории полного метра или в театре. Продюсеры, наконец, почувствовали, что смогут реализовать свои давние творческие амбиции, а сценаристы — «писать, как Netflix».

Сегодня происходит откат — сложные авторские сериалы станут редкостью. Допускаю, что они будут жить в коротких форматах веб-сериалов с хронометражом серии в 10-15 минут. Возможно, заявит о себе документальное кино, которое не так дорого в производстве, как игровое. Крупные бюджеты будут отданы большим проектам патриотической направленности — например, байопикам исторических деятелей.

Хорошая новость заключается в том, что за последние годы в России сформировались целые корпуса профессиональных кинематографистов: режиссеров, сценаристов, художников и так далее. Это значит, что несмотря ни на что уровень продакшена сериалов не упадет и будет по-прежнему оставаться высоким.