Имена московского метро: станция «Чкаловская»
Сегодня названия станций метрополитена для нас — всего лишь пункты в городских маршрутах, а люди, чей вклад в историю, науку или искусство был настолько велик, что их именами называли целые станции, оказались забыты. Time Out продолжает серию статей, призванных напомнить о заслугах личностей, чьими именами названы станции метрополитена. На этот раз речь пойдет о «Чкаловской» и летчике Валерии Чкалове, Герое Советского Союза.
О станции
Была открыта 28 декабря 1995 года. Глубина заложения 51 м. Это одна из первых станций московского метрополитена, открытых в постсоветское время, хотя ее проектирование и строительство началось еще в 80-х.
В 2015 г. здесь была проведена реконструкция, на стенах появились граффити, напоминающие современникам об удивительных беспосадочных перелетах экипажа Валерия Чкалова из Москвы на Дальний Восток и в США.
Архитекторы проекта: Н. А. Алешина, Л. Л. Борзенков, А. Л. Вигдоров.
Отделка и декор: пилоны отделаны серо-голубым волнистым мрамором, путевые стены — сочетанием темного и светлого мрамора, пол — трехцветным гранитом.
Построена по типовому, модернизированному проекту из сборной чугунной обделки. Основная идея стилевого оформления — покорение неба советскими авиаторами. Несмотря на то, что многие станции, построенные в 90-х годах, обвиняют в безликости, у «Чкаловской» есть свой узнаваемый дизайн. Это обтекаемые, «аэродинамические» формы сводов и пилонов, керамические панно с изображением облаков, клубящихся вокруг земли, металлические инсталляции и «воздушный» цвет мрамора.
А новые граффити и вовсе возвели подземный объект в ранг одного из интереснейших в московском метрополитене и «обязательного к посещению» для туристов всего мира.
Почему «Чкаловская»
При проектировании станции в 80-х годах улица Земляной Вал носила имя «сталинского сокола» Валерия Чкалова. Рабочее название станции не изменили даже после переименования этого участка в 90-х годах.
Личность за названием
Корреспондент Time Out провел опрос среди людей, соблюдающих социальное дистанцирование в очереди на выдачу кофе из окошка одной из кофеен неподалеку от станции, и попытался выяснить, что им известно о личности Чкалова.
Мнения участников опроса разделились:
- 90% предположили, что «наверное, летчик, потому что станция вся в самолетах»
- 10% позвонили родителям и четко ответили про беспосадочные перелеты и «хулиганский нырок» под Кировский мост в Ленинграде
Пожалуй, оформление этой станции можно назвать самым информативным — все респонденты верно назвали профессию нашего героя.
Предлагаем ознакомиться с 9 фактами из жизни Валерия Павловича, ведь он знаменит не только своими заслугами перед родиной и сам по себе был удивительным человеком и многосторонней личностью.
Факт 1: подарил имя не только станции метро
В его честь назван город (еще два города носили имя Чкалова, но затем им вернули исторические названия), 17 поселков и микрорайонов, 1778 проспектов, улиц и переулков в России и за рубежом, 16 учебных заведений, еще четыре, кроме московской, станции метро, самолет, трехпалубный теплоход, футбольный клуб, стратегический бомбардировщик, драматический театр и даже астероид.
Факт 2: переплывал Волгу и много учился
Родился в селе Василево (сегодня — город Чкаловск), где главными забавами мальчишек было переплыть Волгу, поднырнуть под теплоход или плот; заплыв в стремнину, вскарабкаться на плывущую баржу и прыгнуть с нее вниз головой.
До семнадцати лет успел поработать подручным молотобойца, кочегаром на землечерпалке и учеником слесаря — сборщика самолетов.
После школы Валерий поучился в Череповецком техническом училище, Егорьевской военно-теоретической школе ВВС, Борисоглебской военно-авиационной школе, Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
Time Out рассказывает о необычных профессиях:
Кто такие арбористы и как они каждый день рискуют жизнью
Факт 3: соответствовал своей фамилии
«Чка» — старинное волжское слово, которое означает огромную плавучую льдину, образовавшуюся во время половодья, и сокрушающую все на своем пути. Фамилия Чкалов определяет принадлежность рода к крепким Приволжским корням.
Факт 4: был самым недисциплинированным и «безбашенным» летчиком
По количеству дисциплинарных взысканий Чкалову не было равных в ленинградской истребительной эскадрилье. Из ставших легендарными «подвигов» народу особенно полюбились те, где он:
- свалился в штопор на «мартинсайде», вывел самолет в опасной близости от земли, после чего тут же «переделал» весь каскад, чтобы показать, что это он, а не машина управляет ситуацией;
- без приказа, на спор, выполнил 250 «мертвых петель» подряд;
- совершил запрещенный вираж в опасной близости от Исаакиевского собора (сегодня этот кульбит наверняка был бы осужден людьми, заботящимися об историческом наследии Петербурга);
- первым осуществил на «фоккере» (Fokker D.Xl) пробный полет вверх колесами;
- на том же «фоккере» пролетел под Троицким (в то время — мост Равенства) мостом через Неву. Хотя есть версия, что этот «нырок» придумал режиссер Калатозов во время съемок фильма о легендарном летчике.
Один из незапланированных маневров привел к поломке самолета, за что летчик в 1928 году был приговорен к году тюремного заключения. Однако за него вступился влиятельный земляк, писатель Максим Горький. Чкалов отделался 19 днями заключения, но лишился любимой работы.
«Если бы я был такой, как все, то не летал бы так, как летаю. А если бы я летал, как все, стало быть, я не был бы “недисциплинированным”. Но так как мои полеты выделяются из других, то это нужно как-то отметить. И вот отмечают, как “воздушное хулиганство” […]. Как истребитель, я был прав и буду впоследствии еще больше прав. Я должен быть всегда готов к будущим боям и к тому, чтобы только сбивать неприятеля, а не быть сбитым. Для этого нужно себя натренировать и закалить в себе уверенность, что я буду победителем. Победителем будет только тот, кто с уверенностью идет в бой. Я признаю только такого бойца бойцом, который, несмотря на верную смерть, для спасения жизни других людей пожертвует своей жизнью».
Факт 5: показывал туристам Ленинград с высоты птичьего полета
Даже влиятельные друзья не смогли вернуть Чкалова в родную эскадрилью. И летчик-ас в течение двух лет совершает прогулочные полеты над окрестностями Ленинграда на тихоходном самолете устаревшей конструкции от общества Осоавиахим (добровольное общество содействия авиации).
На одной из фотографий того периода он написал:
«Бывший военный летчик. “Истребитель”. Когда-то летал. Сейчас подлетывает на “юнкерсе-13”. Скучно и грустно смотреть на Вас, Валерий Павлович.
Самолет к вам не подходит, не по духу. Вам бы сейчас “хейнкель” или что-нибудь в этом духе, вот это еще подошло бы.
Ну а в общем катайте пассажиров, и то хлеб.
В.»
Факт 6: интересовался искусством и дружил с актерами и художниками
Став мировой знаменитостью, Чкалов был вынужден позировать художникам и скульпторам. С его темпераментом эта задача казалась ему трудновыполнимой и невероятно скучной. Но он с уважением относился к работе мастеров, лишь ставил условием наличие патефона и пластинок с записями Козловского и Шаляпина. Летчик обожал театр, дружил с легендарными актерами и литераторами того времени — И.М. Москвиным, В.И. Качаловым, М.М. Тархановым, М.М. Климовым, А.Н. Толстым.
Факт 7: испытывал самолеты и придумал новые фигуры высшего пилотажа
Валерий Павлович смог полностью раскрыть свой потенциал лишь когда ему удалось устроиться летчиком-испытателем в Московский НИИ ВВС РККА. Он освоил более тридцати типов самолетов. В том числе воздушный авианосец ТБ-3, чьей задачей было поднимать с корабля-носителя до пяти истребителей с включенными двигателями, набирать высоту, доставлять до цели, куда самолеты не могли добраться из-за нехватки горючего, после чего отпускать их в самостоятельный полет. Для первых испытаний следовало разработать стратегию поднятия работающих машин в воздух.
Между делом неугомонный летчик изобрел две фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку.
Факт 8: беспосадочные перелеты — 63 часа без дозаправки
Летчик Байдуков предложил Чкалову осуществить рекордный перелет в США через Северный полюс. Однако, учитывая неудачную попытку другого экипажа, Сталин посоветовал сначала потренироваться на территории нашей необъятной страны. Перелет Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд (сегодня остров Чкалова) был осуществлен экипажем Чкалов — Байдуков — Беляков на новом АНТ-25 за 56 часов 20 минут.
Сталин лично встречал экипаж на Щелковском аэродроме. Кроме прочих наград, Валерий Павлович получил личный самолет У-2. После этого успеха Чкалов попросил правительство разрешить ему осуществить бросок в Америку.
18 июня 1937 года стартовал исторический перелет с подмосковного аэродрома до пригорода Ванкувера через Северный полюс. Экипаж состоял из пилотов В. Чкалова, Г. Байдукова и штурмана А. Белякова. Вот несколько интересных подробностей:
- Полет был совершен на моноплане АНТ-25, который был разработан для дальних арктических перелетов: огромный по сравнению с корпусом размах крыльев (34 метра!) позволял хранить в них запас горючего с расчетом на 12 тыс. км.
- Полет был специально запланирован на время работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс — 1», однако во время пролета антенна бортовой радиостанции отказала, и экипаж прошел Северный Ледовитый океан без радиосвязи.
- Запас аварийного продовольствия был разложен по десяти резиновым мешкам: в каждом — продукты на три дня. Были заготовлены лодки, меховые спальники, лыжи и оружие. Чкалов сократил количество продовольствия в пользу возможности перевезти большее количество топлива.
- «Главный полярник» того времени, Отто Шмидт, предупреждал, что в случае катастрофы спасти экипаж будет невозможно. Однако детальнейший план на этот случай все же был разработан.
- Все самолеты и ледоколы в этих широтах были приведены в полную готовность, а радиостанции работали в круглосуточном режиме.
- Для навигации использовались секстант и морской хронометр, большая часть полета проходила «вслепую», среди облаков. В целом экипаж ориентировался по солнцу.
- Крылья, корпус и лобовое стекло покрывались наледью — члены экипажа вынуждены были вручную срезать лед финкой.
- Во время полета замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения, но Чкалов реанимировал систему, залив туда чай и кофе из термосов.
- К ночи 19 июня закончился кислород. Приходилось снижаться и лететь в облаках, приблизительно рассчитывая маршрут.
- За час до посадки пилоты находились в полуобморочном состоянии, у Чкалова шла носом кровь и сводило ногу. Он делегировал право посадить машину второму пилоту, Георгию Байдукову, а сам сидел на масляном баке и корректировал посадку.
- Машина преодолела 9130 км (по прямой это легендарные 8504 км) и приземлилась на аэродром в пригороде Ванкувера, имея в баке лишь 77 л топлива из запасенных 5700.
- Генерал Джордж Маршалл, официально приветствовавший советский экипаж как начальник местного гарнизона, позже стал министром обороны и лауреатом Нобелевской премии.
- Президент Рузвельт принял советских летчиков в Овальном кабинете.
- Члены экипажа были одними из первых советских граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза. Кстати, золотую звезду в то время не вручали — семья получила награду в 2004 году, в день столетия их легендарного отца и деда.
Факт 9: историки подозревают, что ранняя смерть Чкалова не была случайной
В 1938 году Чкалова неожиданно вызывают из запланированного отпуска для проведения испытательных полетов на истребителе И-180. По свидетельству самого конструктора, летательный аппарат был не готов к испытаниям. Чкалова убеждали отказаться от задания, но «сталинский сокол» принял решение исполнить приказ. В полете у самолета отказал двигатель, и Валерий Павлович отвел машину от жилых районов и попытался посадить И-180.
К сожалению, он зацепился за линию электропередач и ударился головой при жесткой посадке. Летчик скончался через два дня в Боткинской больнице. Ему было 34 года.
Так что же отвечать на вопрос, кто такой Чкалов
- Легендарный летчик-испытатель
- Человек, осуществивший беспосадочные перелеты в Петропавловск-Камчатский и Ванкувер
- Командир экипажа, преодолевшего Северный Ледовитый океан и продержавшегося в воздухе 63 часа
- Летчик, освоивший более 30 видов самолетов и изобретший новые фигуры высшего пилотажа
- Дерзкий «воздушный хулиган», пролетевший под Троицким мостом
- Один из любимых народных героев сталинского времени
Тем, кто хочет узнать больше о легендарном летчике, стоит посмотреть фильм Михаила Калатозова «Валерий Чкалов»: локации воссозданы с максимальной точностью, а актеры никогда не слышали о сэлфи-съемке и стриминговых сервисах.