7 фильмов о домашнем насилии над женщиной

7 фильмов о домашнем насилии над женщиной

Виктория Савина   28 апреля 2020
7 мин
7 фильмов о домашнем насилии над женщиной

До вспышки коронавируса одной из самых обсуждаемых тем в России был закон о домашнем насилии, призванном защитить женщин, массово подвергающихся тирании. Time Out вспоминает семь ярких фильмов, демонстрирующих ужасы домашнего ада с разных сторон, а также еще раз подтверждающих необходимость принятия закона и необходимость психологической поддержки жертв абьюза.

«С меня хватит», США, 2002

Enough

Молодая официантка Эрин (Дженнифер Лопес) выходит замуж за обаятельного преуспевающего бизнесмена Митча Хиллера (Билл Кэмпбелл). Спустя годы вполне идиллического брака Эрин узнает об изменах мужа и предъявляет ему претензию, в ответ на которую супруг ее избивает. После того, как насилие начинает практиковаться на постоянной основе, Эрин решается сбежать вместе с ребенком и скрываться под вымышленными именами.

В картине Майкла Эптеда героиня, будучи жертвой семейного насилия, оказывается лишена всякой помощи: ее муж способен подкупить судей, полицейских, адвокатов, получить право родительской опеки и вышвырнуть жену на улицу или силой держать подле себя. Собственно, именно это и происходит. Эрин меняет места жительства и одержимый супруг выслеживает ее раз за разом. Во второй части фильма мы видим, как героиня, понимая, что никакой поддержки или адекватного диалога ждать не приходится, решает дать отпор при помощи физической силы. Этот эпизод вполне отражает реальность, в которой находятся жертвы домашнего насилия (особенно в России), зачастую оказывающиеся в тюрьме в результате попытки самообороны.

Режиссер: Майкл Эптед

В ролях: Дженнифер Лопес, Билл Кэмпбелл, Тесса Аллен, Джульетт Льюис

 

 

 

«В постели с врагом», США, 1991

Sleeping With The Enemy

Сюжет разворачивается вокруг Лоры (Джулия Робертс), которая живет с супругом Мартином (Патрик Бергин) уже четвертый год. С виду их пара — идеал счастливой и благополучной семьи. Но за убедительной картинкой внешнего спокойствия скрываются жестокость и страх. Раз за разом Мартин проявляет склонность к нездоровому доминированию и садистским наклонностям, которые являются реакцией на любое «неправильное» действие Лоры.

Фильм потрясающе работает со страхом остаться наедине с домашним садистом и образом идеального мужа, который в момент может превратиться в агрессивного и придирчивого женоненавистника, демонстрирующего целый набор комплексов. Как и в случае с ситуацией из «С меня хватит», жертва домашнего насилия вынуждена сбежать, но выбирает другое решение — инсценировать собственную гибель. Развитие сюжета показывает, к чему приводит систематическое психологическое и физическое подавление женщины. Вроде бы освободившаяся Лора пытается начать нормальную жизнь, но ее продолжают мучать паника, одержимость преследованием, вопрос доверия новым людям и сложность в выстраивании новых отношений.

Режиссер: Джозеф Рубен

В ролях: Джулия Робертс, Патрик Бергин, Кевин Андерсон

 

 

 

«Инстинкт убийцы», США, 2001

Instinct to Kill

Сюжет фильма рассказывает о девушке по имени Тэсс Бэкетт (Мисси Крайдер), которая окончила колледж с отличием и вскоре вышла замуж любви за мужчину (Тим Эбелл), истинное лицо которого проявилось только спустя месяц после свадьбы. Девушка узнает, что ее муж Джим — жестокий садист с туманным прошлым и умеет говорить только на языке побоев.

В отличие от героинь двух вышеупомянутых картин у Тэсс была возможность обратиться в полицию, и Джима посадили в тюрьму, а девушка получила развод. Однако ситуация продолжала развиваться: ради того, чтобы воссоединиться с Тэсс, ее уже бывший муж сбегает из заключения и начинает новую волну преследования своей жертвы. Героиня находит выход в том, чтобы обратиться к инструктору по самообороне, которого играет Марк Дакаскос. Как и в предыдущих случаях, мы видим, что преследователя удается остановить только при помощи силы и самосуда.

Режиссер: Густаво Грэф-Марино

В ролях: Марк Дакаскос, Мисси Крайдер, Тим Эбелл, Кадим Хардисон

 

 

 

«Жена полицейского», Германия, 2013

Die Frau des Polizisten

Гренинг снял свой фильм на основе десятков интервью с женщинами, подвергшимся домашнему насилию. Его лента повествует об обычной с виду семье, состоящей из мужа Уве (Давид Циммершид), жены Кристины (Александра Финдер) и их дочери Клары (близняшки Пия и Кьяра Клеман). Кристина любит своего мужа, но время от времени у Уве проявляется отстраненное и нервозное поведение, которое заканчивается синяками на теле Кристины.

Фильм длится почти три часа, практически лишен слов и разбит на пятьдесят девять глав, длящихся в среднем по паре минут. «Жена полицейского» заставляет зрителя раствориться в своей повседневности и демонстрирует рутинную реальность, в которой насилию уделены лишь несколько эпизодов. Уве бьет жену за ее ранний отход ко сну, кричит на нее за чавканье и оставляет «черные пятна», разрастающиеся словно сорняк или пожирающая изнутри болезнь. Но подавляющая часть времени посвящена семейным ритуалам, дурачествам, детским песенкам — они куда важнее слов, которые практически отсутствуют. Насилие в фильме является неотъемлемой частью любви, которая может быть болезненной и приносить страдания. В противовес основной сюжетной линии Гренинг периодически переводит взгляд на одинокого безымянного старика, демонстрируя еще один ужас — одиночество. Практически лишенная непосредственных сцен жестокости «Жена полицейского» ужасающе правдоподобно рассказывает историю о семейном насилии, которое зачастую протекает в замкнутом домашнем аду, незаметном для внешнего взгляда.

Режиссер: Филип Гренинг

В ролях: Александра Финдер, Давид Циммершид, Пиа Клеман, Кьяра Клеман

 

 

 

«Возьми мои глаза», Испания, 2003

Te doy mis ojos

Женщина по имени Пилар (Лайя Маруль) долгое время терпит вспышки гнева и систематические издевательства мужа Антонио (Луис Тосар). Однажды она решает забрать сына, переехать к сестре и наладить жизнь, что постепенно и происходит. Однако вереница благоприятных событий прерывается, когда Антонио просит Пилар вернуться назад.

Особенность картины заключается в том, что после побега, который происходит в самом начале фильма, жертва насилия возвращается к мужу по доброй воле. Параллельно мы видим, как Антонио испытывает череду сомнений и даже намеревается ходить на курсы по борьбе с гневом, лишь бы его семья снова воссоединилась. Конечно, чуда не происходит и лента демонстрирует, как все возвращается на круги своя и Пилар вновь приходится думать, как уйти от мужа.

Режиссер: Исиар Больяин

В ролях: Лайя Маруль, Луис Тосар, Кандела Пенья, Роса Мария Сарда

 

 

 

«Жизнь этого парня», США, 1993

This Boy's Life

Действие разворачивается в 1957-ом году в США. Кэролайн (Эллен Баркин) вместе с младшим ребенком Тоби (Леонардо Ди Каприо) бросает муж, который женился на обеспеченной женщине и забрал с собой старшего сына. После этого женщина отправляется в бесцельную поездку по Америке. В небольшом городке она встречает автомеханика Дуайта Хансена (Роберт Де Ниро), за которого выходит замуж в надежде на лучшее будущее. Однако образ вежливого и серьезного человека рассеивается, как только Дуайт демонстрирует грубость, вспыльчивость и алкогольную зависимость в придачу.

Повествование в фильме ведется от лица подростка Тоби. На протяжении хронометража, посвященного супружеской жизни Кэролайн, мы видим, как он сам мучается, а его мать терпит издевательства Дуайта, который суровыми методами подавляет любое инакомыслие. Картина является экранизацией полуавтобиографической книги профессора литературы Тобиаса Вулфа, вспоминающего о детстве на рубеже 1950—1960-х годов.

Режиссер: Майкл Кейтон-Джонс

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Эллен Баркин, Джона Блекмен

 

 

 

«Тихая гавань», США, 2013

Safe Haven

Главная героиня фильма, Кэти (Джулианна Хаф), много лет страдала от жестокости мужа и решилась на побег. Девушка переезжает в прибрежный городок в Северной Каролине и пытается строить лучшее будущее, но продолжает страдать от психологических травм. Жизнь Кэти становится еще сложнее с появлением в ней Алекса Уитли (Джош Дюамель), вдовца с двумя детьми, пытающегося за ней ухаживать.

Лента Халльстрема демонстрирует так называемый реабилитационный период психики: восстановление героини и так проходит тяжело, но осознав, что она начинает влюбляться в мужчину, женщина испытывает страх и панику. Фильм сосредотачивается на борьбе Кэти с прошлым и ее попытках построить новую семью.

Режиссер: Лассе Халльстрем

В ролях: Джулианна Хаф, Джош Дюамель, Дэвид Лайонс