«Наш авангард»
О выставке
В Русском музее хранится уникальная по объему, качеству и разнообразию коллекция искусства авангарда. Среди ее отличительных черт – высокий художественный уровень произведений, репрезентативность основных тенденций искусства, полнота и пропорциональность количественного представления авторов. Посетители выставки увидят более трехсот живописных работ, произведений печатной графики и фарфора. За основу проекта «Наш авангард» взят принцип систематического показа: шедевры расположены по …
В Русском музее хранится уникальная по объему, качеству и разнообразию коллекция искусства авангарда. Среди ее отличительных черт – высокий художественный уровень произведений, репрезентативность основных тенденций искусства, полнота и пропорциональность количественного представления авторов. Посетители выставки увидят более трехсот живописных работ, произведений печатной графики и фарфора.
За основу проекта «Наш авангард» взят принцип систематического показа: шедевры расположены по направлениям, течениям, пластической и мировоззренческой проблематике. Маршрут движется от «изма» к «изму» (импрессионизм – примитивизм – сезаннизм – кубизм – футуризм – абстракция – конструктивизм), наследуя, дополняя и совершенствуя ту модель, которая была выработана в музейной практике 1920-х годов. Одним из главных ориентиров стала деятельность руководимого Николаем Пуниным Отделения новейших течений Русского музея. Как и тогда, произведения одного и того же автора могут быть размещены в разных залах в зависимости от задач, решаемых художником в конкретный период его творчества.
Магистральную линию выставки дополняют «фокусные» залы. В одном из них собраны портреты и автопортреты деятелей культуры – «действующих лиц» эпохи, тех, кто создавал феномен русского авангарда. Другие залы посвящены постсупрематизму Казимира Малевича и аналитическому искусству Павла Филонова, что позволяет показать их наследие со всей возможной полнотой, подчеркнуть неоспоримо высокий статус художников и, более того, сделать акцент на специфике музейного собрания: нигде в мире нет столь значительных персональных комплексов этих мастеров.
Панорама тенденций, представленная живописью (и отчасти скульптурой), находит отражение и дальнейшее развитие в разделе станкового рисунка. Особое внимание также уделено футуристической книге и авангардному фарфору.
Памятный зал, обращенный к ключевому событию авангардного движения – постановке оперы «Победа над Солнцем» (1913), организован особым образом: зрителей ждет пустое пространство, в центре которого – рояль-метафора, а стены украшены проекцией эскизов декораций и костюмов Казимира Малевича в сопровождении фонограммы спектакля (музыка Михаила Матюшина, тексты Велимира Хлебникова и Алексея Крученых).