Старинные часы, паровоз и Петр I. Чем интересны вокзалы Петербурга | Город | Time Out

Старинные часы, паровоз и Петр I. Чем интересны вокзалы Петербурга

Клара Хоменко   17 июля 2023
7 мин
Старинные часы, паровоз и Петр I. Чем интересны вокзалы Петербурга
Витебский вокзал Фото: ru.wikipedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov
В июле 1777 года «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали такое объявление: «Откроется на Каменном острове к новой галерее фоксал». Тогда это слово означало «место для веселья». Спустя всего 74 года в Петербурге появился первый каменный вокзал при железной дороге. Сейчас вокзалов в городе пять, почти все имеют очень богатую историю и являются архитектурным достопримечательностями. Time Out рассказывает о них — и бонусом о здании, которое вокзалом быть перестало, но сохранилось тем не менее до наших дней.

Витебский вокзал

Западный фасад здания. Фото: ru.wikipedia.org/Alex ‘Florstein’ Fedorov

Где находится: Загородный проспект, 52, метро «Пушкинская»

Старейший вокзал России. Именно отсюда отправлялись первые в стране поезда по опытной железной дороге — паровоз «Проворный» вез в Царское село императора Николая I с семейством. Случилось это в ноябре 1837 года, тогда на месте Витебского вокзала еще стояла красивая деревянная времянка. В 1851 году по проекту архитектора Константина Тона было возведено каменное двухэтажное строение в духе классицизма, которое потом перестраивалось дважды: железнодорожная сеть расширялась, все больше людей ездили поездами, а значит, надо было расширять и вокзал. В 1900 году здание снесли вообще и через 4 года открыли на его месте тот Витебский вокзал, который мы знаем теперь — по проекту Станислава Бржозовского.

Это одно из красивейших зданий Петербурга в стиле модерн со всеми характерными особенностями — а также куполом, часовой башней и дебаркадером с арочным перекрытием. Доминанта огромного вестибюля — парадная лестница с мраморными перилами, свет свободно проходит через витражные окна.

Лепные панно, витражная арка, дебаркадер, световой зал с винтовой лестницей — отсюда не уезжают без нескольких эффектных фотографий. А если вы в Петербурге надолго, обязательно сходите на экскурсию. Тогда вы сможете попасть в закрытые для пассажиров исторические помещения, побывать на крыше и узнать, как устроен купол вокзала.

Фото: ru.wikipedia.org/Alex ‘Florstein’ Fedorov


Балтийский вокзал

Фото: ru.wikipedia.org/A.Savin

Где находится: набережная Обводного канала, 120, метро «Балтийская»

Второй по возрасту вокзал Петербурга, который построили в 1858 году для частной железной дороги барона Штиглица и барона Фелейзина. Сеть быстро развивалась: за 20 лет поезда начали прибывать из Гатчины, Нарвы, Ревеля (теперь Таллин) и Балтийского Порто (теперь Палдиски) — именно поэтому вокзал, который изначально именовали Петергофским, стал называться Балтийским. Его архитектором стал Александр Кракау, который вдохновлялся зданием Восточного вокзала в Париже.

До постройки Витебского в его нынешнем виде было еще далеко — и потому Балтийский вокзал в то время по праву считался самым красивым и современным в Петербурге. Пути располагались под куполом, в левом и правом крыле — замечательные витражи, на перронах — стеклянные перекрытия. На башне установили часы «Павел Буре» — и они работают по сей день. В 1932 году вокзал пережил реконструкцию, которая сильно изменила его внешний облик — например, там, где теперь центральный вход, когда-то были роскошные трехарочные окна. А в 1955 году симметри фасада «сломалась» о вестибюль станции метро «Балтийская», который был пристроен к зданию сбоку. Тем не менее, это все еще одна из достопримечательностей Петербурга.


Финляндский вокзал

Фото: ru.wikipedia.org/Андрей1967

Где находится: площадь Ленина, 6, станция «Площадь Ленина»

Тот самый вокзал, от которого Ленин, прибыв из Финляндии, призвал Петербург к революции — и именно поэтому кусок первого, исторического здания дошел до наших дней. Построили его в 1870 году по проекту Петра Купинского, и выходил тогда вокзал на Финский переулок. Потом и вокзал, и пути несколько раз реконструировали, потому что надо было увеличивать пропускную способность и как-то позаботиться о жителях Выборгского района — они не могли спокойно передвигаться по улицам, потому что здесь было целых десять переездов, и по ним исправно ходили поезда.

В 1950-х году вокзал перестроили полностью, открыв рядом станцию метро и полностью пустив под снос прежнее здание. Вместо него появилось сооружение в стиле функционализма, которое сейчас прекрасно видно с набережной Невы. От постройки Купинского остался только центральный ризалит, который встроили в новый проект — в память о речи Ильича. По этой же причине на вокзале стоит мемориальный паровоз, тот самый. Что касается Финляндского вокзала, то это хороший образец советской архитектуры 50-х — сдержанной и монументальной. На главном фасаде 17 зеркальных окон, часовая башня высотой 16 метров, а шпиль на ней — 30 метров. Раньше это был флагшток, теперь там звезда. А на перроне стоит мемориальный столб — потому что во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал работал, и именно здесь начиналась «Дорога жизни».

Фото: ru.wikipedia.org/James G. Howes

Московский вокзал

Фото: ru.wikipedia.org/Красный

Где находится: Невский пр., 85, станция «Площадь Восстания»

Железную дорогу от Петербурга до Москвы начали строить в 1842 году, первый поезд по ней отправился через пять лет. А вокзал, который тогда назывался Николаевским, закончили возводить в 1851 году. Проект его был создан Константином Тоном и, как известно, является почти копией построенного им же Ленинградского вокзала в Москве. По мере роста железнодорожной сети возникла необходимость построить что-то побольше, но тут началась Первая мировая, и уже готовы проект был свернут.

Фото: ru.wikipedia.org/Pettsolt A. V. Альбом акварелей «Виды Санкт-Петербургско-Московской железной дороги» 1851 год

Так вокзал избежал сноса. В 1930 году его переименовали в Московский, а в 1931 году отсюда отправился первый в СССР фирменный поезд «Красная стрела».

Крупную реконструкцию вокзал все-таки пережил в 1960-е годы, когда внутри был открыт огромный световой зал. Он сильно увеличил вместимость вокзала. Внутри поставили памятник Ленину — сейчас на его месте находится памятник Петру I, который поставила в 1993 году.


Ладожский вокзал

Фото: ru.wikipedia.org/Sadnesseug

Где находится: Заневский проспект, 73, станция «Ладожская»

Самый молодой из петербургских вокзалов, построенный в 2003 году. Интересно, что строить Ладожский собирались еще в конце 70-х, потому что Московский уже не справлялся с нагрузкой — и когда дошло до дела, то для вдохновения использовали и проект Никиты Явейна 1976 года, и тот самый нереализованный проект нового Московского 1912 года — Иван Фомин предлагал здание в неоклассическом стиле.

В результате получился огромный транспортный хаб с подземным уровнем для электричек, световым залом для пассажиров дальнего следования и выходом прямо на станцию метро «Ладожская» — которая, правда, сейчас на реконструкции, так что добираться до вокзала приходится наземным транспортом.

Фото: ru.wikipedia.org/Alex ‘Florstein’ Fedorov

Варшавский вокзал

Фото: ru.wikipedia.org/Alex ‘Florstein’ Fedorov

Где находится: набережная Обводного канала, 118

На самом деле вокзала здесь давно уже нет — но не упомянуть о Варшавском было бы неправильно, поскольку это единственный закрытый и при этом сохранившийся вокзал города. Построили его в 1853 году по проекту архитектора Ксаверия Скаржинского для железной дороги от столицы до царской резиденции в Гатчине. Тогда роскошное здание с трех сторон окружали платформы в застекленных арках. Это было вокзал «высшего света», сюда прибывали максимально комфортабельные поезда, включая знаменитый «Норд-Экспресс». В советское время традиция не была нарушена: Варшавский вокзал обслуживал пассажиров, которые отправлялись в ГДР, Польшу или Чехословакию, что само по себе было тогда признаком социального статуса.

В 2001 году все поезда этого направления были переведены на Балтийский и Витебский вокзалы. Пути разобрали, и встал вопрос, что делать с пустующим зданием. Хотели устроить здесь выставку железнодорожной техники, потом Музей современного искусства— а кончилось все, конечно, торговым центром. Он просуществовал 20 лет, после чего Варшавский опять закрылся на реконструкцию. Сейчас это общественное пространство «Вокзал 1853», а на месте путей и подсобных зданий выросли жилые дома.

Вид со стороны путей. Фото 2012 г. Фото: ru.wikipedia.org/Alex ‘Florstein’ Fedorov