Все про сериал «Школа» | Кино | Time Out

Все про сериал «Школа»

  5 февраля 2010
39 мин
Все про сериал «Школа»
Сериал расколол общество на два лагеря и одновременно объединил нацию в одной полемике. Time Out сел за парту и изучил этот странный феномен.

Как ты думаешь, кто лучше играет — Маслодудов или Белов?» — совершенно без иронии спросила в «Фейсбуке» знакомая, которая еще пару месяцев назад хвастала, что живет без телевизора. Выяснилось, что она плотно «сидит» на «Школе», поэтому до полуночи звонить ей бессмысленно. Феномен «Школы» не только в том, что сериал снят будто взбесившейся и убежавшей от оператора камерой. И не в том, что учителя показаны взяточниками, а старшеклассники — совратителями учительниц со скучной семейной жизнью. Феномен «Школы» в том, что и манера съемки, и сюжет, и ощущение «как в жизни» преподнесли российским зрителям то, чего они так долго не получали от телевидения — ощущение правды.

Как только началась «Школа», подростковые мыльные оперы вроде «Ранеток» и «Папиных дочек» мгновенно показались дамами в чепцах из XIX века — настолько старомодно и наивно они выглядят. В эпоху, когда люди перестали смотреть телевизор, потому что там, как в советское время, везде идут одни и те же новости, сериал вдруг стал реальнее реальности и отнял у новостей их функцию — показывать жизнь такой, какая она есть. Поэтому нежелание Валерии Гай Германики делать «постановочное» кино выглядит не эстетическим капризом, а единственной возможностью встряхнуть людей и заставить их посмотреть на проблемы по-новому.

Кризис вытащил народ из кредитно-потребительской дремы и показал, как зыбки деньги, карьера и невыносимая легкость шопинга. В воздухе запахло началом 90-х годов: когда у людей нет работы и не на что потратить, они начинают думать и… смотреть телевизор. Добро пожаловать в мир «после “Школы”».

Кто есть кто в «Школе„

Главные герои и их взаимоотношенияПодробнеe…


Все “ЗА„ и “ПРОТИВ„

Генеральный директор “Первого„ Константин Эрнст и продюсер сериала Игорь ТолстуновПодробнее…


10 вещей, которым нас научила „Школа“

и все культурные события. которые нас к “Школе» привелиПодробнее…

Кто есть кто в «Школе»

СХЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Илья Епифанов (актер Алексей Литвиненко)

Илья Епифанов (актер Алексей Литвиненко)

Новичок в классе, мальчик, рождающий конфликты и побеждающий в них. Провокатор, умело манипулирует другими людьми. Но унизить способен только подонка. Умен и талантлив. Тонкий психолог. Не обижает более слабых и не совершает подлостей. Считает себя на голову выше одноклассников. Самолюбивый, но не самовлюбленный, противоречивый, способен к самоиронии. Рано понял, что правда — иногда бывает самым мощным оружием. И вовсю этим пользуется. Может стать неформальным лидером класса, хотя, по сути, — не стадный человек. Любит мать, которая больна раком. Всячески старается ее поддержать и помочь. Собрал денег на операцию, но скрывает это от нее — не хочет ненужных вопросов. Пытается уговорить врачей не говорить матери, что именно он оплатил операцию. Влюблен в Будилову.

Алексей Литвиненко, 22 года
Родился в Омске, закончил Щепку. Артист театра Романа Виктюка. Хотел сначала отказаться от съемок, но после звонка Эрнста Виктюку, был отпущен на съемку. И сейчас играет три роли в спектакле Эренджи («Ромео и Джульетта»).
О герое. Я считаю, что это герой нашего времени, эдакий современный Сергей Бодров. Он производит впечатление человека над жизнью, но это не так. Мой Епифанов — достойный человек, может за себя постоять. И многие его поступки, которые на первый взгляд могут показаться жестокими, на самом деле хорошо мотивированы. Он любит честных и достойных людей. Готов устраивать судьбы других, если считает, что это пойдет им на пользу. Например, очень удачно сводит Соню, классную дурнушку, с мальчиком и девочка буквально преображается. Остро чувствует фальшь. Когда Вадик станет скинхедом, готов будет наехать на него танковым катком.
О школе. Наша омская школа была еще круче. Дрались, уже помню по каким причинам. Так что наш сериал по сравнению с ней — институт благородных девиц просто.
О родителях. У меня потрясающие родители, молодые и продвинутые. Они прекрасно меня воспитали. Уделяли мне много времени. Когда попал в театральную студию, несколько раз хотел уйти, но мама отговаривала. Вернее нет. Она со мной просто разговаривала, и в результате я всегда принимал правильные решения. Может это иллюзия, что у меня был выбор, и решения за меня принимали все-таки родители, но это ведь и есть показатель хорошего воспитания, когда тебе кажется, что именно ты отвечаешь за все свои решения. Я и спортом много занимался, благодаря родителям — в хоккей играл серьезно и в теннис.

Сергей Королев (актер Сергей Белов) и Ольга Будилова (актриса Анна Шепелева)

Ольга Будилова (актриса Анна Шепелева)

Признанная в классе красавица. Пытается быть роковой стервой и лидером в классе. Делает все, чтобы раскрутиться именно в этом качестве. О себе, ну-у очень высокого мнения. Тем не менее, боится, что кого могут посчитать лучше и круче. Поэтому всех подозревает. Обладает патологической тягой к флирту и позе, в основе которого конфликт с матерью, такой же профессиональной красавицей, но в отставке. Никого не любит, но хочет всем нравиться. Мальчики в ее присутствии тушуются, чувствуют в ней сильное женское начало, темное и притягательное. Однажды один из школьных поклонников совершит из-за нее попытку самоубийства. Носит вызывающе короткие миниюбки.

Анна Шепелева, 22 года
Родилась в Оренбурге, закончила ГИТИС
О роли. Сначала меня пробовали на Иру Шишкову — это мой антипод. И конечно, я лично больше на нее похожа. Моя героиня сейчас уже мне нравится. А разве может быть по-другому, ведь мы с ней существуем в одном теле. Хотя я никогда не думала, что меня могут пригласить на такую роль. В жизни я шатенка, но когда мне покрасили волосы в рыжей цвет, я моментально сроднилась с ролью рыжеволосой стервы.
О школе. Я училась в самой обычной школе и у нас, конечно, были похожие ситуации. Покажите мне школу, в которой хорошая девочка не влюбляется в плохого мальчика?
О Германике. Мне очень интересно было поработать с Германикой, потому что Лера бесспорно снимает не как все.


Сергей Королев (актер Сергей Белов)

Мальчик из благополучной семьи, на спор пытается соблазнить учительницу физики, для него шок, когда он узнает о ее романе со своим отцом. Пытаясь спасти семью, совершает кучу совершенно непредсказуемых поступков. Например, по совету Епифанова начнет шантажировать обоих и станет невольным виновником разлада между родителями.


Сергей Белов, 24 года

Родился в городе Александров, Владимирской области, закончил ВГИК, мастерскую Баталова, работает в Московском ТЮЗе.
О герое. Его желание во что бы то ни стало сохранить семью — понятно. Он борется за свое счастье, тепло, уют, дом, очаг. Значит ему не все равно, он страдает. Понимая, что родителям не до него, мог бы решать свои подростковые желания и требовать, что угодно у своего состоятельного отца — новый компьютер или даже машину. Но, даже столкнувшись с бедой, он все-таки остается нормальным человеком.<br/ > О школе. Я учился в школе с углубленным изучением английского языка, а параллельно занимался в театральной студии. Я точно знал, чем буду заниматься в дальнейшем, так что жизненные приоритеты у меня были расставлены правильно. Я был обычным провинциальным дворовым подростком, рос во дворе. Хотя были у нас и чисто пацанские разборки, кто на кого как посмотрел, что сказал. Но я не очень-то принимал в этом участие.

Аня Носова (актриса Валя Лукащук) и Ира Шишкова (актриса Наталья Терешкова)


Аня Носова (актриса Валя Лукащук)

Страстная, экзальтированная, непредсказуемая, поэтому трудная и опасная для школы девочка. Внучка бывшего классного руководителя 9-А, который находится при смерти в больнице: кто-то подсунул ему фотки обнаженной Ани, выложенные в Интернете. Живет с бабушкой и дедушкой. Последние два года училась дома, якобы в связи с тяжелой болезнью — на самом деле жертва дедушкиной гиперопеки. Запертая в четырех стенах, Аня нашла в Интернете источник познания жизни. Общалась под ником Марла и не думая о последствиях выложила свои ню-фотографии. Болезнь деда, ее защитника и тирана, освобождает девочку, а знакомство с Епифановым, в которого она влюбляется, заставляет ее вернуться в школу. Став эмо и радикально преобразившись она вновь садится на парту. Но найти взаимопонимание с одноклассниками не получается, тем более кто-то распространил в школе ее фотки.

Валя Лукащук, 21 год.
Выпускница ВГИКа, мастерская Владимира Грамматикова. Из-за отсутствия работы, находилась в депрессии, и случайно встретила на улице Германику, у которой снималась в маленьком эпизоде в картине «Все умрут, а я останусь».
О героине. Моя героиня, на самом деле очень хорошая! И страшно несчастная. Кроме того, она не человек стаи, многое делает просто потому, что не хочет быть как все. Два года ей доказывали, что она тяжело больна, а на с самом деле — ее мать залетела в школе, как раз в возрасте Ани. Вот дед и решил обезопасить и себя и внучку. Его, конечно, можно понять. С другой стороны вместо того, чтобы запирать ее в четырех стенах, можно было просто поговорить по-человечески. Она умная, она бы поняла и вероятно, стала бы меньше глупить. Ей хотелось быть просто ребенком, ходить со своими сверстниками в школу, и общаться не со стариками, а с одноклассниками. Она мучительно проходит эту стадию поиска себя — отсюда и Интернет и фотки эти дурацкие. В этом возрасте дети должны иметь право на ошибки, они должны сами набивать себе шишки и узнавать жизнь в реальности, а не в виртуальном пространстве. Когда в школе от нее все отвернутся, она поймет, что ближе деда с бабушкой у нее никого нет.
О своей школе. Играя эту роль, я вдруг поняла, что возмутило учителей — наркотики, алкоголь, отношения мальчиков и девочек — происходят на самом деле не на уроках, а в коридорах, на переменах и на улице, в школьном дворе. Вот учителя и не знают ничего. Или делают вид, что для них это какое-то откровение. Моя школа — это и проба алкоголя, дискотеки, драки. Правда, с учителями у меня лично было полное взаимопонимание, я до сих пор с ними дружу. Я была творческим человеком, участвовала в самодеятельности, в концертах, мне многое за это прощали. У меня есть сестра-двойняшка — полная моя противоположность. Так вот, если меня тянуло на дискотеки, хотелось общаться с мальчиками, ей все это было не интересно. И конечно, «школы» у нас были совершенно разные, хоть мы и учились в одном классе.
Об имидже. Я красилась, ярко красилась, носила цветные колготки и гетры, когда поступала в институт, меня даже просили смыть косметику. Правда, ни к какой культуре себя не причисляла и не была ни эмо, ни готом. Но я довольно неплохо изучила эту культуру и даже советовала костюмерам, как именно должна одеваться Аня Носова, приносила из дома свои вещи. Сегодня это прошло и на улицах меня конечно не узнают. Хотя до сих пор в яркой косметике чувствую себя более уверенно, хотя в повседневной жизни стараюсь не краситься.
О родителях. Мои родители воспринимают сериал просто буквально. Они даже спросили меня: «Валя! Неужели, если с нами что-то, не дай Бог, случится, ты будешь так же себя вести, кричать «подыхайте!», «провалитесь»? Я им отвечаю: «Да что вы, я же вас люблю. Да и героиня моя любит дедушку и бабушкой, вспомните, как она рыдала у деда в больнице, когда все думали, что он умирает».

Ира Шишкова (актриса Наталья Терешкова)

Воплощение обаяния и женственности. Хорошая, умная, добрая девочка. С пяти лет серьезно занимается не престижными народными танцами, что часто служит поводом для насмешек. Обладает легким нравом, к ней не прилипают гнусные прозвища и сплетни, а мальчишки в ее присутствии перестают кривляться. У нее отличные родители и прекрасные отношения в семье. Мама даже сказала дочери, где лежат презервативы, когда поняла, что та влюблена. На первый взгляд — девушка без недостатков. Но в ней сильно развито стадное чувство. Она легко соглашается попробовать наркотики, поверив, что ВСЕ это пробуют. Влюблена в Леху Огурцова, самого взрослого мальчика в школе, который все время тусуется со старшими. Он отвечает ей взаимностью и буквально терроризирует ее своим вниманием. Но в отношениях Шикшкова не позволяет себе ничего лишнего и ведет себя правильно.


Наталья Терешкова, 24 года

Родилась в городе Барановичи в Белоруссии, закончила Ярославский государственный театральный институт. Пробовалась сначала на роль Носовой.
О героине. Мне очень нравится моя героиня, у меня возникла с ней «химия». Хотя изначально я представляла ее изначально как «девушку с характером», а оказалось, что она скорее добродушный теленок, который резво побежит за всем стадом кушать вкусную травку. У нее нет собственного мнения, и даже в одежде она копирует окружающих. Она влезет в мини-юбку, но не потому, что ей это нравится, а потому что так ходит главная школьная красавица Будилова. Она тоже, как и все герои, неоднозначная, просто ей больше повезло — у нее семья хорошая.
О детстве. Мама специалист по индивидуальному пошиву обуви, но по специальности не работала, вышла замуж по любви, уехала в маленький городок и устроилась нянечкой в детский сад, в который и водила дочку. Папа инженер оставил семью, когда Наташе было 9 лет.
О школе. Я сталкивалась в школе с теми же проблемами. У меня не складывались отношения с одноклассниками, я не могла за себя постоять. Мы жили бедно, одевалась я плохо, а школьники жестокие — таких не любят. Я не смогла этого выдержать и поменяла школу, хотя училась в классе с углубленным изучением английского языка. В новом коллективе, слава Богу, у меня появился шанс начать все с нуля. Родители купили мне одни-единственные джинсы, как говорится, я стала похожа на человека, почувствовала себя увереннее. И пошла в театральную студию.
О работе. После института я должна была поехать в эстонский драматический театр, но началась эта история с памятником, усилились националистические настроения, и ничего получилось. Но в Москве моя карьера тоже пока не сложилась. Я совершенно не умею показываться, то есть продавать себя. Я умею работать. В одном театре я например, читала отрывки из моноспектакля, который хотела играть. Так мне предложили найти режиссера, поставить спектакль на свои деньги, а они готовы взять его в репертуар. Когда тебя стараются так использовать — это, мне кажется не прилично. В другом театре режиссер откровенно предложил отношения и постель. В третьем, не подошел мой типаж. Но ведь надо быть оптимистом?

Миша Дятлов (актер Константин Пояркин) и Леха (актер Игорь Огурцов)


Миша Дятлов (актер Константин Пояркин)

Он одиночка, не хочет быть в стае. Дружит с Епифановым, потому что тот тоже одиночка. Не прикалывается над общими шутками, часто дебильными. Довольно точно оценивает одноклассников, не строит иллюзий. Очень положительный парень, но со своими тараканами. Влюблен в Аню Носову. В какой-то момент начинает за ней «маньячить» —терроризирует ее. Девочке даже в голову не приходит, что преследующий ее маньяк — это … Это именно он подкинул фотки обнаженной Носовой ее деду.
<br/ >
Константин Пояркин, 22 года

Родился в Чите, закончил Щепку, артист Нового драматического театра на ВДНХ. Занят в четырех спектаклях.
О герое. Мне мой герой близок в первую очередь тем, что он всех старается понять, поставить себя на место другого, сам избегает конфликтов, но и не закрывает на них глаза. И в этом смысле многим взрослым есть чему поучиться у этого парня. Он очень положительный и спокойный, и я до сих пор не могу понять, почему сценаристы решили, что это именно он подкинул фотки обнаженной Ани ее деду. Я не понимаю, какой ему с этого профит? Он не мог хотеть смерти деда — не такой у него характер. Он, конечно, заинтересован в том, чтобы Аня ходила в школу, но ведь он не мог предугадать, что именно так и получится. Может, он хотел, чтобы дед повлиял на внучку?
О жизни и Москве. Я посмотрел фильм Германики «Все умрут, а я останусь», вышел из кинотеатра, и у меня с глаз как будто спала пелена: я увидел эту жизнь, подростков курящих, сосущих пиво и коктейли из банок возле метро, мат, на который раньше не обращал внимания, вызывающую одежду, броскую косметику, дебильный смех без повода. И самое главное — полное равнодушие — их по отношению к миру и мира по отношению к ним. Я как будто очнулся от сна, даже странно, что раньше я этого не видел. Я просто ужаснулся. Я не ханжа — пить, курить и материться взрослым людям по большому счету не возбраняется, но можно делать это цивильно… а можно встать на путь превращения в быдло. Страшно, когда в быдло превращаются подростки. Мне захотелось что-то изменить. Я точно понял, что постараюсь «не упустить» своих детей, и сделаю все, чтобы найти с ними общий язык.
У нас в Чите народ совершенно другой. Нет такого равнодушия, как в столице. Если человек упал на улице, никто не пройдет мимо, постараются помочь. И драку постараются разнять, а не закрыть на нее глаза. А здесь равнодушие норма жизни.
О своей школе. Я учился в очень хорошей школе, тем не менее, у меня в классе учились скинхеды, которые ходили «на охоту», то есть отлавливать и бить китайцев. Но по-человечески, по отношению к одноклассникам они были вполне приличные ребята.

Леха (актер Игорь Огурцов)

Десятиклассник, которого тянет к 9-классникам, потому что с ними он чувствует себя жутко крутым. Признанный ловелас. Хотел, походя, приобщить Иру Шишкову к своему донжуанскому списку, но долго не мог найти к ней подхода, а тем временем дико в нее влюбился. Для самоутверждения переспал с более понятной для него Будиловой.


Игорь Огурцов, 17 лет

Родился в Москве, ученик 11 класса, сын артиста Алексея Огурцова, которому, кстати, в сериале тоже нашлось место — он сыграл роль тренера.
О себе. Съемки в «Школе» — это конечно, хорошо, но мне надо думать о будущем, получать профессию. Рассматриваю три варианта: театральный институт, военное училище (ракетные войска) и факультет звукорежиссеров — у меня неплохой слух.
О герое. Я играю вроде бы отрицательного персонажа — ему все по барабану, он любит только себя, и заступаться в этой жизни ни за кого не будет. Ну, разве что за Ирку Шишкову. Значит, ничто человеческое ему не чуждо, и не такой уж он и отрицательный. Оказывается, он способен на большое чувство. Он совершенно не похож на меня… Хотя я тоже люблю подраться. И если на меня наезжают, в сторону не отойду.
О сериале. Это история о всеобщем пофигизме — детей, родителей, учителей. Причем дети виноваты в этом в последнюю очередь. Родителям неохота вникать в детские проблемы — лишь бы домой пришел во время. Учителя не любят свою работу, им лишь бы на уроке было тихо. И тем и другим — все время некогда. Вот подростки и начинают самоутверждаться. О себе. Мне в этом смысле повезло: мои родители как-то очень тонко дали мне понять, что они — мои друзья, а не враги, а любые проблемы лучше спокойно обсудить. Мы научились понимать и ценить друг в друге личность. А настоящая личность никогда не страдает пофигизмом.

Вовец (актер Антон Чечевичкин) и Соня (актриса Надежда Иванова)

Вовец (актер Антон Чечевичкин)

Тихоня на первый взгляд. Но старается заявить о себе и пробиться в классную «элиту». Поэтому часто возникает ощущение, что он лезет не в свое дело. Но Епифанов пока его не признает, как личность, относится к нему со стебом. Увлекается музыкой, он намерен добиваться успехов именно на музыкальном поприще. И ведь добьется! Сейчас забивает на предметы, которые ему в будущем не пригодятся.

Антон Чечевичкин, 20 лет
Родился в городе Балаково, Саратовской области, учится в РГСУ, занимается музыкой и в дальнейшем собирается заниматься творчеством.
О Германике. Я смотрел фильм Германики «Все умрут, а я останусь», но он меня не зацепил, и пересматривать его я бы не стал. Это картинка жизни, ну и что? Не будете же вы в течение полутора часов показывать просто как льется дождь. И «Школа» — та же картина жизни. Кинематограф — это ведь искусство, а никакой глубокой философии здесь нет. Хотя мне лично сегодня очень интересна тема одиночества.
О родителях. Отец строитель, мать библиотекарь. Хотя по образованию медик, но после моего рождения, оставила работу и занялась моим воспитанием. Потому что помогать было некому. Бабушка всегда ужасно не довольна, когда ей меня подкидывали.
О школе. В школе я тоже был тихоней, меня не признавали. Но в отличие от своего героя, оставался самим собой и никогда не лез в стаю. Был скорее не популярным отшельником. Ничем особо не увлекался, скорее, бездарно тратил свою жизнь. Домашние задания не делал, вечерами сидел дома и изнывал от ничегонеделанья. Не пил и не курил.
О неточностях в «Школе». Например, деньгами взятки в школе давно никто не берет. Мой учитель (специально не называю его фамилию, ему еще работать) рассказал, что недавно директор купил новую машину. А в школе учится мальчик, чей папа владеет сетью бензоколонок в городе. Так вот директор заправляется всюду бесплатно и потом ругает учителей, которые ставят этому пацану плохие отметки, мол, они не могут найти правильный подход к этому дебилу. Когда я учился, попадание в «хороший класс» зависело от того, купят мои родители в школу телевизор, или нет. С алгеброй у меня всегда были проблемы, но хорошие оценку я получил за хорошие ворота на даче у педагога… Так что борзыми щенками теперь берут.
О музыке. Так же как Вован сейчас я увлекаюсь музыкой, потому что именно музыка неоднократно вытаскивала меня из депрессии. Обожаю группу «Бон Джови», потому что они меняются с возрастом и не мумифицируются.
О родном городе. Народ во всей Саратовской области отличается вопиющим бескультурием, хотя и бывают редкие исключения. Но приезжаешь в Саратов, выходишь на вокзале и видишь этих прохожих. «Есть ли что отжать?» — читается в их взглядах. Криминал на криминале.


Соня (актриса Надежда Иванова)

Классная дурнушка, отстой. Тихоня. Сначала сидела на первой парте и ковыряла в носу. Неряха. Но после того, как Епифанов сказал, что она нравится одному мальчику, преобразилась. С ней никто не хотел дружить, Будилова над ней откровенно смеется. Немножко не от мира сего, хотя на самом деле тонкий и душевный человечек. Пишет стихи и ведет дневник, который, наверняка, в какой-то момент станет достоянием всего класса. Но после того, как Епифанов сказал, что она нравится одному мальчику, преобразилась.

Надежда Иванова, 20 лет.
Родилась на московской окраине, в Марьино. Студентка Щуки.
О героине. В жизни я полная противоположность своей героине — яркая и общительная, изгоем никогда не была. В институте педагоги видят во мне острохарактерную героиню, говорят, я очень темпераментная. И Лера часто поначалу говорила, что я выхожу из образа. Вообще Германика не хочет, чтобы мы вообще играли. Требует нашего существования в образе. Это очень отличается от того, чему учат нас в институте.
О школе. Училась я в Марьино, в школе, в которой работала моя мама-учительница. Я была девочкой театральной, у меня было свое дело, я знала, к чему стремлюсь. Но были у нас и драки, и стрелки, и разборки, и на дискотеках мы выпивали, и «Скорые» потом приезжали. Но я до сих пор не могу понять, нужно ли это показывать.
О реакции на сериал. Меня радует, когда маленькие девочки пишут Вале Лукащук, которая играет Носову: «Зачем ты так плохо обращаешься с бабушкой?» Значит, наше кино кого-то делает лучше? Моя мама сейчас перешла в другую школу и работает в центре. Конечно, на нее ополчились коллеги, мол, зачем ее дочь участвует в таком проекте? Они считают, что таких школ не бывает — но ведь, если у них не такая школа, это не значит, что мы показываем неправду? Мама очень переживает. А я удивляюсь, что есть люди, которые даже не догадываются, что в современной школе есть такие проблемы. Кстати, в нашем сериале все как в жизни — самые положительные могут оказаться мерзавцами, а те, кого никто не любит, проявят себя очень здорово.

Вера (школьница Дарья Русакова), Тимур (школьник Михаил Исаханов) и Вадик Исаев (актер Алексей Маслодудов)

Вера (школьница Дарья Русакова)

Типичная отличница, мать которой спит и видит ее золотой медалисткой и ради этого готова давать учителям деньги, а потом ими шантажировать. Девочка ее боится, и на самом деле очень одинока. Принципиальная и ранимая.


Дарья Русакова, 16 лет

Родилась в Москве, ученица 11 класса
О школе. Школа — это очень жестокая среда со своими законами и группировками. Моя героиня сначала была мне не очень близка, потому что сама я никогда не была отличницей — скорее хорошисткой, хотя и тройки случалась. Но в моем классе учится одна девочка — которая как с первого класса впряглась в «отличницы», так до сих пор и тянет эту лямку. Я за ней много наблюдала. Работа в этом сериале мне помогла, я ведь собираюсь поступать в театральный институт. И Лера очень много дает, ее надо понимать и все. И впитывать как губка.
О сериале. Ученики моего класса смотрят сериал и узнают себя. Хочется верить, что родители тоже себя узнают. Это ведь так естественно думать, что твой ребенок — самый лучший, прощать ему все и на все, что может насторожить, просто закрывать глаза. А мы — разные — в школе одни, дома — другие, на улице третьи. Среда диктует свои условия. И школьники как никто в нашем обществе умеют мимикрировать — быть такими, какими хотят их видеть окружающие. Можно ли сделать так, чтобы всюду им хотелось быть хорошими.? Вот вопрос. И зависит это в первую очередь от взрослых. Им надо открыть глаза, увидеть действительность и попытаться что-то изменить.

Тимур (школьник Михаил Исаханов)

Аварец по национальности, родом из Махачкалы (Дагестан).
Попал в класс благодаря тому, что его мать много лет усердно работает главным поваром в школьной столовой. Тихий, заторможенный мальчик, считается не очень умным. Одноклассники посмеиваются, что мать все время старается впихнуть в сына добавку. Когда Исаев обвиняет мать в воровстве, а его самого называет «черножопым» — преображается — «своих надо защищать» и поставлять вторую щеку не собирается.
<br/ > Михаил Исаханов, 15 лет
Родился в Тбилиси, но всю жизнь прожил в России, в Ростове-на-Дону.
О герое. Конечно, мой герой от меня сильно отличается — живет в коммуналке, мать воспитывает его одна, в нужде, старается лучший кусок отдать сыну и он этого стесняется. Такой тихий, даже забитый мальчик. Я же рос весельчаком, в полноценной семье, где меня любили и уделяли много времени. Но я прекрасно понимаю Тимура, который защищает свою мать. У нас вообще принято уважать старших. И понятно, что немотивированная агрессия Исаева, вызывает бурю в Тимуре — он защищает свою честь и просто не имеет права поступить по-другому.
О школе. Я учился в нескольких школах. Не был отличником, потому что просто редко бывал в школе — занимался в школе моделей. Трудным подростком тоже не был. Но учителя меня понимали и поддерживали. И с национальными проблемами я не так чтобы сталкивался на каждом углу. Но я знаю, что они существуют и закрывать на это глаза недопустимо.

Вадик Исаев (актер Алексей Маслодудов)

Мальчик из семьи алкоголиков. Отец для него не авторитет. К тому же ему приходится заниматься младшим братом. Волк-одиночка. Попытался найти себя друга, но ничего не получилось. Учитель географии. Умело подогревает его расистские и националистические настроения. Становится скинхедом.

Алексей Маслодудов, 25 лет
Родился в Саянске, закончил Иркутское театральное училище. Работает в Театре.dok.
О герое. Мой герой совершенно не похож на меня. Я толерантный и терпимый человек, проблемы национальностей у меня не существует. Но мне интересна сама эта проблема — откуда берутся эти скинхеды, что ими движет, а кто манипулирует. Самое главное, что никакой собственной философии у моего героя нет. Парень знает, что институт ему не светит, и думает, что защитить себя можно только с помощью силы. На нем лежит большая ответственность за брата, он запутался, не в силах самостоятельно разрулить свалившиеся на него проблемы — ни эмоционально, ни физически. Тем более, что все подозревают, что именно он украл у одноклассницы деньги. Образ скинхеда ему навязывает общество в лице учителя географии. По большому счету для него это не больше, чем игра, но когда он столкнется с тем, чем на самом деле занимаются скинхеды — ужаснется.
О школе. Хорошо, что она прошла, второй раз войти в эту реку очень бы не хотелось. В 90-ые годы не было ярко выраженных каких-то молодежных течений — ни готов, ни эмо, ни скинхедов. У нас в школе не было ни особо богатых, ни особо бедных. А других проблем хватало. Все пытались самореализоваться, и многие это делали за счет других. Были и разговоры по понятиям и дворовые разборки. Каждый старался метить свою территорию, и бороться за лидерство в классе. Иногда достаточно кроваво. Ценилась сила и умение разговаривать на дворовом жаргоне.

Наталья Николаевна (актриса Александра Ребенок), Олег Семенович Привольнов (актер Сергей Кагаков) и Валентина Харитоновна Мурзенко (актриса Елена Папанова)


Физичка — Наталья Николаевна (актриса Александра Ребенок)

Обаятельная и современная. Старшие считают ее ветрихвосткой. Вышла замуж еще в пединституте. Муж Леша — программист, слишком много времени проводит за работой, не замечая, что теряет свою соблазнительную жену. Дети ее обожают. А она с удовольствием с ними заигрывает. Но именно она предаст своих любимцев: в трудную для 9-А минуту проявляет малодушие, встанет на сторону педсовета и потеряет авторитет учеников.

Александра Ребенок
Родилась в Москве, закончила Щукинское театральное училище, работает в «Театре.dоc».
Играет в спектаклях «Жизнь удалась» и «Синий слесарь», а в «Актовом зале» проекта FAБRИКА — «3-я смена».
О себе. Первый шок связанный с этой ролью — меня постригли и из блондинки сделали брюнетку. А это здорово меняет мироощущение. Моя героиня — из плеяды новых педагогов, которые пытаются найти с учениками общий язык. Да и по возрасту они ей ближе, чем старшие коллеги.
О школе. В старших классах я училась в воспитательном комплексе Галины Вишневской. Актерское мастерство там преподавала Наташа — эта женщина открыла нам глаза на мир, давала книги, которые не положены по школьной программе, вместе с ней мы облазили всю Москву. Мы старались подражать ей во всем — в одежде, речь и мировоззрении. Она действительно стала нашей старшей подружкой.
О своей героине. К работе над ролью я подошла ответственно, как и положено фанату «Новой драмы». Вызвонила в спальном районе школу, в которой работают две молодые учительницы, приехала знакомиться, смотрела, как они ведут уроки и общаются с учениками. Даже на камеру снимала. Мы много разговаривали, и одна из них даже призналась, что у нее был роман с 11-классником. Моя Наталья Николаевна не переступит эту черту. Правда, у нее роман с отцом одного из учеников. Но это не любовь. Моя героиня слаба, несовершенна и совершенно не опытна. Вдруг появляется состоятельный красивый спонсор школы, который оказывает ей знаки внимания, дарит подарки и водит в дорогие рестораны. Она не устояла скорее по глупости и от скуки. Но она дорого за это заплатит.
О сериале. Я участница «Новой драмы» с 2004 года, хотя само движение существует с 1991 года. Так вот для всех нас очень важно, что искусство, существующее в подвалах, как субкультура шагнуло к массам. Меня ужасно радует, что люди, не имеющие телевизоров, стали теперь специально ходить в гости, чтобы посмотреть сериал. Мы заразили вирусом новой реальности практически всю страну. И те, кто навсегда отвернулся от голубого экрана в сторону Интернета, подумывает вернуться обратно. Это круто! Актуальный материал, провокационная подача — то, что привлекало людей в Театре.doc, оказалось востребовано на Первом канале. Это победа.


Географ — Олег Семенович Привольнов (актер Сергей Кагаков)

Скрытый националист. Разбирая конфликт Исаева и Тимура однозначно встает на сторону «простого русского паренька» и требует, чтобы «черножопого» исключили из школы. Он даже не понимает, насколько дико звучат его слова. Под его умелым влиянием Исаев бреется наголо и становится скинхедом, совершенно по большому счету не понимая ни философии своего наставника, а просто веря в его силу.

Сергей Кагаков
Род 1958 году в Рязани. Закончил Щепкинское театральное училище. Больше 20 лет был ведущим артистом Куйбышевского (ныне Самарского) академического драматического театра им. Горького, которым руководил Петр Монастырский. Сейчас работает в труппе «Малого театра» и в «Свободном театре» Нины Чусовой.
О съемках. Я ничего не знал о Германике. Прихожу в первый съемочный день на площадку — снимали одну из сцен в учительской. Когда все собрались, позвучало: «Внимание, мотор, начали!» Я опешил и спросил: «А вы не хотите нам сценарий дать, чтобы мы хотя бы поняли, что играть и как?» «Ой, ну не надо этой самодеятельности!» — прозвучало в ответ. Вот так и снимаем.
О герое. Все говорят, что мой герой — злой. Но я абсолютно убежден: для того, чтобы удержать в узде тех школьников, которых мы показываем в этом сериале (а мне кажется, все это довольно далеко от реальности) нужно не только быть злым, но еще и ненавидеть их. Сдержанным и добрым быть не получится: сожрут с потрохами и не подавятся. Собственно это и произойдет с учительницей физики. Но в целом, мой персонаж кажется мне кастрированным — все обвинения в национализме абсолютно беспочвенны — эта линия просто не прописана в сценарии, что обидно. Будет лишь одна сцена, в которой географ выступает на кружке по патриотическому воспитанию — но этого же недостаточно, чтобы раскрыть его характер, и уж тем более обвинить в национализме. И его дальнейшее увольнение выглядит надуманным. Здесь вообще мало того, что принято называть драматургией — играем, кто во что горазд.

Валентина Харитоновна Мурзенко (актриса Елена Папанова)

Новый классный руководитель 9-А. Классическая учительница русского языка и литературы. Кличка — Харя. Хорошо знает свой предмет, но на ее уроках от скуки мухи дохнут. На самом деле добрый, сердечный человек. Ученикам кажется, что она всегда на стороне учителей, им в голову не приходит, что она способна сопереживать и сочувствовать. Поэтому Епифанов удивлен, что именно она выступает на педсовете против его исключения из школы.

Елена Папанова
Родилась в Москве, актриса театра имени Ермоловой, дочь Анатолия Папанова.
О детстве. Мои родители — дни и ночи напролет проводили в театре, поэтому до 15-ти лет я жила с бабушкой и дедушкой в огромной коммуналке на Савинской набережной. Там было, наверное, комнат пятнадцать и в каждой — жила семья. Горячей воды не было, и мы ходили в баню. Огромная кухня с множеством столов. Помню, что хозяйки вечно ругались и чуть ли не кастрюлями швырялись. Я обожала смотреть на эти потасовки. Но бабушка выгоняла меня, чтобы я этого не видела. А я все равно видела. Детство у меня было совершенно счастливым. Потом родители получили квартиру, я уже стала жить с ними, и пошла в другую школу.
О школе. Школа у нас была очень хорошая с лингафонным кабинетом и бассейном — одним из первых в Москве, которые стали строить в школах. И учителя у нас были прекрасные. Знаете, я недавно задумалась: почему то, что мы показываем в сериале — меня совершенно не шокирует? А потом поняла, что если бы вычеркнуть прожитую жизнь, забыть ее и из той школы, которую я заканчивала сразу попасть в эту — вот тогда бы это был сильный удар по мозгам. Оказывается, что привыкаешь не только к хорошему, но и к плохому. Особенно, если плохое в какой-то момент становится нормой. Единственное, что меня резануло: одежда некоторых наших «школьниц». «Неужели, — подумала я, — сегодня разрешают так ходить? Я же помню, как в 8-м классе, влюбившись в мальчика, я начала пудриться. Так вызвали бабушку в школу, и мне влетело». А потом я посмотрела на реальных учеников реальной школы, в которой мы снимаем, и, оказалось, что мы ничуть не преувеличили.
О реакции на сериал. Мои знакомые разделились на два противоположных лагеря — одни сериал принимают безоговорочно, другое столь же безоговорочно его отвергают. Причем не по художественным соображениям. А потому, что, мол, неправда. Закралась даже мысль, что мы живем с ними в разных странах. Ну что греха таить, даже в мое время старшеклассницы беременели. Когда учились мои дети — насчет наркотиков не знаю, но многие курили и пробовали спиртное. И девочки беременели еще раньше — и в 13, и в 14 лет. А это когда все было!

Все «ЗА„ и “Против»

Пока Владимир Путин не сказал «Пусть будет», опинионмейкеры и простые граждане выразили весь спектр общественной реакции на «Школу». Левые, правые, интеллектуалы и дворовые бабушки — всем нашлось что сказать о сериале, который, кажется, смотрит вся страна.


ВСЕ МНЕНИЯ

Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала

Показав «Школу» в прайм-тайм, не просто сделал сериал общественным явлением, но и в очередной раз доказал, что он самый крутой продюсер в стране.

Люди, которые ополчились на «Школу», эта та молодежь, которая рукоплескала «Маленькой Вере» и «Легко ли быть молодым». Они выросли и сегодня их дети ходят в девятый класс. Почему же они так быстро забыли себя, свои мысли и сложности во взаимоотношениях с родителями? Почему вырастив собственных детей, они не могут найти с ними общего языка? Им легче в силу занятости или отсутствия профессиональных навыков вообще закрыть эту проблему, сделать вид, что ее не существует, или переложить ее решение на учителей, чем попытаться в ней разобраться. Эдакая страусиная философия, которая никогда в результате до добра не доводила.

Два года назад я осознал кризис основных контентов современного телевидения. Дело в том, что модель, которая сложилась к середине 90-х годов после перестройки, успешно и эффективно работала на протяжении 15 лет, принося зрителям удовольствие, а программам высокий рейтинг, закончилась, сломалась, исчерпала сама себя. Экономический кризис, который во всем мире стал следствием кризиса культурного, наглядно это продемонстрировал. Сегодня нужны новые форматы. Мы начали с юмора — так появились «Прожекторперисхилтон», «Большая разница» и «Мульт личности». Появятся еще и другие продукты. И «Школа» — первая ласточка, один из попавших в эфир проектов, который и есть это новое, современное телевидение.

Игорь Толстунов, генеральный директор компании «ПРОФИТ», продюсер «Школы»

Мне кажется, что вы, как продюсер, просто использовали Валерию Гай Германику. Не честно по отношению к ней, заставлять ее снимать то, что она уже пережила .

Это и правда, и неправда. «Все умрут, а я останусь» и «Школа» — это абсолютно разные произведения. Там — все действие происходило вне школы, здесь — внутри. Я уж не говорю о том, что получить опыт создания многосерийного кино — это большая удача для молодого режиссера. Но в смысле утилитарном, конечно, мы ее использовали. Просто потому что больше использовать было некого. У нас в России никто не может снимать про подростков с такой степенью достоверности, как Валерия Гай Германика. А в этом сериале это очень важно. Изначально она должна была быть художественным руководителем проекта. Но, будучи, человеком очень ответственным во всех смыслах этого слова, она быстро поняла, что может поставить свое имя только под продуктом, за который готова нести ответственность от начала до конца. В результате она стала снимать сама. Больше того, наверное, это практически впервые в нашем кино, когда 60 серий снимает в интерьере (не в павильоне , в котором сменяя друг друга снимают две-три съемочных группы) один режиссер. Это колоссальное напряжение, которое не каждый опытный режиссер способен выдержать.

Какую смысловую сверхзадачу вы ставили перед ней? Я не имею в виду сейчас создание необычной для на нашего ТВ документальной стилистики, нового киноязыка и идеи показать голую правду?

Никакой идеи мы не формулировали. Скорее интуитивно хотели рассказать историю вхождения в «большой» мир современного подростка. То есть для меня — это новый вариант картины «Доживем до понедельника». Помните, главная фраза, которую пишет герой в сочинении: «Счастье — это когда тебя понимают». Вот и «Школа» о том же. О ребятах, которым по 14-15 лет и которым очень тяжело адаптироваться в современном мире. По разным причинам. Этот довольно короткий (если брать за основу всю жизнь) и трудный период, в котором все гипертрофировано, все на нерве, все задевает, когда любая проблема приобретает космические масштабы, когда кажется, что весь мир ополчился против тебя. Прожить этот период безболезненно не получается ни у кого.
Школа — это единственный общественный институт, через который проходит каждый человек — в отличие от других общественных институтов — вуза, армии, коллектива на работе и т.д. а, значит, ее проблемы волнуют всех. И мне кажется, нам удается показывать проживание этого периода словами и глазами участников этого самого проживания. Собственно, реакция на показ первых серий говорит о том, что мы попали в точку. Все сразу стали называть героев детьми. А какие они дети? Ромео и Джульетта в их возрасте уже отправились в мир иной. Это наше, взрослое снисходительное отношение к подросткам, мол, они маленькие и проблемы у них маленькие, и порождает кучу этих самых проблем. Люди, которые требовали запретить показ фильма, расписывались в собственной беспомощности и закладывали мину замедленного действия. В 9-ом классе у подростков, наверное, нет четкого представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Но интуитивно они знают, как отличить добро от зла. И лишать их права на собственный выводы в отношении героев сериала — это возрастной шовинизм какой-то, очень опасный, между прочим.

В Интернете пишут, что вы сами подняли всю эту шумиху вокруг сериала…

Нет конечно, это произошло не зависимо от нас. Но мне кажется дискуссия, которая развернулась, очень показательна для нашего общества в целом. Люди стали резюмировать и подводить итоги своим ощущением даже не после первых серий, а после промороликов. Они даже не посмотрели все и не понимают, что будет дальше. У нас нет плохих героев, они все неоднозначные, их характеры и поступки будут дальше развиваться.

В этой ситуации меня удивляет, почему «чернуха» в документальных репортажах, истории про оборотней в погонах и чиновников-взяточников в новостях не возбуждают людей, а художественный сериал…

Потому что зритель не принимает эти репортажи близко к сердцу. Но это скорее рациональное отношение к факту. А «Школа» вызывает эмоциональный отклик.

Вы помните свои ощущения после просмотра фильма Подниекса «Легко ли быть молодым»?

Смутно. Это ведь было время, когда любое неформальное произведение — художественное или документальное, воспринималась как очередной глоток свободы. Нам было интересно исследовать границы расширяющейся свободы. И фильм Подниекса воспринимался обществом, как политический или идеологический манифест. Фильм и сериал Германики в этом смысле гораздо человечнее. Конечно, это тоже проверка нашего общества — на толерантность, умение анализировать, обобщать, делать выводы, принимать или не принимать что-то близко к сердцу. Но это все-таки история конкретных ребят, которую я не соотношу с общественным резонансом — мне просто как зрителю интересно за ними наблюдать, гадать, что будет дальше (при том, что я знаю сценарий) и что-то понимать и про себя, сегодняшнего, в том числе.

Победитель Каннского фестиваля 2008 года — фильм «Класс» — это ровно «Все умрут, а я останусь», только действие происходит во французской школе. «Школа» — это тоже дань моде?

Я, конечно, субъективен, но фильм «Класс» показался мне более легким по сравнению с «Все умрут а я останусь». Но, конечно, режиссер Валерия Гай Германика — не первооткрыватель. Сегодня в мировом кино существует тренд — подлинности, достоверности, которая достигается разными приемами, в том числе и ручной камерой, нарочитой невыстроенностью кадра и т.д. Начало этому положил Ларс фон Триер, продолжил артхаус, а потом это шагнуло в жанровое кино. Вспомните «9-ый район». Оказалось, что зритель готов смотреть фильмы, снятые в такой стилистике. Значит это актуально.

10 вещей, которым нас научила «Школа»

Сторонники и противники сериала часто не могут сформулировать, почему он их так восхищает или раздражает. Иногда кажется, что они живут в разных странах. TimeOut перечислил, что именно изменила «Школа» и изучил все культурные события, которые привели нас к созданию сериала.

1. На ТВ можно говорить на том же языке, что и в жизни. И это не язык Пушкина.

2. Толерантность снова в моде. Крики коммунистов и некоторых единороссов с требованием «запретить» «Школу» — лучшая антиреклама самих партий и лучшая реклама сериала.

3. Не нравится — выключи телевизор. На российском телевидении масса развлекательных программ.

4. «Школа» как и американские телесериалы вроде «Декстера» показала, что разделение на положительных и отрицательных героев устарело. Черное и белое больше не работает, интересны нюансы.

5. Секс есть и у подростков. Мы от этом слышали, а теперь и увидели.

6. Учителя не самые счастливые в массе своей люди и в следствии этого не самые лучшие профессионалы. И вряд ли дело тут в зарплате.

7. Дети богатых и бедных родителей любят друг друга одинаково.

8. Дети проходят школу жизни, шантажируя папу с училкой. Потому что папа первый начал.

9. Развлекательный сериал оказался тем событием, которое заставило руководителей страны выйти к народу. Владимир Путин лично успокоил возмущенных, предложив воспринимать искусство поспокойнее и таким образом дав негласную команду: «Не трогать».

10. Дети лгут, чтобы защитить себя. А не потому, что они маленькие лживые подонки.