Наше все | Арт | Time Out

Наше все

Ольга Хорошилова   30 октября 2006
3 мин
Наше все
Празднование юбилея Ленинградского рок-клуба, как день рождения Шостаковича, длится почти год. В марте начали отмечать, а закончат, видимо, только к декабрю.

Празднование юбилея Ленинградского рок-клуба, как день рождения Шостаковича, длится почти год. В марте начали отмечать, а закончат, видимо, только к декабрю. Участвуют не только музыканты, но и художники, фотографы, кинорежиссеры.

В ноябре главной площадкой юбилейных торжеств станет ЦВЗ "Манеж", где пройдет выставка-фестиваль "Посвящается 25-летию Ленинградского рок-клуба". Как всегда в Манеже — громоздкая и беспорядочная. Первая часть — экспозиционная: холсты и объекты, созданные под влиянием рок-культуры, фотографии и киноленты, на которых — Гребенщиков, Курехин, Ильченко, Цой, Мамонов, Кинчев, Полева, Бутусов. Тут же будут выставлены живопись и другие поделки самих музыкантов. Вторая часть — концерт в СК "Юбилейный". Обещают выступление "ДДТ", "Алисы", "Аквариума", "АукцЫона", "Ночных снайперов".

Цель организаторов торжеств — создать по случаю музей Ленинградского рок-клуба и поместить на дом №13 по улице Рубинштейна памятную доску. То есть поставить жирную точку в живой истории. Есть, правда, и противоположная идея — возродить рок-клуб и вновь собрать музыкантов, художников, режиссеров, поэтов в дружную команду, но сейчас это звучит менее правдоподобно.

Другая юбилейная выставка — в галерее "Д-137" — "Незнакомое "Кино". В течение многих лет Наталья Васильева, когда-то фотохроникер ленинградского андерграунда, а сегодня лондонский ароматерапевт, снимала Виктора Цоя, Георгия Гурьянова, Юрия Каспаряна. Со временем собралась прекрасная коллекция — фотобиография группы "Кино".

По словам куратора выставки Артемия Троицкого, в галерее "Д-137" будут представлены неизвестные и ранее не публиковавшиеся снимки группы. Это в основном интимные фотографии, сделанные "с руки" — на память о путешествиях, концертах, посиделках. Незнакомое, но все же узнаваемое "Кино" — неоромантические прически, длиннополые пальто, подведенные глаза. Конечно, участники группы "Кино" лишь отчасти были связаны с рок-клубом и принадлежали более молодому поколению. Однако они стали талантливыми имиджмейкерами ленинградского рока.

Если верить Троицкому: "Снисходительно глядя на эти трогательные и идиллические архивные кадры, понимаешь то, что эти беспечные, резвящиеся в темнеющем прошлом юноши — молодые боги. Лучшая группа и красивейший русский поп-миф всех времен".

Одна выставка — большая, парадная и официальная, другая — маленькая и интимная. Но и самих рок-клубов было два. Один — бюрократическое заведение на улице Рубинштейна, 13, находившееся под пристальным наблюдением КГБ.

Второй — понятие эфемерное, ни бухгалтерским расчетам, ни кагэбистской слежке не подвластное. Советский феномен, объединивший рокеров, художников-самоучек, кандидатов всевозможных наук, поэтов, филологов, критиков.

Зеркальное отражение официальной системы — со своей идеологией, ценностями и запретами, мифологией, учителями, кардиналами и идолами. Здесь говорили на одном языке, пили водку из одного чайника и мечтали "изменить мир".

В 80-х рок растворялся в более молодом искусстве. Весь ли растворился — вопрос, но то, что современная городская музыкальная (и не только) культура родом из ленинградского рока — факт.