То, что нельзя пересказать. 5 ключей к выставке «Исчезнет или превратится» | Город | Time Out

То, что нельзя пересказать. 5 ключей к выставке «Исчезнет или превратится»

Ксения Диодорова   10 октября 2023
4 мин
То, что нельзя пересказать. 5 ключей к выставке «Исчезнет или превратится»
В Культурном квартале БРУСНИЦЫН 19 октября в рамках фестиваля искусств Востока Dairafest откроется масштабная мультимедийная выставка «Исчезнет или превратится». Это художественная интерпретация исследований семейной памяти и традиций на Востоке. Куратор и визуальный антрополог Ксения Диодорова специально для Time Out рассказала о пяти ключах, которые помогут отправиться в этнографическое путешествие и открыть все двери на пути.

Исчезнет или превратится? Звучит как загадка, театральный фокус, только место актеров на сцене привезенные из экспедиций предметы, видео, фото, объекты и артефакты повседневности из Азербайджана, Узбекистана, Турции, Татарстана и Дагестана. Одновременно иммерсивный, научный и поэтический проект раскрывает разные культурные ценности: ремесленное искусство, духовное знание, музыку, кочевничество и антикварный родовой дом-музей — через современные форматы. Получился практически иммерсивный спектакль без актеров и в то же время выставка, которая приглашает зрителя к этнографической экспедиции, но главное — к диалогу, в том числе с самим собой. Для этого надо будет пройти через множество дверей, каждая из которых, как нам кажется, открывается особым ключом.

Образ

Выставка соткана из документального исследовательского материала, зритель знакомится с семьей исполнителей мугама Гасымовых, керамистов Нарзуллаевых, пастухов Джихангир, семьей Гаммадовых, создающих дом-музей, и наконец, семьей переводчиков Исаевых. Чтобы погрузить в материал и уловить нужное состояние, как портал, используется дополнительный поэтический образ: образ сада или, например, козы. Кураторская задумка в том, что зритель должен сам почувствовать ключевой образ каждой части. И этот художественный принцип наслаивается на исследовательский материал и дает возможность углубиться в живой процесс жизни, словно путешествие и узнавание повседневности происходит в момент созерцания.

Медленное время

Инсталляции на выставке сначала могут показаться немного монотонными. Проект хочет создать у зрителя переживание не за счет волнения, драмы или эмоционального катарсиса, а за счет неторопливого погружения в контексты, медленно нарастающего волнения. Все же, несмотря на эту медленность, сценография «Исчезнет или превратится» ориентирована на то, чтобы зритель долго оставался на площадке, напоминающей лабиринт, где будет пространство, чтобы снять обувь, прилечь на топчан и взять паузу, чтобы подумать об инсталляциях и обо всем вокруг. Организаторам выставки хочется, чтобы зритель был благодарен себе за то, что он провел медленное время в нашем пространстве, чтобы он почувствовал искреннюю теплоту и заботу, словно сходил в гости к хорошим друзьям, чтобы люди обогащали себя тем, что нельзя пересказать.

Совмещение разных подходов

Экспозиция выставки включает разные медиумы: видео- и аудиоинсталляции, свет, предметы и самодельные текстуры, шерсть и пух, привезенные из экспедиций. Совмещение материалов и медиумов сбивает привычки наблюдения и смотрения зрителя, по мысли куратора, когда зритель запутан, он становится более внимателен, а потому более остро и чутко воспринимает образы.

Странность и абсурдность

Итальянский писатель Джанни Родари говорил, что образ — это и есть странность, поскольку мы берем две вещи, которые были понятными, ясными и знакомыми, а потом совмещаем их и получаем нечто непонятное, то, что способно нас удивить. В одной из сцен выставки будет зачитан словарь пастухов, в котором есть необычные тюркские слова с такими же странными описаниями, среди которых, к примеру, время для вывода скота между утренним и вечерним солнцем. На афишу выставки команда проекта не случайно поместила коз: в этом тоже есть странность, но она вытекает из самой культуры повседневности турецкой семьи, которая знает каждую козу по имени, — пастухи придумывали имена коз в зависимости от того, каким характером или привычками обладает животное.

(Не)популярность и кривизна

По мысли куратора, чем-то действительно новым могут стать недооцененные и непопулярные идеи. Чтобы делать непроверенные вещи, нужна смелость и открытость. На выставке живой и документальный материал принесенной из экспедиций повседневности может включать «брак», паузы, недостатки в звуке, и это важно постольку, поскольку отражает реальность жизни, которая не может быть совершенной. Настоящий кусок жизни перекочевал в пространство экспозиции. Важный посыл выставки и фестиваля Dairafest в том, чтобы мы ценим и дорожим любыми проявлениями, особенностями, странностями каждого из нас.


Каждый четверг в пространстве выставки будут проходить лекции «Вещь как рассказчик», в рамках которых эксперты из научных и художественных институций Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Этнографический музей, Русский музей, Музей истории религии) объяснят особенности традиционного уклада жизни в культурах стран Востока через вещи. Регистрация: https://dairafest.com/lectures

Фото: архив пресс-службы.