Что смотреть на международном фестивале экспериментального кино MIEFF-2019
© Оскар Фишингер, кадр из абстрактного фильма. Источник: mieff.com

C 10 по 14 июля в Москве состоится четвертый международный фестиваль экспериментального кино, в котором по традиции нашлось место как радикальным экспериментам в области современного видеоарта, так и авангарду XX века. Time Out рассказывает, на что в первую очередь стоит обратить внимание любителям нестандартного кино.

Конкурсная программа

В этом году в конкурсе фестиваля вновь мощная подборка ярчайших короткометражных экспериментов со всего мира: участие в программе приняли 33 фильма из 20 стран. Особенно стоит отметить новые работы обладателя «Золотой пальмовой ветви» Апичатпонга Вирасетакула и французского классика Жана-Мари Штрауба.

Кадр из фильма «Синий», режиссер Апичатпонг Вирасетакул, первая конкурсная программа фестиваля.

Для зрительского удобства конкурс поделен на 7 частей, после каждой из которых обещают обсуждение картин с гостями фестиваля, а специально для тех, кто занят днем, организаторы устроят в кинотеатре «Иллюзион» ночные сеансы. Фильмы-победители фестиваля этого года (уже после награждения жюри) можно будет увидеть 15 июля в летнем кинотеатре Garage Screen в Парке Горького.

Ночная программа AUX Night 2.0

Макино Такаши, перформанс «Space Noise 2». Фото с сайта фестиваля.

В этом году фестиваль продолжает секцию, запущенную в 2018-м году – серию живых аудиовизуальных перформансов от художников и музыкантов, которая пройдет в клубе «Агломерат». Программу откроет выступление чешского трио Taran, в своей работе объединяющего методы живой анимации с аналоговым синтезом и реструктуризацией звука, чтобы воссоздать первый в истории случай применения воздушного тарана летчиком Петром Нестеровым во время Первой мировой. Следом выступит испанец Мигель Пуэртаса, чей перформанс исследует психологическое воздействие цвета на человека при помощи оптических призм, фильтров и звуковых вариаций.

Арт-группа MSHR. Фото с сайта фестиваля

Продолжит вечер один из самых известных японских видеохудожников и победитель MIEFF-2017 Макино Такаши со знаменитым перформансом «Space Noise 2». В нем японец, используя нойз коллажи и наслаивание изображений друг на друга, создает ощущение присутствия внутри 3D картинки при помощи очков с эффектом Пульфриха. Завершит программу американская арт-группа MSHR, которая создаст импровизационную светомузыкальную композицию, отсылающую к электронной музыке США.

Ретроспектива Брюса Коннера

Кадр из фильма «Космический Рэй»

Отдельной ретроспективы в этом году удостоился Брюс Коннер, один из пионеров американского авангарда, работавший не только с кино, но и со скульптурой, техникой ассамбляжа, живописью, коллажами и фотографией. В качестве видеохудожника Коннер известен своими экспериментами с монтажом и использованием поп-музыки в фильмах, размышлениями о природе кино и осмыслением того, как образы, рождаемые культурными индустриями и масс-медиа, влияют на общество.
В рамках фестиваля впервые в России на большом экране покажут его уже ставшие классическими «Фильм», переосмысляющий природу монтажа, «Репортаж», деконструирующий освещение убийства Кеннеди в СМИ, гипнотизирующую медитацию на тему атомной бомбы «Операция “Перекресток”» и «Космического Рэя», считающегося предтечей современных музыкальных клипов.

Специальные показы

«AIDOL»

Фильм открытия MIEFF-2019. Технически ослепляющая футуристическая фантазия, созданная с помощью программного обеспечения для 3D-рендеринга и видеоигр, рассказывает историю Дивы – некогда популярной суперзвезды, которая привлекает искусственный интеллект для возвращения на поп-культурный Олимп в финале «Олимпиады по Киберспорту» 2065 года. Художник Лоуренс Лек не только создал завораживающий визуальный ряд картины, но и написал к нему оригинальный саундтрек. После показа состоится обсуждение с режиссером.

 

«Настоящее. Совершенное»

Победитель Роттердамского кинофестиваля 2019 года, «Настоящее. Совершенное» – гротескный портрет мира, в котором мы сегодня живем. Смонтированный из более чем 800 часов потокового видео, фильм фокусируется на историях нескольких пользователей стриминговых сервисов, транслирующих в сеть свою жизнь. Таким образом герои – молодой парень с гипоплазией (недоразвитыми конечностями), уличный танцор-неудачник, человек с дефицитом гормона роста, обезображенный ожогом мужчина и другие – пытаются преодолеть одиночество в реальной жизни и получить столь необходимое для современного человека внимание публики.

 

«Memento Stella»

Происходящий из неологизма «помни звезды», придуманного японским видеохудожником и автором картины Макино Такаши, «Memento Stella» исследует возникновение всех явлений в бесформенном поле элементарной материи. Наслаивая кадры снега, воды, города и листвы друг на друга, режиссер добивается мультиэкспозиции такой частоты, которая мало чем отличающемся от роя колеблющихся частиц и мерцающих облаков света, напоминающих зарождение звезд в водоворотах космической пыли. После показа состоится обсуждение с режиссером.

 

«Свет» + «Твое лицо»

Двойная премьера новых фильмов знакового тайваньского режиссера и призера международных кинофестивалей Цая Минляна. «Твое лицо» – коллективный портрет 13 городских жителей, снятых в интерьерах выставочного зала Чжуншань в Тайбэе, музыку к которому написал лауреат премии «Оскар» Рюити Сакамото. «Свет» – портрет уже самого исторического павильона Чжуншань, запечатленного режиссером при естественном освещении.

 

«Полупроводник»

Новая работа представителя радикального кино Олега Мавроматти продолжает его цикл фильмов, посвященных российским видеоблогерам («Дуракам здесь не место», «Обезьяна, страус и могила»), однако на этот раз делает это при помощи художественного переосмысления. «Полупроводник» рассказывает о вымышленной звезде YouTube Ане Кадет (сыгранная Анной Дэн), поклоннице советских паровозов, которая сталкивается с ужасающей постсоветской действительностью в лице колдуна Кулебякина (Виктор Вин4 Лебедев).

 

Между двумя кинематографами: Американский авангард

Кадр из фильма «Свет Мотылька», снятого без использования камеры, режиссер Стен Брекидж

Программа «Между двумя кинематографами» выстроена вокруг одноименного фильма-эссе независимого американского режиссера и архивиста Росса Липмана, отражающего его тридцатилетний путь сквозь традиции европейского и американского киноавангарда. В этом году организаторы фестиваля решили сфокусироваться только на одном из обозначенных автором полюсов – американском. Что важно, каждой части цифрового видеоэссе Липмана будет предшествовать краткая ретроспектива классических фильмов американских авангардистов – редкая возможность увидеть работы Майи Дерен и Стена Брекиджа на пленке.

Живой архив

«Новости дня / Хроника наших дней»

Секция «Живой архив» на фестивале посвящена новому прочтению материалов Госфильмофонда и государственного архива кинодокументов благодаря их соединению с живым сопровождением. На первом сеансе «Абстрактные формы фильмов и их применение» пленочная ретроспектива европейского киноавангарда 1930-х годов (от Ханса Рихтера до Ман Рэя) будет показана под live-саундтрек электронного дуэта Drojji, Андрея Кима (ударные), Алексея Зайцева и Кирилла Широкова (гитары). На втором показе «Новости дня / Хроника наших дней» избранные выпуски популярного советского киножурнала будут пущены на экран без дикторского голоса, вместо которого лектор Ксения Голубович устроит речевую импровизацию под аудиодорожку саунд-артистки Дины Караман.

Полную программу фестиваля можно посмотреть на сайте.

Спецпроект

Загружается, подождите ...