Он прискакал! Что принесет зрителям Кинотавр-2020 | Кино | Time Out

Он прискакал! Что принесет зрителям Кинотавр-2020

Клара Хоменко   7 августа 2020
7 мин
Он прискакал! Что принесет зрителям Кинотавр-2020
Главный фестиваль российского кино «Кинотавр» все-таки пройдет онлайн – хоть и в сентябре. Организаторы уже объявили программу показов, где есть место и комедиям, и артхаусным драмам, и рефлексии о девяностых, и якутской шаманке. Time Out рассказывает о 13 картинах, которые, возможно, уже совсем скоро станут украшением отечественного кинопроката — как массового, так и ограниченного.

«Вмешательство», реж. Ксения Зуева

Ксения Зуева уже претендовала на главный приз «Кинотавра» в 2017 году: ее дебют «Близкие», посвященный семейным отношениям, был очень благосклонно принят критиками, но не смог тягаться с хлебниковской «Аритмией». В центре новой картины режиссера — роман молодой девушки с врачом, который старше своей пациентки в два раза.

У «Вмешательства» сильный актерский состав: Анна Чиповская и Андрис Кейшс в главных ролях, а помимо них — Ксения Раппопорт, Дарья Екмасова и даже режиссер Иван Твердовский, который наконец исполнил мечту оказаться по ту сторону камеры. Зуева описывает свою картину как фильм-исследование свободы выбора и чувств в мире стереотипов.


«Глубже», реж. Михаил Сегал

Мы наконец-то снова увидим на экране Александра Паля. Его герой Роман оказывается последним в мире специалистом по исследованию водных глубин и узнает о смертельной опасности для всего человечества.

С таким синопсисом от фильма можно было бы ждать бурного экшена — но его снял Михаил Сегал, один из самых язвительных и «разговорных» режиссеров нашего кино. Поэтому зрителям следует ожидать от картины легкости и почти нежного удовольствия, а Сегалу от критиков — большего признания, нежели на том же «Кинотавре» с фильмом «Слоны могут играть в футбол».


«Город уснул», реж. Мария Игнатенко

Дебют выпускницы Московской школы нового кино был показан в этом году на Берлинале в рамках программы «Форум». Она предназначена для экспериментального кино, и «Город уснул» представляет собой набор классических приемов такого кинематографа: непрофессиональные актеры, косноязычный монтаж и блеклые краски.

Но это действительно неплохой способ рассказать историю моряка, который узнает о смерти любимой женщины. Не сумев примириться с потерей, он оказывается в параллельном мире, где все погружено в глубокий сон.


«Китобой», реж. Филипп Юрьев

Еще один дебют, и тоже на тему путешествия из-за любви. Только на этот раз перед нами 15-летний мальчишка с Чукотки, который в поисках своей судьбы из секс-чата отправляется через Берингов пролив аж в Детройт. Кастинг москвич Филипп Юрьев проводил в Анадыре, так что абсолютное большинство актеров в фильме вовсе не актеры.

Зато из профессионалов тут — Кристина Асмус и бельгиец Арье Вортхальтер, а также один из лучших коптер-съемщиков Игорь Волков. Сценарий режиссер писал семь лет, продюсером выступил его наставник Алексей Учитель, а внимание на фильм обратили не только отборщики «Кинотавра», но и эксперты Венецианского фестиваля. Картина вошла в программу авторского кино «Venice Days».


«Доктор Лиза», реж. Оксана Карас

Оксана Карас сняла пока только один сильный фильм — «Хороший мальчик», получивший Гран-при «Кинотавра» четыре года назад. Попытка повторить этот успех с «Выше неба» провалилась — и вот теперь Карас представляет на главном фестивале российского кино картину о Елизавете Глинке. Главную роль сыграла Чулпан Хаматова, одна из наиболее известных благотворительниц России.

Режиссер говорит, что не хотела создавать какой-то памятник — ее задачей было рассказать историю одного дня Доктора Лизы, показав ее живым человеком. Будем надеяться, что у создателей и правда получилось удержаться на тонкой грани между пафосом и сентиментальностью — в противном случае байопик, скорее всего, не удался.


«Конференция», реж. Иван Твердовский

Любимец «Кинотавра» привезет в Сочи фильм о последствиях теракта на Дубровке. В центре сюжета — женщина, которая оставила в руках террористов мужа и детей, а после не справилась с чувством вины и ушла в монастырь. Несмотря на то, что режиссер сосредоточился на переживании посттравматического опыта героини, а не на самом теракте и тем более не на его политической подоплеке, он с огромным трудом нашел финансирование для своей картины.

По словам Твердовского, для него это очень личная и тяжелая история: еще ребенком он очень остро переживал трагедию «Норд-Оста». Сценарий родился на основе воспоминаний людей, которые были в заложниках. Фильм покажут не только в России: «Конференция» вошла в конкурс авторского кино «Venice Days» на Венецианском кинофестивале.


«Кто-нибудь видел мою девчонку?», реж. Ангелина Никонова

Экранизация книги Карины Добротворской с Анной Чиповской и Александром Горчилиным в главных ролях. Здесь вообще полностью звездный состав — под стать первоисточнику, который представляет собой письма женщины к ее умершему супругу, кинокритику Сергею Добротворскому. Режиссер Ангелина Никонова («Велкам хом» и неплохой сериал «Победители») сама написала сценарий по книге, чтобы снять историю о любви и свободе.


«Маша», реж. Анастасия Пальчикова

Кино о девяностых, в центре которого в кои-то веки находится девочка. Главную героиню воспитывает тренер по боксу, по совместительству криминальный авторитет, а лучшие друзья Маши — ребята из «бригады».

Атмосфера тех лет показана через призму восприятия ребенка, который однажды вырастает — и, по словам Анастасии Пальчиковой, для нее это очень личная история, поскольку в основе сценария лежат воспоминания ее детства. Роль лидера банды и отца Маши сыграл Максим Суханов, повзрослевшую девочку — Анна Чиповская.


«Пугало», реж. Дмитрий Давыдов

Якутские картины мало кто видел — и очень жаль, потому что это по-настоящему хорошее кино. Мы особенно рекомендуем к просмотру «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой и «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова — учителя из Амгинского улуса республики Саха. Давыдов — самый успешный режиссер Якутии, его первый фильм собрал множество призов на международных фестивалях, и вот теперь его «Пугало» представлено на «Кинотавре».

Это этническая драма о женщине, которая может лечить людей, но никому не приносит счастья. В ролях, как всегда — непрофессиональные актеры и артисты республиканского театра.


«Скажи ей!», реж. Александр Молочников

Театральный режиссер Молочников когда-то снял забавный мюзикл «Мифы» — череду пародий звезд светской и кино-тусовки на самих себя. Художественной ценности в нем было немного, в отличие от иронии; даже жаль, что фильм мало понравился зрителям.

Вторая картина Александра Молочникова «Скажи ей!» высказывается на темы серьезные: имеет ли право родитель определять судьбу своего ребенка. В главных ролях — Светлана Ходченкова, Артем Быстров, Алексей Серебряков.


«Трое», реж. Анна Меликян

Любовный треугольник в исполнении Константина Хабенского, Юлии Пересильд и Виктории Исаковой. По словам Анны Меликян, идея фильма пришла к ней после того, как она углубилась в творчество Андрея Рублева и выяснила, что он первым в России убрал из религиозного сюжета абсолютно всех, кроме, собственно, трех ангелов.

Здесь то же самое: история не кажется камерной за счет множества локаций и людей, которые мелькают тенями на заднем плане, но фильм сфокусирован лишь на трех людях. Кроме того, режиссер называет в качестве источника вдохновения старое советское кино — почему-то без «Осеннего марафона».


«Хандра», реж. Алексей Камынин

Комедия о жизни в Москве может быть хорошей — во всяком случае, так говорят все, кто видел «Хандру» на фестивале «Темные ночи» в Таллине. Картина молодого режиссера Алексея Камынина рассказывает об одном дне трех друзей, которые снимают вместе квартиру в столице. Один из них, кстати, делает артхаус о маньяках, а получается комедия.

Оно и неплохо: с хорошим артхаусом в России дела обстоят более-менее благополучно, а вот хорошую комедию днем с огнем не сыщешь — тем более на «Кинотавре».


«Человек из Подольска», реж. Семен Серзин

Пьеса Дмитрия Данилова — это абсолютный театральный хит, так что ее превращение в фильм было только делом времени. Правда, адаптация будет несколько отличаться от первоисточника, но это нормально.

Философские беседы в полицейском участке сыграют Виктория Исакова, Владимир Майзингер и лидер группы OQJAV Вадим Королев. Для одного из самых интересных театральных режиссеров Петербурга Семена Серзина «Человек из Подольска» станет дебютом в кинематографе вообще и на «Кинотавре» в частности.