«Женитьба» в Театре Моссовета: когда не смешно — это тоже по Гоголю
«Женитьба» у Марчелли не комедия, а деконструкция намерения. Тут не про любовь и даже не про сваху. Тут про то, как невозможность принять решение становится действующим лицом.
Сценография работает как рентген: в первом акте — пустота, и она звенит. Подколесин сидит в комнате с белыми стенами, а в ней эхом гуляет тоска. Он не мечется — он медленно разваливается в рассуждениях.
Во втором акте на сцене уже появляется антураж и потенциальная невеста, но яснее ситуация не становится — наоборот, становится тесно.
Яцко играет усталость и нерешительность тонко, без перегибов. Он вызывает сочувствие, а местами и раздражение — в этом, наверное, точка попадания. Ольга Остроумова в роли свахи Феклы Ивановны энергична, даже властна, и временами кажется, что это она — главный мотор всего сюжета.

Агафья Тихоновна (Ника Здорик) получилась живой, не картонной. Она не глупа, не кукла, не стереотип. Она наивная, да. Но наивность у Ники Здорик осознанная. Та, что делает шаг навстречу и тут же понимает, что шагала в никуда.
Комедийные сцены работают не всегда.
Некоторые шутки звучат натянуто — то ли слишком простые, то ли вставлены вне ритма. В зале вроде бы смеются, но ощущение, что публика не всегда смеется потому, что действительно весело. А скорее потому, что так принято на Гоголе.

В целом спектакль производит впечатление крепкой, но тревожной работы. Он не дает расслабиться. Это не веселый водевиль, а спектакль о внутреннем параличе, о людях, которые вроде бы готовы жить, но не делают даже шага вперед.
И, наверное, это даже хорошо. Потому что «Женитьба» здесь — это не про свадьбу. Это про невозможность решиться. И про то, как сложно быть взрослым, когда все вроде бы уже устроено.