Сесть на экодиету: спасаем планету и себя

Вопросы, связанные с охраной окружающей среды, волнуют все большее количество людей. И это неудивительно, ведь суммарный объем антропогенных эмиссий в СО2 превышает 40 млрд тонн в год ‒ такое количество вредных выхлопов экосистема Земли не способна поглотить. Отсюда ‒ глобальное изменение климата, загрязнение почвы и воды, потенциальная нехватка ресурсов. Чувствуя личную ответственность за будущие поколения, потребители все чаще стремятся изменить свои привычки, сделав их более осознанными и дружелюбными к окружающей среде. Однако здесь их ожидает достаточно много подводных камней. Как, например, сформировать рацион ‒ вкусный и полезный, который не вредит окружающей среде? Попробуем разобраться.

 

Начинаем путь к «зеленой» жизни с полки в магазине

Осознанный подход к выбору продуктов и товаров в магазине ‒ отправная точка для тех, кто стремится «озеленить» свое потребление. Эксперты отмечают: значительная часть наших покупок носит эмоциональный характер. Психологи в целом советуют присмотреться к своему покупательскому поведению, причинам совершения импульсивных покупок. Работа над ними поможет разобраться в себе, да и бюджет сэкономит.

Кроме того, стоит задуматься и о том, какие постоянно приобретаемые товары можно заменить более экологичными альтернативами. Это касается, например, таких простых, но важных вещей как: фруктовки для овощей, сумки-шопперы для покупок, бутылки для воды. Экологи подсчитали значительную экономию, которую дарят такие решения: отказавшись от одноразовых пакетов за несколько рублей, на круг вы сэкономите сумму, значительно превышающую стоимость нескольких стильных тканевых шопперов.

Выбор продуктов питания ‒ следующий важный шаг. Но начинать его стоит с планирования: исследования показали, что домохозяйства в России выбрасывают порядка 6% приобретенных продуктов, жители Финляндии ‒ около 11 %, рекордсменами стали жители США и Канады ‒ 24 и 21% соответственно (источник: Movinga, 2017-2018). Выброшенная на свалку пища ‒ это источник метана, одного из парниковых газов. Доля отходов такого рода в общем объеме выбросов значительна и растет с каждым годом. Например, выброшенные жителями Финляндии 20-25 кг продуктов на человека ежегодно образуют в общей сложности 120-160 млн кг отходов, которые служат источником 1 000 млн кг С02 экв. Согласитесь, цифры впечатляют!

Для того, чтобы не выбрасывать продукты, продумайте покупки заранее: современные кулинарные порталы помогут рассчитать объем ингредиентов для разного количества порций, а банальный, но очень удобный список того, что необходимо, позволит избежать импульсивных сиюминутных покупок.

 

Заботимся о планете, не забывая о себе

Основная идея устойчивого развития заключается в том, чтобы обеспечить качественную жизнь современным поколениям без угрозы для благополучия последующих. «Экологизацию» собственного питания следует проводить, отталкиваясь именно от этого постулата.

Так, в Финляндии был запущен проект Roukaminimihanke, реализуемый силами экспертов Центра природных ресурсов Финляндии (Luke) и Финским институтом окружающей среды (Syke). Цель проекта ‒ разработка рекомендаций по составлению разнообразного и комплексного рациона, минимально влияющего на окружающую среду. Первые выводы специалисты уже сделали: в рационе стоит сократить потребление мяса и мясных продуктов. ВОЗ в целом придерживается той же рекомендации: обильное потребление мяса и мясных продуктов не идет на пользу организму.

Осознанный подход к выбору продуктов и товаров в магазине ‒ отправная точка для тех, кто стремится «озеленить» свое потребление

А вот потребление фруктов и овощей стоит увеличить: это принесет пользу как организму, так и окружающей среде.

Отказ от мяса и полный переход на растительное питание ‒ радикальная мера, которая имеет ряд ограничений. Сокращение мяса следует компенсировать альтернативными источниками белка, а также его неотъемлемых составляющих ‒ аминокислот. Ими могут стать рыба, молоко и молочные продукты, обогащенные растительные аналоги молочных продуктов. Туула Тууре, научный сотрудник и нутрициолог финского концерна Valio, производителя молока и молочных продуктов, отмечает: «Здорово, что все больше и больше людей думают о влиянии собственной диеты на климат. Выбирая еду, вы всегда должны учитывать и аспекты питательности. Диета в соответствии с рекомендациями по питанию ‒ это простое и функциональное руководство, решающее задачи и заботы об окружающей среде, и о себе».

Туула обращает внимание: «Молоко ‒ самый эффективный источник белка для человека. Лучше, чем из молока, белок не усваивается нашим организмом ни из одного другого продукта». Входящие в состав молочного белка аминокислоты ‒ лейцин, метионин, изолейцин, фенилаланин, валин, триптофан, гистидин, треонин, лизин ‒ отвечают за десятки важнейших процессов в организме ‒ от интеллекта до репродуктивной функции. Их нехватка, особенно для детей, пожилых людей и беременных женщин, влечет за собой серьезные последствия. Поэтому нутрициологи и ученые в области питания призывают: коррекция рациона всегда должна проходить под наблюдением врача, а отказ от того или иного базового продукта должен быть компенсирован альтернативными источниками нутриентов.

Входящие в состав молочного белка аминокислоты ‒ лейцин, метионин, изолейцин, фенилаланин, валин, триптофан, гистидин, треонин, лизин ‒ отвечают за десятки важнейших процессов в организме ‒ от интеллекта до репродуктивной функции

Еще один аспект питательности отмечает Алекси Астапцев, ученый и сотрудник научной группы Valio по созданию цепочки углеродно-нейтрального молока в Финляндии: «Молоко и его растительные аналоги нельзя сравнивать по влиянию на окружающую среду без учета их питательной ценности. То количество нутриентов, которое мы получаем из молока, значительно превышает объем нутриентов, которые мы получаем при потреблении аналогичного количества, например, миндального или кокосового напитков. Можно посчитать, сколько белка необходимо, скажем, спортсмену. При пересчете мы выясним, что необходимый объем растительного напитка столь велик, что он нивелирует небольшой углеродный след продукта и дешевле для природы, вероятно, будет обычное молоко».

 

Кто и как поддерживает концепцию устойчивого развития

Еще одна важная составляющая устойчивого рациона ‒ продукты производителей, заботящихся об окружающей среде. Все большие компании, в чью повестку включен вопрос устойчивого развития, публикуют соответствующие отчеты на своих сайтах, рассказывают о наиболее значимых инициативах, ищут решения, позволяющие в корне пересмотреть подход к производству продуктов питания. О наличии таких инициатив в России уже объявили такие бренды как IKEA, Unilever, H&M, Valio.

Алекси Астапцев рассказал о проекте компании Valio по сокращению углеродного следа молока, который компания планирует снизить до нуля к 2035 году. По словам Алекси, это масштабная инициатива, которая охватывает все этапы производства молока ‒ от фермы до стола потребителя: «Мы отмечаем беспокойство потребителей относительно молочного хозяйства и его влияния на окружающую среду. Иногда это беспокойство более оправдано, иногда менее. Тем не менее мы не отрицаем, что производство молока влияет на окружающую среду. В то же время молоко может стать частью решения глобальных проблем человечества. Растущее население планеты необходимо кормить, поля не обеспечат достаточного количества растительной пищи ‒ например, не все земли пригодны для взращивания сельскохозяйственных культур, зато они пригодны как пастбища для скота. Все эти аспекты делают животноводство неотъемлемой составляющей будущего. Но то, какой будет эта составляющая, ‒ в наших руках. Мы можем создать устойчивый бизнес, который сможет ответить на потребность человечества в экологически осознанных инициативах».

Алекси Астапцев, научный сотрудник концерна Valio, участник группы по созданию углеродно-нейтральной цепочки молока Valio 2035

Проект углеродно-нейтрального молока Valio состоит из работ по нескольким направлениям. Базовая задача ‒ работа с фермами и животными, так как порядка 80% углеродного следа молока образуется еще до того, как молоко попадет на территорию завода. Упаковка, логистика, производство ‒ лишь 15-20% углеродного следа готового продукта. Поэтому прежде всего концерном были разработаны меры по снижению углеродного следа ферм. Это углеродное фермерство, подразумевающее уход за полями, заботу о максимально эффективном взращивании культур в полях и их разнообразии. Это переработка отходов жизнедеятельности животных, в котором концерн преуспел настолько, что в перспективе года на одной из финских ферм появится заправка биотопливом, произведенным из навоза. Также это забота о благополучии животных ‒ за 50 лет финским фермерам удалось снизить выбросы метана животных на 50% только за счет заботы о здоровье животных.

Подобные решения ‒ ключ к устойчивому будущему, которое позволит следующим поколениям жить в полноценном мире. Для вас же они станут навигатором среди брендов: кто из представленных на полке в большей мере импонирует вашему внутреннему настрою по озеленению планеты.

Первый молоковоз Valio на биогазе проехал по территории Финляндии в феврале 2019 года