Лучшие фильмы-биографии по мнению Time Out

Лучшие фильмы-биографии по мнению Time Out

  25 июля 2016
10 мин
Лучшие фильмы-биографии по мнению Time Out

Всем нам интересно, какими были знаменитые люди в обычной жизни, чем дышали, что любили, кого ненавидели, как искали свой путь. Фильмы-биографии, основанные на реальных событиях, позволяют зрителям прикоснуться к великим судьбам, увидеть живых людей за документальными хрониками и строчками в школьных учебниках. В топ-10 биографических киноработ от Time Out вошли художественные и документальные фильмы-биографии, в которых рассказываются истории великих людей.

Список Шиндлера (реж. Стивен Спилберг, США, 1993)

Великая биографическая драма Стивена Спилберга, взявщая 7 премий «Оскар» в 1993 году. Реальная история Оскара Шиндлера — члена нацистской партии, преуспевающего бизнесмена, спасшего во время войны более тысячи евреев.

МакКонки (реж. Роб Брюс, США, 2013)

Полнометражный документальный фильм студии Red Bull Media House, снятый совместно с компанией Matchstick Productions, посвящен великому спортсмену, сделавшему очень много для развития своего вида спорта и для воплощения в жизнь своих устремлений. Фильм посвящен жизни великого спортсмена и новатора Шейна Макконки. Картина сочетает в себе как динамичные съемки невероятных спусков, так и отрывки из домашнего видео, а также интервью с теми, кто знал его лучше всех. Зрители смогут взглянуть на своего героя с другой стороны и узнать, каким он был в обычной жизни. Что же касается спорта, фильм расскажет о том, как человеку, который не хотел подстраиваться под чужие стандарты, удалось достичь успеха, играя по своим собственным правилам, оставаясь верным своей мечте и беря от жизни все каждый день.

Поймай меня, если сможешь (реж. Стивен Спилберг, США, 2002)

Фрэнк Эбэгнейл успел поработать врачом, адвокатом и пилотом на пассажирской авиалинии — и все это до достижения полного совершеннолетия в 21 год. Мастер в обмане и жульничестве, он также обладал искусством подделки документов, что в конечном счете принесло ему миллионы долларов, которые он получил по фальшивым чекам. Агент ФБР Карл Хэнрэтти отдал бы все, чтобы схватить Фрэнка и привлечь к ответственности за свои деяния, но Фрэнк всегда опережает его на шаг, заставляя продолжать погоню.

Пробуждение (реж. Пенни Маршалл, 1990)

Доктор Малколм Сэйер, застенчивый врач и ученый, использует экспериментальные препараты, чтобы «пробуждать» обездвиженные жертвы редкого заболевания. Леонард был первым пациентом, получившим это неопробованное лечение. Его пробуждение, наполненное благоговением, страхом и энтузиазмом, приводят как бы ко второму рождению и самого Сэйера по мере того, как пациент открывает для себя и доктора простые радости жизни. Воодушевленный чудесным выздоровлением Леонарда, Сэйер дает лекарство другим больным. Фильм на английском языке с русскими субтитрами.

Без обратного пути (реж. Уилл Лавлэйс, Великобритания, 2010)

Апология бритпопа: Тони Блэр, наркотическая зависимость, костры амбиций Дэймана Албарна и ревущий Гайд парк, горланящий «Song 2» на последнем концерте группы. Этот фильм, являющийся готовой заявкой на включение группы Blur в Зал славы, помимо важных, но общеизвестных моментов (вроде соперничества с Oasis за первенство в том же бритпопе) визуализирует и те, что всегда оставались за кадром: вот школа искусств, где Албарн познакомился с Грэмом Коксоном, вот архивное интервью, где группа без особого успеха объясняет, что имелось в виду под названием «Great Escape», вот последний выход на сцену, к которому решительно нечего добавить.

 

Сенна (реж. Азиф Кападиа, Великобритания, 2010)

Документальный фильм об одном из лучших гонщиков за всю историю Формулы-1 – Айртоне Сенне. В середине 80-х годов прошлого века одаренный молодой бразилец Айртон Сенна в прямом и переносном смысле ворвался в мир гонок Формулы-1 и неожиданно для всего мира покорил спорт, в котором до него фаворитами традиционно считалась европейские спортсмены. Путь Сенны к успеху не был легким — как на трассе, так и вне ее — но в конце этого пути его ожидали три победы подряд в чемпионате, статус культовой фигуры родине и мировая слава.

Пианист (реж. Роман Полански, Польша, 2002)

Фильм посвящен композитору Андре Ганьону. Две сестры, 16 и 17 лет, соблазнили своего соседа, живущего в особняке напротив, знаменитого тридцатилетнего пианиста из Японии Йоши Такахаши. Но дело обстояло совсем не так грубо и прямолинейно, как звучат голые факты. Девочки безумно, одержимо полюбили его в том возрасте, когда потребность любить заставляет выбрать себе кумира, каковым и стал для них этот стройный юноша, в свободное время предпочитающий классике рок-музыку. Этому немало способствовало то, что отец их был очень и очень обеспеченный учитель музыки, вся обстановка в роскошном доме и то, что одна из них сама занималась виолончелью (ради него). Весь зрительный рад картины, тщательно выверенная раскадровка интерьеров и пейзажей (очень красивое место возле океана — сосны, камни и море) в японском стиле подчеркивают эстетичность рассказываемой психологической драмы, в которую вовлечено соперничество между сестрами, ибо Йоши в дальнейшем предпочел одну из них, менее утонченную и совсем не склонную к медитации. Сценарий Клода Ганьона по роману Энн Айрлэнд "Некий мистер Такахаши" включает также линию старой любви друга отца к их матери, с которым отвергнутая японцем сестра трахается в пляжной будке во время дождя. Некоторым напоенная эротикой (несмотря на полное отсутсвие обнаженных тел) картина может показаться неестественной и напыщенной. 

Гонка (реж. Рон Ховард, Великобритания, 2013)

Рон Ховард снял самый эффектный фильм об автогонках за последние тридцать лет — историю противостояния гонщиков «Формулы-1» Ники Лауда и Джеймса Ханта. Бокал шампанского. Полкосяка марихуаны. Глоток виски. Теперь можно и за работу. Работает Джеймс Хант (Крис Хемсворт) автогонщиком — в болиде, больше похожем на маленький зеленый гроб на колесах, наматывает круги в рамках второстепенной «Формулы-3». Рискует, плюет на соперников и смерть, приходит первым. К большому неудовольствию Ники Лауды (Даниэль Брюль) — австрийского педанта, ко всему от входа в поворот до риска фатального исхода во время гонки («20% — на это я пойти готов, но ни процентом больше») подходящего с четким расчетом. На мускулистого блондина Ханта уже вешаются трофейные девицы, в то же, что щуплый, некрасивый Лауда — гонщик, не верит решительно никто. Пройдет шесть лет, и оба будут соревноваться за победу уже в «Формуле-1» под прицелом телекамер и всего мира. Уровень презрения друг к другу у парочки при этом только вырастет.

«Гонка» — наверное, самый эффектный и точный в деталях фильм об автогонках со времен великого «Гран-При» Джона Франкенхаймера (вышедшего, на минуточку, еще в 1966-м!): рев моторов глушит так, что мысленно молишь о берушах, камера то возит зрителя носом по асфальту, то нагнетает саспенс остановок на пит-стоп, залезая болиду под капот. Стремление ухватить неочевидные тонкости автоспорта высших достижений проявляется и в работе с сюжетом — в котором находится место как подковерным интригам между конструкторами, так и суровой финансовой реальности «Формулы» (первая команда Ханта в высшем гоночном классе разоряется у нас на глазах). Дьявол, как известно, в деталях — и режиссер «Гонки» Рон Ховард не пренебрегает последними, добиваясь того же реализма, которым хвастал, например, недавний документальный шедевр «Сенна», — что для игрового фильма подлинное достижение.

Задача, которую ставят перед собой Ховард и его заслуженный сценарист Питер Морган (автор «Королевы» и «Фроста против Никсона»), впрочем, еще амбициознее. Они стремятся в первую очередь передать вольный, буйный, смертельно опасный дух «Формулы-1» семидесятых — когда гонщики не стеснялись вести себя, как рок-звезды, мастерство вождения еще значило больше, чем техническая продвинутость машины, а сами болиды с точки зрения безопасности не выдерживали никакой критики, ежегодно унося по паре жизней. Дух этот они транслируют не только операторской работой, имитирующей архивные кадры того времени, но и самим соперничеством Ханта и Лауды. Делая акцент на этой непримиримой борьбе двух равных по таланту, но кардинально разных по характеру пилотов, они попутно решают и проклятую проблему жанра спортивной драмы — как сохранить интригу, показывая соревнования, исход которых известен каждому пользователю «Википедии»? Ответ режиссер и сценарист находят неочевидный — они доводят накал страстей и риска до предела, чтобы обнаружить, что на этом пределе не так уж на самом деле и важно, кто пришел первым в зачете чемпионата мира. Куда важнее то, как два человека, ненавидевших друг друга всю сознательную жизнь, на грани гибели вдруг обнаруживают родство, подлинное братство, возможное только у соратников по оружию, одновременно заглядывающих смерти в лицо. Гонки гонками, спорт спортом, но этот фильм вдруг оказывается историей неожиданной и искренней любви, взаимного притяжения — интересной далеко не только фанатам «Формулы-1».

В погоне за счастьем (реж. Габриэль Муччино, США, 2006)

На пути к своему счастью темнокожему коммивояжеру-неудачнику придется постоянно двигаться против течения и проявлять несгибаемую силу воли. «"Счастье" — это не глагол», — объясняет в начале фильма Крис Гарнер (Смит) сынишке. Но до финальных титров ему придется ежесекундно опровергать это высказывание, поскольку окажется, что счастье — это непрерывное действие.

Не секрет, что Америка сдвинута на культе счастья. Известны два пути его достижения. Первый — выдумать что-нибудь этакое, хулахуп или кубик Рубика. Второй путь сложнее. О том и кино. Для темнокожего коммивояжера-неудачника, как и для 99% человечества, быть счастливым значит заработать достаточно денег, чтобы содержать семью. На пути к этой цели ему придется постоянно двигаться против течения и проявлять несгибаемую силу воли.

Несчастного Криса, вложившего все деньги в рентгеновские аппараты, которые не покупает ни одна клиника, достают кредиторы, арестовывают за неуплату парковочных штрафов, от него уходит жена, его выселяют из квартиры. Но однажды у здания биржи он встретит счастливца на роскошной машине. «Что вы делаете и как вы это делаете?» — спрашивает застывший от восторга Крис. «Я работаю брокером», — отвечает тот.

Сюжетной основой фильма послужила биография человека, разбогатевшего на биржевых спекуляциях в период Великой депрессии. Правда, здесь действие перенесено в 1981 год, во времена социального упадка, спровоцированного «рейганомикой». Конечно, данный «рецепт счастья» подходит не всем: отец-одиночка Крис Гарнер живет с бомжами, спит в общественном туалете и при этом полгода учится на курсах брокеров, зная, что из 20 стажеров на работу возьмут одного.

Санденсовский лауреат Габриэль Муччино для англоязычного дебюта выбрал реалистичный стиль повествования, где по мере приближения к мечте жизнь героев меняется лишь к худшему. И не ошибся: хладнокровно смотреть на их мучения совершенно невозможно (не в последнюю очередь благодаря актерам: Уилл Смит здесь еще более негламурный, чем в «Али»). Легче поверить, что счастье — безальтернативный способ выживания, а хеппи-энд — единственно возможный финал.

Легенда 17 (реж. Николай Лебедев, Россия, 2012)

Байопик хоккеиста Валерия Харламова — первая удача русского кино в жанре спортивной драмы. Фильм получился историей становления не человека, но мифа о нем, причем историей парадоксальным образом вполне человечной. Главную роль исполнил Данила Козловский. Юный выпускник хоккейной школы ЦСКА Валера Харламов (Данила Козловский) рвет в клочья соперников армейского дубля — надеясь обратить на себя внимание тренера клуба и сборной Анатолия Тарасова (Олег Меньшиков). Тарасов засвидетельствует первый харламовский гол за взрослую команду — и, ехидно улыбаясь, отправит талантливого юниора не в основу, а в Чебаркуль. Набираться опыта в местной «Звезде» из второй лиги — со взрослыми мужиками, давно избавившимися от карьерных иллюзий. В Чебаркуле Харламов переживет дедовщину и тренировки на лестницах мартеновских печей, станет лидером команды и заслужит вызов в Москву. Где немедленно попадет в жернова тарасовской тирании — а также на карандаш главе спорткомитета (Владимир Меньшов), давно ищущему повод сместить Тарасова из сборной. Например, донос от недовольного игрока.