Бесконечная комедия: 5 причин всеобщей любви к Вупи Голдберг | Кино | Time Out

Бесконечная комедия: 5 причин всеобщей любви к Вупи Голдберг

Роман Волынский   13 ноября 2022
5 мин
Бесконечная комедия: 5 причин всеобщей любви к Вупи Голдберг
Фото: legion-media.ru

13 ноября главной хулиганке Голливуда исполняется 67 лет. Юмористический поезд Вупи Голдберг и не думает останавливаться — и сейчас она продолжает писать, играть и озвучивать, а также готовится к съемкам в третьей части легендарной франшизы «Сестричка, действуй». Time Out собрал 5 причин того, почему Голдберг смогла добиться успеха в кино.


Удача — помощница Голдберг

Кадр из фильма «Цвета лиловых полей»

В начале 80-х Вупи Голдберг училась в театральной мастерской и потихоньку ставила свой моноспектакль, в котором рассказывала трагикомические монологи от лица пяти людей. Тогда-то ее и заметил прославленный американский режиссер Майк Николс, автор «Выпускника» и «Кто боится Вирджинии Вулф?». Растроганный выступлением Голдберг, он помог ей поставить спектакль на профессиональные рельсы и открыл девушке двери на Бродвей.

Уже в 1985 году Голдберг записала свой первый спешл — «Вупи Голдберг: прямо с Бродвея». Многие считают его лучшим перфомансом Вупи за всю карьеру — смесь классической стендап-комедии и чувственных рассуждений на социальную проблематику.

Удача вцепилась в актрису. Спектакль увидел Стивен Спилберг и пригласил ее на главную роль в масштабной ретро-мелодраме «Цветы лиловые полей» (1985).

Американские критики сразу же отметили прекрасный дебют. Вупи Голдберг сыграла драматическую роль точно и тонко и, что самое главное, раскрыла один из главных своих талантов — мастерскую пластичность. Ей удалось исключительно за счет «малозначительных» движений и мимики создать драматическое эмоциональное напряжение и тем самым расположить к себе зрителя.

Кадр из фильма «Богус»

Перевоплощение — оружие Голдберг

Кадр из фильма «Алиса в стране чудес»

Если верить высказыванию, что актерское мастерство оценивается по умению переходить из одного образа в другой и разнообразию ролей, то не удивительно, что Вупи уже в Бродвейском шоу проявила себя как талантливая лицедейка. За 50 минут ей удалось убедительно вжиться в шкуры маргинального наркомана, невротичной девушки-тинейджера, семилетней девочки, домработницы с Ямайки и меланхоличной девушки с инвалидностью. В дальнейшем это умение Вупи активно использовали режиссеры и сценаристы: например, в фильме «Сестричка, действуй!» обстоятельства заставляют ее вступить в ряды монашек.

Зритель, знакомый с ее творчеством, получит особенное удовольствие от таких метаморфоз, так как сразу же вспомнит монолог из ее спектакля, где она обзывает монашек пингвинами. Да и вообще, Вупи в «правильных» образах неминуемо добивается комического эффекта.


Эксцентричность — главная черта Голдберг

Кадр из фильма «Сестричка, действуй 2»

Некоторые периоды жизни Вупи отразились на ее актерской карьере. В детстве Голдберг не боялась показаться «иной»: когда ее пучило в общественном месте, она спокойно выпускала газы, за что сверстники прозвали ее «подушкой-пердушкой» (whoopee cushion). Однако в юношеские годы Голдберг оказалась на задворках общества, примкнула к маргинальным хипповским кругам, в которых запрещенные вещества разной степени тяжести заменяли пищу. Благодаря счастливому случаю, она встретила активиста организации «против наркотиков» и по совместительству своего будущего мужа, который помог девушке встать на ноги и устроиться в мастерскую.

Неудивительно, что одна из самых убедительных ролей Голдберг случилась в фильме Андрея Кончаловского «Гомер и Эдди». В нем она сыграла вместе с Джеймсом Белуши и исполнила роль психически неуравновешенной маргинальной бандитки Эдди. Под стать своему «бродвейскому» персонажу — наркоману, — она раскрывает героиню постепенно: сперва выпускает всех эксцентричных демонов, а потом добавляет к исполнению трогательную и трагичную историю.


Наряды — то, без чего нельзя представить Голдберг

Кадр из фильма «Привидение»

Один из самых запоминающихся моментов в культовой мелодраме «Привидение» (1990) — сцена, в которой Ода Мэй в исполнении Вупи обналичивает в банке чек на сумму 4 млн долларов, а герой Патрика Суэйзи, уже будучи призраком, стоит за ее спиной и нашептывает указания. Сцена комична и прекрасна не только из-за профессиональной и слаженной работы актеров, но и за счет пестрого и неуместного наряда, который показался Оде Мэй «лучшим» для этой банковской аферы. Казалось бы, задача проста — слиться с большинством. Однако в этом и состоит особенность Голдберг — она всегда ненамеренно, но действует от противного.

Эксцентричные наряды ей к лицу — они подчеркивают колоритность и размашистость характера Голдберг. Вспомните начало фильма «Сестричка, действуй!» — напористость и задиристость ее персонажа сложно представить без того яркого, китчевого костюма.


Убежденность — сила Голдберг

Кадр из фильма «9/11»

Смелость и прямолинейность — не просто экранные качества. Их она воплотила, например, в фильме «Цвета лиловых полей», где ее героиня обрела духовную независимость, усмирив своего мужа тирана, или «Компаньоне» — в этой картине она лихо проучила весь мужский Уолл-стрит, показав своим примером, что женщины ничуть не хуже мужчин разбираются в финансовых делах.

Вупи Голдберг и в реальной жизни ведет активную общественно-политическую деятельность за права меньшинств. Ее портрет неоднократно появлялся на обложках феминистских журналов, а она сама — на уличных протестах в Нью-Йорке с плакатами в руках.

Возникает ощущение, что Вупи Голдберг — пример актрисы, чьи киноработы целиком и полностью складываются из нее самой, из собственного опыта и характера.

Какую роль не возьми — а их у Голдберг много, — вы везде увидите активно жестикулирующую, бойкую и прямодушную женщину, которая не боится выбиться из общего орнамента.

Кадр из фильма «Богус»